М униципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
МО Богданович
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
К ООП НОО МОУ СОШ№1
Утверждаю
директор МОУ СОШ №1
А
JL
Д ягилева М.В.
Г«85 от 28.08.2025г.
М.П.
Учебный план
начального общего образования
муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы № 1 МО Богданович
на 2025-2026 учебные годы
. Богданович, 2025
Пояснительная записка
1. Нормативно-правовые основания учебного плана
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 1 ГО Богданович разработан на основании следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон от 19.12.2023 г №618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г №286;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2014 г. №1598;
5. Федеральная
образовательная
программа начального общего
образования,
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
16.11.2022 г №992.
6. Приказ Минпросвещения №372 от 18.05.2023 г «Об утверждении ФОП НОО (с
изменениями на 19.03.2024 г)»
7. Приказ Минпросвещения №704 от 09.10.2024 г «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования
и
среднего
общего
образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 N 81220)
8. Приказ Минпросвещения №467 от 18.06.2025 г «О внесении изменений в некоторые
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2025 №82961)
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.10.2024 г № 31 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования»;
10. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 05.11.2024 г. № 769;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 "О
внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников" ;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
14. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 22.03.2022 г №115;
15. Письмо Министерства образования и науки от 25.05.2015 г №08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основ
духовно-нравственной культуры народов России».
2. Программно-целевые основания составления учебного плана
Учебный план начального общего образования определяет общий объём нагрузки и
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по годам обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся,
формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего
образования.
Учебный план начального общего образования сформирован с целью реализации
основной образовательной программы начального общего образования, разработанной в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее ФГОС) и с учётом федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее ФОП).
3. Особенности организации образовательного процесса.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, не
превышает величину недельной образовательной нагрузки, предусмотренную нормативными
документами. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка обучающихся
соответствует нормативным требованиям и составляет 21 час в 1 классах и 23 часа в 2-4
классах.
Продолжительность учебного года составляет 33 учебных недели для 1 классов, 34
учебных недели для 2-4 классов. Обучение в школе осуществляется по 5 дневной учебной
неделе. Обучение осуществляется в одну смену. Учебный год состоит из четырех четвертей,
между ними каникулы для детей не менее 7 дней осенью и весной, не менее 10 дней зимой, 3
месяца летом. В первых классах предоставляются дополнительные каникулы не менее 7 дней
в феврале месяце.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе — 35 минут (сентябрь-декабрь), 40 минут (январь-май);
в классах, в которых обучаются дети с ОВЗ — 40 минут;
во 2-4 классах — 40 минут.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
*учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе только в первую смену;
обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по
40 минут каждый;
*в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не
менее 40 минут;
*предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков, за счет урока
физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов -5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока
физической культуры;
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его
выполнение, не превышающие (в астрономических часах): 1 класс — 1 час, 2-3 класс -1,5
часа, 4 класс - 2 часа.
При реализации общеобразовательных программ используются: очная форма обучения,
дистанционное обучение с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при необходимости (карантин, временная нетрудоспособность и
т.п.). Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайнплатформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
видеоконференции; вебинары; e-mail; облачные сервисы; электронные носители
мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом
требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
Для изучения иностранного языка (2-4 классы) осуществляется деление классов на
подгруппы при наполняемости не менее 25 человек.
Для изучения предмета ОРКСЭ осуществляется деление классов на подгруппы на
основании выбора модуля родителями (законными представителями) обучающихся.
Общим выходным днем является воскресенье, для педагогов, работающих по
пятидневной рабочей неделе, методическим днем является суббота.
4. Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточной аттестацией в 1 классе считаются результаты мониторинга качества
освоения ООО НОО без фиксации достижений обучающихся в классном журнале.
Промежуточная аттестация в 4 классе включает проведение Всероссийских
проверочных работ (ВПР) по отдельным предметам с выставлением по их результатам
отдельной отметки, которая в совокупности с текущими отметками определяет четвертную
(годовую) отметку.
Промежуточная аттестация проводится в форме годовой аттестации обучающихся со 2
по 4 класс. Годовая аттестация обучающихся проводится путём выставления годовой отметки
обучающимся со 2 по 4 класс на основе результатов четвертной (полугодовой) аттестации по
учебным предметам учебного плана. Годовая отметка во 2-4 классах выставляется как
среднее арифметическое всех отметок, полученных на четвертной (полугодовой) аттестации,
методом математического округления. Годовая аттестация по ОРКСЭ проводится без
фиксации достижений обучающихся в классном журнале.
Формами промежуточной аттестации являются:
• письменная проверка - письменный ответ обучающегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое;
• устная проверка - устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
• комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок;
• стартовые диагностические работы на начало учебного года;
•
•
•
•
•
•
административные контрольные работы;
интегрированные контрольные работы;
тематические проверочные (контрольные) работы;
проекты;
диагностические задания;
самоанализ и самооценка.
Годовые отметки по всем предметам учебного плана являются основанием для
перевода обучающегося в следующий класс.
5. Наполнение учебного плана НОО
В МОУ СОШ № 1 реализуется первый вариант Федерального учебного плана для
общеобразовательных организаций.
Учебный план предусматривает: 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования на основе различных предметов.
Общий объём аудиторной работы обучающихся за 4 учебных года не может составлять менее
2966 академических часов и более 3305 академических часов в соответствии с требованиями
к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (6-дневной)
учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно
эпидемиологическими требованиями.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Объём обязательной части программы начального
общего образования составляет 80%, а объём части, формируемой участниками
образовательных отношений 20 % от общего объёма.
