Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 ГО Богданович Утверждаю ректор МОУ СОШ №1 Пр.№ Д « 7 // » Д яги лева М.В 4 г. 7О7, , lil55U0 °«>/ о)=г? \Ч / , 0 а/' \ о * ® А . \> * Учебный план >не# АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) г. Богданович / оч * * i о* Пояснительная записка Учебный план, реализующий федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования 1-4 классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является частью адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1. Учебный план предусматривает обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса или обучения на дому. Нормативно-правовые основания учебного плана Учебный план составлен в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ 2. Федеральный закон от 19.12.2023 г №618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 №35847) 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г №1023 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 5. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г). 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучении детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». 7. О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства Просвещения России № 36 от 28.02.2023 года 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 9. "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». 1. 11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)». 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 13. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2016 №02-01-82/2941 «О направлении методических рекомендаций по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК» 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ от 15.07.2013 15. Устав МОУ СОШ № 1 Обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется через вариативные формы получения образования и путём организации специального сопровождения: в условиях обучения в общеобразовательном классе или на дому (по медицинским показаниям) по индивидуальному учебному плану. Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся. Учебный план направлен на реализацию основных целей и задач, стоящих перед школой, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение качества образования и реализацию таких программных установок как индивидуализация обучения, развитие личности обучающихся, социализация и профессиональная ориентация. Режим обучения и недельная нагрузка обучающихся Продолжительность учебного года, сроки каникул определяются годовым календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября. Учебный год в 1-4 классах делится на четверти. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - предусмотрено использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - 4 урока по 40 минут каждый); - проведение не более 4 уроков в день (допускается проведение 5-го урока один раз в неделю за счет урока физической культуры); - организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; - обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - продолжительность урока 40 минут; - домашнее задание обучающимся по адаптированным программам в 1 классе не задается; - дополнительные недельные каникулы для 1 класса в середине третьей четверти; - промежуточная аттестация обучающихся 1 класса не проводится (безотметочное обучение). Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры и др. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование двигательной активности обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей. Аудиторная учебная нагрузка обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных классов состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов внеурочной деятельности. Она определена на основе санитарно-гигиенических требований СанПин 2.4.2.2821-10 для обучающихся с ОВЗ, в т.ч. на дому - по индивидуальному плану. Сменность и режим занятий определяются годовым календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Учебный план является нормативной основой для составления расписания учебных занятий и тарификации педагогического состава. При формировании и реализации данного учебного плана предусмотрено обеспечение основных направлений региональной политики в сфере образования, в том числе: - реализация адаптированных основных образовательных программ обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе в условиях интегрированных форм образования; - применение электронного обучения, проектных образовательных технологий с учетом медицинских показаний к организации обучения детей данной категории. Использование учебно-методических комплектов При формировании перечня учебников, учебно-методических комплектов школа руководствовалась приказами Минобрнауки России об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Кроме того, при осуществлении образовательной деятельности школа пользуется учебниками, находящимися в библиотеке районного обменного фонда. Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) в условиях общеобразовательного класса Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФОП НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Программа коррекционной работы разработана в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.