РП по окр.миру 1-4

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
го Богданович
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП НОО МОУ СОШ№1
Утверждаю
Директор
МОУ СОШ № 1
__________/___________________/
ФИО
Приказ №
от «___» ______________ 2016г.

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «26» августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Уровень обучения – 1-4 классы, начальное общее образование
Нормативный срок освоения – 4 года

Разработчики:
Борноволокова Розалия Насибулловна, учитель 1КК
Дубовкина Ираида Михайловна, учитель ВКК
Казанцева Марина Павловна, учитель ВКК
Капустина Светлана Александровна, учитель ВКК
Лоскутова Ольга Александровна, учитель ВКК
Писцова Галина Николаевна, учитель ВКК
Ситникова Ольга Дмитриевна, учитель ВКК
Таскина Елена Михайловна, учитель ВКК

г. Богданович

1.Планируемые результаты изучения курса
«Окружающий мир».
Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному
краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир».
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:










первичное представление о гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно
осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую
положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального
российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ
Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира
с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации
в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в
том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной
жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным
принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);











положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки
через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений
окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на
основе взаимодействия с другими людьми и с природой,
доброжелательное отношение к сверстникам, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через
выявление потенциальной опасности окружающих предметов,
знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в
транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну,
правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через
знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Обучающийся научится:










понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а
что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание,
проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению
учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или
рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем),
позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные

Обучающийся научится:














понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую
информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной
форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять
полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей
тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением
отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным
критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале
относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные

Обучающийся научится:













включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими,
вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой
работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при
выполнении заданий;




строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:


































правильно называть родную страну, родной город, село (малую
родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных,
созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца
(кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.

2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:























более глубокое представление о гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя
государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями
действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения
к культуре разных народов России, выступающей в форме
национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и
праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся
мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и
жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету
«Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как
знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут
быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе
понимания их последствий и через практику бережного отношения к
растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы,
архитектурных сооружений и других достопримечательностей
Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о
взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей
родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а
также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе
учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе
представлений о строении и работе организма человека, режиме дня,
правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на
улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через
выявление связей между отраслями экономики, построение
элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда

людей разных профессий в создание материальных и духовых
ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:











понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно
с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом
этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем),
объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички
для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно
с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к
сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные

Обучающийся научится:











понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию,
необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемыаппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий,
таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с
выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по
внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;






строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке
сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том
числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные
цепочки).
Коммуникативные

Обучающийся научится:















включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и
сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении
заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе
своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение
друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой),
распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью
взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:




находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город
(село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;






































приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной
литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать
экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью
моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их
назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить
взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и
в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и
сверстниками, правила культурного поведения в школе и других
общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать
на политической карте мира разные страны.

3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:






















овладение основами гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её
природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через
знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого
кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных
ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и
современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной
Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в
том числе в природе, между природой и человеком, между разными
странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на
Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве
государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение
основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и
социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия
образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности
(учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла
учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и
социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе
по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам
природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее
многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями,
памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем
мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм
экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства,
пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической
безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим,





бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому
мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
системах органов человека, гигиене систем органов, правилах
поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в
окружающей местности, в природе), правил экологической
безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное
отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения
знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Обучающийся научится:












понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и
уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в
ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно
с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички
для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом
установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные

Обучающийся научится:





понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи
информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов
(справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе
элементарные модели и схемы для решения учебных задач;












понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы,
диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы
круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе
круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные

Обучающийся научится:















включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и
сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме
урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на
позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли
при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;




осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его
участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:






















находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам
истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем
мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость
ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и
описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное
оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым
царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных
объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком,
изображать их с помощью схем, моделей и использовать для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники
информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки
собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и
систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания,
предупреждения болезней;





















понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать
соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать
дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны,
предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной
деятельности человека, необходимость бережного отношения к
природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы
некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать
необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить
простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения
информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации
учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить
уважительные, добрососедские отношения между странами и
народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для
поиска информации о человеке и обществе.

