Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 ГО Богданович Утверждаю дипейтор МОУ COIII №1 АООП НОО для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4) г. Богданович Пояснительная записка Учебный план, реализующий федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования 1-4 классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является частью адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1. Учебный план предусматривает обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса или обучения на дому. Нормативно-правовые основания учебного плана 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Учебный план составлен в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ Федеральный закон от 19.12.2023 г №618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 №35847) Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г №1023 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г). Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучении детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства Просвещения России № 36 от 28.02.2023 года Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)». 11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 12. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2016 №02-01-82/2941 «О направлении методических рекомендаций по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК» 13. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ от 15.07.2013 14. Устав МОУ СОШ № 1 Обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется через вариативные формы получения образования и путём организации специального сопровождения: в условиях обучения в общеобразовательном классе или на дому (по медицинским показаниям) по индивидуальному учебному плану. Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся. Учебный план направлен на реализацию основных целей и задач, стоящих перед школой, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение качества образования и реализацию таких программных установок как индивидуализация обучения, развитие личности обучающихся, социализация и профессиональная ориентация. Режим обучения и недельная нагрузка обучающихся Продолжительность учебного года, сроки каникул определяются годовым календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября. Учебный год в 1-4 классах делится на четверти. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: • С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких заданий формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета "Технология"). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут. • Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими • • • нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе до 1,5 часов (90 минут), в 4-5-м - до 2 часов (120 минут). Продолжительность урока во 2-5-х классах - 40 минут, в 1-ом классе - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков по 20 минут. промежуточная аттестация обучающихся 1 класса не проводится (безотметочное обучение) Обучение в 1 дополнительных и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый; - в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; - предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). Аудиторная учебная нагрузка обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных классов состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов внеурочной деятельности. Она определена на основе санитарно-гигиенических требований СанПин 2.4.2.2821-10 для обучающихся с ОВЗ, в т.ч. на дому - по индивидуальному плану. Сменность и режим занятий определяются годовым календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Учебный план является нормативной основой для составления расписания учебных занятий и тарификации педагогического состава. При формировании и реализации данного учебного плана предусмотрено обеспечение основных направлений региональной политики в сфере образования, в том числе: - реализация адаптированных основных образовательных программ обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе в условиях интегрированных форм образования; - применение электронного обучения, проектных образовательных технологий с учетом медицинских показаний к организации обучения детей данной категории. Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с РАС (вариант 8.4) Срок реализации — 6 лет Учебный план АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.4) (далее - учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Специальная индивидуальная образовательная программа развития (СИОПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП для обучающихся с РАС. Учебный план МОУ СОШ №1, реализующей АООП для обучающихся с РАС, включает две части: I - обязательная часть, включает: • семь образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; • коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом или учителем-дефектологом; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: • • • факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с РАС; коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния РАС на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. В таблице представлен недельный учебный план для варианта 8.4 общего образования обучающихся с РАС, рассчитанный на 6-летний период обучения НОО. Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4) (дополнительные 1-е, I-IV классы) Срок реализации 6 лет Предметные области Учебные предметы 1 доп. Количество часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 1 доп. 4 класс Обязательная часть Язык и Речь и речевая альтернативная коммуникация практика Математика Математические представления Окружающи Окружающий й мир природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 1 2 3 1 2 2 2 2 3 - 3 - 3 2 3 2 1 1 2 2 2 3 2 3 2 2 2 2 3 3 2 2 Физическая культура Технология Адаптивная физкультура Профильный труд 2 2 - - 2 2 2 - 2 3 3 18 18 20 22 Итого 18 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 22 ОФП Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Внеурочная деятельность (коррекционные курсы): Эмоциональное и коомуникативноречевое развитие Сенсорное развитие Двигательное развитие Предметно-практические действия Коррекционно-развивающие занятия 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 10 1 10 1 10 1 10 0 10 0 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2