Аннотации к РП СОО 2023-2024

Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 (МОУ СОШ № 1)
г. Богданович, ул. Ленина 3, 623530, тел.(34376)56745, e-mail: sosh_1@uobgd.ru

Предмет

Русский язык

Литература

Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной
образовательной программы среднего общего образования
2023 – 2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной
программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности еѐ самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании
программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего образования отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы воспитания, с
учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утверждѐнной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание

История
(базовый
уровень)

законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать
и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены
этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к
учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах на изучение
учебного предмета «Литература» (базовый уровень) отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы воспитания,
и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого еѐ народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

История
(углубленный
уровень)

Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом федеральной
рабочей программы воспитания.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
На ступени среднего общего образования предполагается расширение задач по следующим параметрам:
● углубление социализации обучающихся, формирование гражданской ответственности и социальной
культуры, адекватной условиям современного мира;
● освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX—XXI вв.;
● воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и
народами, в духе демократических ценностей современного общества;
● формирование исторического мышления, то есть способности рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое —
настоящее — будущее»;
● работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебно-проектной
деятельности; в углубленных курсах — приобретение первичного опыта исследовательской
деятельности;
● расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление различных версий
и оценок исторических событий и личностей, определение и выражение собственного отношения,
обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);
● развитие практики применения знаний и умений в социальной среде, общественной деятельности,
межкультурном общении;
● в углубленных курсах — элементы ориентации на продолжение образования в образовательных
организациях высшего образования гуманитарного профиля.
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» учебным планом
гуманитарного профиля на углубленном уровне в 10—11 классах. На изучение истории на ступени среднего
общего образования (углубленный уровень) отводится 272 часа:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).

Обществознание
(углубленный
уровень)

География

Рабочая программа по обществознанию углублѐнного уровня составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования1, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по обществознанию углублѐнного уровня реализует принцип преемственности рабочих
образовательных программ основного общего и среднего общего образования и ориентирована на расширение и
углубление содержания, представленного в рабочей программе по обществознанию базового уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума
различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В
основу отбора и построения учебного содержания положен принцип много дисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление
теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного
получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с
адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций. Изучение обществознания на углублѐнном уровне предполагает получение обучающимися
широкого (развѐрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
В соответствии с учебным планом обществознание на углублѐнном уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее
количество времени на два года обучения составляет 272 часа (136 часов в год). Общая недельная нагрузка в
каждом году обучения составляет:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции
содержания образования в области естественных и общественных наук.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно многополярного мира,
глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о
роли России в современном мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились
интегративность, междисциплинарность, практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии,
что позволило более чѐтко представить географические реалии происходящих в современном мире
геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социально-экономических,
геоэкологических событий и процессов.
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов: по одному часу
в неделю в 10 и 11 классах.

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе требований к результатам освоения программы среднего общего образования, представленных в ФГОС
СОО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Программа обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета
ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня среднего общего образования; предполагает
освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учѐтом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы
изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности еѐ избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль №2 «Безопасность в быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных местах»
Модуль №5 «Безопасность в природной среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в
неделю) в 10—11 классах.

Математика

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учѐтом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в
Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в
частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать
определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач»
относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне
среднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трѐх
учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а
элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на изучение
математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 340
учебных часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю).

Математика
(углубленный
уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» углублѐнного уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учѐтом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультуного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах углублѐнного уровня: «Числа и вычисления»,
«Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа»,
«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность
и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако
не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая
составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и
содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное и
противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической
индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность
рассуждений» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам
обучения на уровне среднего общего образования.
В учебном плане социально-экономического профиля на изучение математики в 10—11 классах на
углублѐнном уровне отводится 8 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 544 учебных
часов.

Информатика

Биология

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, а также Федеральной программы
воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития,
которые включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной
области;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных
связей с другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной
образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11
классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.1 .2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учѐтом приоритетного значения
знаний об отличительных особенностях живой природы, о еѐ уровневой организации и эволюции. В соответствии
с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология
как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая
система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и
присущие им закономерности».
На еѐ изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.

Физика

Химия

Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения предмета)
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(ФГОС СОО), а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11
классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных
явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объѐме 136 часов за два года обучения
по 2 часа в неделю в гуманитарном, социально-экономическом профилях 10 и 11 классов.
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учѐтом «Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений федеральной рабочей
программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования,
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают
государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения
предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии. Получат базовые представления о
номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений различных
классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения органических
веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения
всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.

Иностранный
(английский)
язык

Физическая
культура

На ступени среднего общего образования на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в
гуманитарном, социально-экономическом и технологическом профилях 10 и 11 классов.
Программа по английскому языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования разработана на
основе ФГОС СОО. Программа даѐт представление о целях образования, развития, воспитания и социализации
обучающихся на уровне среднего общего образования, путях формирования системы знаний, умений и
способов деятельности у обучающихся на базовом уровне средствами учебного предмета «Иностранный
(английский) язык», определяет инвариантную (обязательную) часть содержания учебного курса по
английскому языку как учебному предмету, за пределами которой остаѐтся возможность выбора вариативной
составляющей содержания образования в плане порядка изучения тем, некоторого расширения объѐма
содержания и его детализации.
Учебному предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит важное место в системе среднего общего
образования и воспитания современного обучающегося в условиях поликультурного и многоязычного мира.
Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся,
осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их
общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию
чувств и эмоций.
Предметные знания и способы деятельности, осваиваемые обучающимися при изучении иностранного языка,
находят применение в образовательном процессе при изучении других предметных областей, становятся
значимыми для формирования положительных качеств личности. Таким образом, они ориентированы на
формирование как метапредметных, так и личностных результатов обучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного (английского) языка – 204 часа: в 10 классе –
102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных
организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
Общий объѐм часов, отведѐнных на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» в средней
общеобразовательной школе, составляет 204 часа (3 часа в неделю), из которых 136 часов (2 часа в неделю)
отводятся на реализацию программы инвариантных модулей. На вариативные модули отводится 68 часов из
общего объѐма (1 час в неделю). Вариативные модули рабочей программы, включая и модуль «Базовая
физическая подготовка», реализованы за счет часов части, формируемой участниками образовательных
отношений. Данный курс называется Общая физическая подготовка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».