РП изобразительное искусство 1-4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
го Богданович
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП НОО МОУ СОШ№1
Утверждаю
Директор
МОУ СОШ № 1
__________/М.В.Дягилева/
ФИО
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г.

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «27» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Уровень обучения – 1-4 классы, начальное общее образование
Нормативный срок освоения – 4 года

Разработчики:
Борноволокова Розалия Насибулловна, учитель 1КК
Дубовкина Ираида Михайловна, учитель ВКК
Казанцева Марина Павловна, учитель ВКК
Капустина Светлана Александровна, учитель ВКК
Лоскутова Ольга Александровна, учитель ВКК
Писцова Галина Николаевна, учитель ВКК
Ситникова Ольга Дмитриевна, учитель ВКК
Таскина Елена Михайловна, учитель ВКК

г. Богданович

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
Предметные
искусство»:

результаты

освоения

предмета

«Изобразительное

1)
сформированность
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к
миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
1 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,
с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Познавательные УУД:
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
 знание видов художественной деятельности:
изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); понимание
образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими
красоты природы, человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;

 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего
зодчества для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
2 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
В ценностно - эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
 эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе, людям);
 толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
ценностей и духовных традиций;
 художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения
искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей
жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
 способность к художественному познанию мира;
 умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
 навыки использования различных художественных материалов для работы в
разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, художественное конструирование);
 стремление использовать художественные умения для создания красивых
вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
 умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
 желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
 активного использования языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов;
 умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и
предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла;
 способности оценивать результаты собственной деятельности и
одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжатся процессы:
 первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

 формирования основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
 овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
 овладения элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного
воплощения общего замысла.
3 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,
с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения творческой коллективной работы;
 использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
организовать свое рабочее место;
 работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
 использовать элементарные приемы изображения пространства;
 правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
 называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация,
живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
 называть разные типы музеев;
 сравнивать различные виды изобразительного искусства;
Предметные результаты:

 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусств;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности;
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства)
 применение художественных умений, знаний, представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего
региона;
 умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике.
4 класс
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники
научится:
 понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание
художественного смысла окружающего предметного мира;
 понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и
являются носителями духовной культуры;
 понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду
нашей жизни и нашего общения;
 работать с пластилином, конструировать из бумаги макет
 использовать элементарные приемы изображения пространства;
 правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
 называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация,
живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
 называть разные типы музеев;
 сравнивать различные виды изобразительного искусства;
 называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
 использовать различные художественные материалы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
 воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
 оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного
искусства, выставок, народного творчества и др.;
 использовать приобретенные навыки общения через выражение
художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего
отношения к творческой художественной деятельности;
 использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в
процессе совместной деятельности;
 использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого замысла;

 анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных
произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно
использовать художественные термины и понятия;
 осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной
деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
 понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей ( потребности общения с
искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему
миру и т.д.), ценностей и чувств;
 развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,
с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения творческой коллективной работы;
 использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
организовать свое рабочее место;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, в его духовном развитии;

 сформированность основ художественной культуры, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусств;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности;
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства)
 применение художественных умений, знаний, представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего
региона;
 умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного
творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный
образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в
произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности
и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и
произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир
природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления
о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры
народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства
народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная
оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной
жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь,
пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами.
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа
языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания
живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы
и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного
образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными
материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина —
раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка

скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных,
выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и
др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания
выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание
формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в
жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере
народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;
музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте,
отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы,
раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в
России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении
композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе —
больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое
и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и
динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение
цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и
выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое
овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих,
пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального
состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на
представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи
объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и
т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании
композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью
ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении
природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи
разных географических широт. Использование различных художественных
материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в
природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного
искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств,
отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных
культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин,
Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира,
представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере
культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных
народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного
строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь
изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями,
сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о
красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ
защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных
культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы,
семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов
персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту,
сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей,
вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной
жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в
пластических искусствах природных, географических условий, традиций,
религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта.
Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой,
ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном
конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации,
компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки,
бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши,
карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

3. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
1класс – 33 ч
Раздел
учебного курса,
кол-во часов
Раздел 1: Ты изображаешь.
Знакомство
с
Мастером
Изображения – 8 ч

Характеристика деятельности учащихся

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Раздел 2: Ты украшаешь.
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
Знакомство
с
Мастером сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Украшения – 8 ч.
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных

Раздел 3: Ты строишь.
Знакомство с Мастером
Постройки – 11ч.

учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
-находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.

Раздел
4:
украшение–6ч.

Изображение, - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.

2 класс - 34 ч
Раздел
Характеристика деятельности учащихся
учебного курса,
кол-во часов
Раздел 1: Чем и как работает - Смешивать цветные краски с чёрной и белой.
художник (8 часов)
Различать основные и составные, холодные и тёплые цвета. Экспериментировать,
исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен.
- Наблюдать красоту природы;
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания
различных цветовых пятен.
- Изображать природные стихии крупными кистями: гроза, буря, извержение
вулкана.

- Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и
рассуждать об увиденном.
- Наблюдать красоту природы;
Овладевать умениями сгибания, разрезания и склеивания бумаги
- Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
- Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
- Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- Лепка животных родного края по впечатлению и по памяти.
- Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- Овладевать умениями сгибания, разрезания и склеивания бумаги
Создавать склеиванием простые объёмные формы - конус, цилиндр, гармошка.
- Изображать ночной праздничный город с помощью неожиданных материалов:
серпантина, конфетти, семян, ниток, травы.
Раздел 2: Реальность и фантазия - Изображать животных родного края по впечатлению и по памяти.
(7 часов)
- пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и
цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;
творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные.
- Иметь представление о деятельности художников по украшению, преобразованию
окружающего мира на основе прообразов природы.
выбирать единый изобразительный материал и технику изображения для фона и
изображения узора;использовать линейку и центральную симметрию.
- пользоваться работой в технике аппликации;
владеть необходимыми инструментами.
- Иметь представление об отражении элементов природы в произведениях
художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об украшении заданной
формы узором с использованием природных мотивов, о народных художественнодекоративных промыслах.
придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звёздочки.

Раздел 3: О чем
искусство (8 часов)

- Иметь представление о работе художника-строителя, о конструктивном строении
предметов и созданий окружающего мира, о многообразии конструктивных форм в
природе; о связях красоты и пользы, гармонии и целесообразности конструкции.
использовать выразительные возможности художественных материалов (бумаги,
гуаши) для создания объёмно - пространственной композиции.
- Иметь представление об архитектуре, о связи формы, конструкции и назначения,
функции этой формы.
создавать макеты фантастических зданий, конструкций.
говорит - Иметь представление об анималистическом жанре, о выражении художникоманималистом характера зверя через форму тела, движение.
изобразить животное, показав его характер и настроение: весёлое, трусливое,
стремительное, угрожающее, используя образы сказочных животных.
- отражать контрастные по характеру образы сказочных персонажей: добрый, злой,
коварный, благородный, сильный, слабый.
Иметь представление о пропорциях лица и мимике, о разновидностях портрета.
- Иметь представление о работе скульптора.
работать с пластилином;
уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в
объёме;
смотреть на скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали.
- изображать природу в разных состояниях;
строить пейзажное пространство с учётом знаний элементов перспективы.
- Иметь представление о связи характера человека, украшения и его назначения, о
двух сторонах – практической и художественной – в украшении бытовых вещей, о
прикладных видах художественного творчества, о связи формы и узора, цвета и
узора, о назначении вещи.
работать с чертёжными инструментами, трафаретом.
- Иметь представление о работе мастеров народного искусства в технике
«вырезанки».
работать в технике аппликация;

вырезать элементы узора.
- Иметь представление о символике изображений, о произведениях
изобразительного искусства в прикладных видах творчества.
украшать два сказочных флота – добрый и злой.
- конструировать из бумаги
Иметь представление о работе архитектора, макетчика.
Иметь представление о цвете как средстве выражения: «тёплые» и «холодные»
цвета, «борьба» цветов.
- Иметь представление о цвете как средстве выражения: «тёплые» и «холодные»
цвета, «борьба» цветов.
пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как
средствами художественной выразительности.
Раздел 4: Как говорит искусство - Иметь представление о выразительных возможностях цвета, цветоведении.
(11 часов)
определять оттенки одного цвета;
изображать весеннюю землю.
- Иметь представление о линии как средстве художественной выразительности.
использовать возможности линии в собственном творчестве;
передавать свои наблюдения в рисунке;
применять приёмы композиции.
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в
действительности и в изображении;
анализировать изображаемые предметы, выделять при этом особенности
конструкции, формы, пространственного положения, особенностей цвета,
распределения светотени;
пользоваться техникой рисования тушью и палочкой.
- Иметь представление об объёмном моделировании, обрывной или отрезной
аппликации, о композиции.
творчески преобразовывать реальные формы.
- любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов;
рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на

листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия
форм, цвета;
сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом.
- Иметь представление об анималистке как жанре в изобразительном искусстве, о
пластической анатомии.
сравнивать анатомии разных птиц: общее и индивидуальное;
замечать природу и восхищаться красотой окружающего мира.
- использовать ритмику как средство выражения
Наблюдать и передавать в собственной художественной деятельности разнообразие
и красоту природных форм и украшений в природе.
- Иметь представление о художественном музее как отдельной разновидности, о
важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества, о местных
художественных музеях и выставках.
3 класс - 34ч
Раздел
Характеристика деятельности учащихся
учебного курса,
кол-во часов
«Искусство в твоем доме» (8 - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
часов)
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
«Искусство на улицах твоего - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
города» (7 часов)
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
«Художник и зрелище» (11 - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
часов)
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного

Художник и музей
(9 часов)

материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.

4 класс – 34 ч
Раздел
Характеристика деятельности учащихся
учебного курса,
кол-во часов
«Истоки родного искусства» (8 - Проговаривать последовательность действий на уроке.
ч)
- Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
«Древние города нашей земли» - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
(7 ч)
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать
выводы в результате
совместной работы всего класса.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
«Каждый народ – художник» - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
(11 ч)
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

«Искусство
народы» (8 ч)

Перерабатывать полученную информацию: делать
выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
объединяет - Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в
учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие
задания.
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.

В связи с тем что, в части календарно-тематического планирования каждую четверть проводится коррекция, решено вынести
календарно-тематическое планирование в Приложение к рабочей программе (см.Приложение)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».