Обязательная часть учебного плана реализует основную образовательную программу
начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана выполняется полностью.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности;
• приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям;
• формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения учебные предметы
(учебные модули): «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык»,
«Математика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики»
(включающие учебный модуль «Основы православной культуры», учебный модуль «Основы
иудейской культуры», учебный модуль «Основы буддийской культуры», учебный модуль
«Основы исламской культуры», учебный модуль «Основы религиозных культур народов
России», учебный модуль «Основы светской этики»), «Изобразительное искусство», «Труд
(технология)», «Физическая культура».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает, реализацию образовательных потребностей и запросов обучающихся и
родителей (законных представителей).
Время, отводимое на часть, формируемой участниками образовательного процесса,
использовано на увеличение количества часов для изучения предметов обязательной части
учебного плана, введение новых курсов, обеспечивающих интересы и потребности
участников образовательных отношений.
При изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(далее — ОРКСЭ выбор одного из учебных модулей «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры» осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Отметки за курс не
выставляются, по итогам каждой четверти выставляется зачет/незачет и выводится итоговая
отметка за учебный год.
На уровне начального общего образования МОУ СОШ №1 реализует образовательную
программу «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова. В целом учебный план также
учитывает и специфику используемых в образовательном процессе систем учебников и
учебников, принадлежащих к завершенной предметной линии учебников, входящих в
федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Учебный план начальной общей школы направлен на формирование прочных навыков
учебной деятельности, овладение обучающимися устойчивой речевой, письменной и
математической грамотности, воспитание культуры речи и общения.
Федеральный учебный план начального общего образования
(Недельный - 5-дневная учебная неделя)
Учебные предметы/ классы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
-
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных культур и
светской этики
-
-
-
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
3
2
2
2
9
Итого:
21
22
22
23
88
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
ОФП
Учебные недели
Всего часов
0
1
1
0
2
33
653
(с
учетом16
часов в
сентябре
октябре)
34
34
34
782
782
782
135
2999
(с учетом
16 часов
в
сентябре
октябре)
23
23
23
21
Максимально допустимая недельная
(с
нагрузка, предусмотренная
учетом16
действующими санитарными правилами часов в
и гигиеническими нормативами
сентябре
октябре)
90
Общий объем аудиторной работу обучающихся за 4 учебных года 2966-3005
академических часов.
План внеурочной деятельности
на уровне начального общего образования
Одной из задач российского образования является ориентация обучающегося в
современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач
воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала,
их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной
деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)
нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой
частью образовательной деятельности в школе, а воспитание рассматривается как миссия
образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №1 является составной частью учебно
воспитательного процесса и обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей
обучающегося, предоставляет возможность выбора широкого спектра занятий, направленных
на их развитие.
Назначение внеурочной деятельности на уровне начального общего образования:
-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их
обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и
познавательных интересов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико
ориентированные
характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения МОУ СОШ №1 учитывает:
• особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
•
•
•
школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности
информационно-образовательной
среды
образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона.
Общий объем внеурочной деятельности в МОУ СОШ №1 не превышает 10 часов в
неделю — обязательная часть 3 ч, вариативная часть 7 ч.
Обязательная часть:
1 час отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
1 час — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
1 час — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся.
Вариативная часть:
3 ч — на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения).
2 ч — на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках
реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята России»).
2 ч — на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников,
Юнармии, реализации проекта «Россия — страна возможностей»).
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального
общего образования (до 1320 часов за четыре года обучения), но не более 10 часов в неделю с
учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
Объём внеурочной деятельности для обучающихся
Распределение часов внеурочной деятельности на каждый год общего образования
осуществляется с учётом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей)
и возможностей школы.
Распределение часов внеурочной деятельности по годам начального общего образования
№ Вид деятельности
1 Внеурочная деятельность
1 класс
9 часов
2 класс
10 часов
Учебные недели
Количество часов за год
Итого
33
297 часов
34
34
340 часов
340 часов
1317 часов
3 класс
10 часов
4 класс
10 часов
34
340 часов
Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия
школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой
воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальные проекты;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Программы курсов внеурочной деятельности.
«Разговоры о важном»
«Функциональная грамотность»
«Тропинка к профессии»
«Как хорошо уметь читать» (1 класс)
«Смысловое чтение» (2-4 класс)
«Здоровый ребенок-успешный ребенок»
«Школа мяча»
«Умники и умницы»
«Орлята России»
«Шахматы» (2-4 класс)
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным
условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства
на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать
через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида
деятельности:
- учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности;
- с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их
благополучия в пространстве школы;
- с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
В МОУ СОШ № 1 реализуется первая модель с преобладанием учебно-познавательной
деятельности.
К участию во внеурочной деятельности в МОУ СОШ №1 привлекаются организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта:
- центр детского творчества «Креатив»,
- литературный музей им. Ст.Щипачева,
- краеведческий музей,
- центральная районная библиотека,
-МФЦСЦ «Олимп»,
Предполагаемые формы взаимодействия с родителями в рамках реализации внеурочной
деятельности:
1. Помощь родителей в организации внеурочной деятельности (КТД,
соревнований, турниров, походов, поездок; помощь в разработке и реализации
Программ внеурочной деятельности)
2. Совместное участие родителей и учащихся в различных видах и формах
внеурочной деятельности.