Пояснительная записка Учебный план, реализующий адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования 5-9 классов для обучающихся с умственной отсталостью, является частью адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1. Учебный план предусматривает обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса или обучения на дому. Учебный план обеспечивает обучение: 1. С умственной отсталостью Нормативно-правовые основания учебного плана Учебный план основного общего образования для обучающихся по ФАООП УО составлен в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ 2. Федеральный закон от 19.12.2023 г №618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Постановление Правительства Свердловской области от 23 апреля 2015 г №270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями на 12 января 2023 года) 4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарноэпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г). 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучении детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». 6. О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства Просвещения России № 36 от 28.02.2023 года 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». 9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)». 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 11. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2016 №02-01-82/2941 «О направлении методических рекомендаций по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК» 12. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ от 15.07.2013 13. Устав МОУ СОШ № 1 Обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется через вариативные формы получения образования и путём организации специального сопровождения: в условиях обучения в общеобразовательном классе или на дому (по медицинским показаниям) по индивидуальному учебному плану. Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся. Учебный план направлен на реализацию основных целей и задач, стоящих перед школой, направлен на максимальное удовлетворение образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение качества образования и реализацию таких программных установок как индивидуализация обучения, развитие личности обучающихся, социализация и профессиональная ориентация. Режим обучения и недельная нагрузка обучающихся Продолжительность учебного года, сроки каникул определяются годовым календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября. Учебный год в 5-9 классах делится на четверти. Аудиторная учебная нагрузка обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных классов состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов внеурочной деятельности. Она определена на основе санитарно-гигиенических требований СанПиН 3.3686-21 для обучающихся с ОВЗ, в т.ч. на дому – по индивидуальному плану. Сменность и режим занятий определяются годовым календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Учебный план является нормативной основой для составления расписания учебных занятий и тарификации педагогического состава. При формировании и реализации данного учебного плана предусмотрено обеспечение основных направлений региональной политики в сфере образования, в том числе: реализация адаптированных основных образовательных программ обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе в условиях интегрированных форм образования; применение электронного обучения, проектных образовательных технологий с учетом медицинских показаний к организации обучения детей данной категории. Использование учебно-методических комплектов При формировании перечня учебников, учебно-методических комплектов школа руководствовалась приказами Минобрнауки России об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Кроме того, при осуществлении образовательной деятельности школа пользуется учебниками, находящимися в библиотеке районного обменного фонда. Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательного класса Учебный план МОУ СОШ №1, реализующий АООП УО для обучающихся с умственной отсталостью фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план учитывает сроки освоения АООП ООО с УО обучающимися за 5 лет. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФАООП УО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 7). Наполнение учебного плана Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с ФАООП УО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1 - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке) в целом соответствует обязательным требованиям ФАООП УО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы. 1-й вариант - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих ФАООП УО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью на уровне основного общего образования. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов. Предметные области Класс Количество часов Всего Учебные предметы V VI VII VIII IX Русский язык 4 4 4 4 4 20 Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 4 4 20 Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 Природоведение 2 2 - - - 4 Биология - - 2 2 2 6 - 2 2 2 2 8 Основы социальной жизни 2 2 2 2 2 10 Мир истории - 2 - - - 2 История Отечества - - 2 2 2 6 Музыка 1 - - - - 1 Рисование (изобразительное 2 - - - - 2 Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек и общество География 5. Искусство искусство) 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 2 2 2 10 7. Технология Профильный труд 6 6 7 7 7 33 Итого 27 28 28 28 28 139 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 2 2 1 1 1 7 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) 29 30 30 30 30 149 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 30 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).