4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:




основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и
культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для
выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина
России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской
Федерации;























чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей
семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России
посредством знакомства с достижениями страны, вкладом
соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа
российской гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального
российского общества и всего человечества, в том числе на основе
формирования понятий «Всемирное природное наследие» и
«Всемирное культурное наследие»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины
мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира
через понимание их взаимной связи и представление о необходимости
исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире, в том числе на основе представлений об
историческом развитии родной страны, изменениях в её современной
жизни и возможностях собственного участия в построении её
будущего;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика
(действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни),
мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл
учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки,
сохранность объектов природы, будущее России;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие
природы России и родного края, знакомство с культурой регионов
России, развитием культуры страны и родного края в различные
периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в
ходе знакомства с историей Отечества, образами великих
соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические
периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных
проектов и в других видах внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от
природных условий;



мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное
отношение к материальным и духовным ценностям на основе
знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом
людей многих поколений в создание материальных и духовых
ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Обучающийся научится:
















понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым
материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать
обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/
неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к
своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном
сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные

Обучающийся научится:




понимать, толковать и организовывать свою деятельность в
соответствии с условными знаками и символами, используемыми в
учебнике и других образовательных ресурсах для передачи
информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных
источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных
заданий;















выделять существенную информацию из текстов и литературы разных
типов и видов (художественных и познавательных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и
пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем,
составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и
практических задач, владеть общими приёмами решения учебных
задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные

Обучающийся научится:














включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в
стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной
форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной
и ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли
при выполнении заданий;











строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он
знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию,
необходимую партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:
















понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о
национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство
гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу,
субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город,
другие города современной России, узнавать по фотографиям и
описывать достопримечательности регионов и городов России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их
роль в жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его
полномочия как главы государства;
понимать, в чём различия между государственным устройством
современной России и государственным устройством нашей страны в
другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый
главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают
наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их
среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни
страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка,
эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;




























использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы
их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из
Международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные
географические объекты, на карте природных зон России — основные
природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране,
давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать
различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в
том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать
эти связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать
возникающие экологические проблемы и способы их решения,
приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края,
пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения)
объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать
эти связи с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных
природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные
в экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать
источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место
события на «ленте времени»;
прочитать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной
последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать
историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого,
сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей
прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в
истории человечества;












показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города
России в разные периоды истории, места некоторых важных
исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об
изученных событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение
некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого,
высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать
их достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и
культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения
информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли,
России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты
птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о
форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и
план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и
ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение
Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в
родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его
значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья,
кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,
всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие
и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет,
воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для
животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества
родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные
парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение,
отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное
участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой
и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности
общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание
того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и
религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг
каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов
семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира.
Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь
им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная
гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в
лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности,
основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего
труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный,
воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовно- нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг
России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской
Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность
главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие
граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества,
8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные
даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к
общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр
и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву
и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии

народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное
отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт),
регион
(область,
край,
республика):
название,
основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека
за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной
помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в
лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности,
основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный
долг каждого человека.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1 класс (66 часов)
Раздел учебного
курса, количество часов
Что и кто?
21 ч

Характеристика деятельности обучающихся
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника;
— различать способы и средства познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы на уроке
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме
урока
— работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока
— работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;
— моделировать форму Солнца;
— работать в паре: моделировать форму созвездий;
— работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы;
проводить наблюдения за созвездиями
— выполнять тестовые задания учебника

Как, откуда и куда?
(12 ч)

— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять
самопроверку;
— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;
— наблюдать зимующих птиц, различать
зимующих птиц по рисункам и в природе;
— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из
предложенного подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц;
— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении;
необходимость раздельного сбора мусора;
— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

Где и когда?
11 ч

Почему и зачем?
22 ч

2 класс (68 часов)
Где мы живём (2 ч)

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие
загрязнений;
— обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
— сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;
- иллюстрировать их наглядными материалами;
— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие
загрязнений;
— обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
— сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;
- иллюстрировать их наглядными материалами;
— высказывать предположения о причине возникновения эха
— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим
наблюдениям и рисунку учебника;
— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;
— высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять
самопроверку;
— работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных
полосок, осуществлять взаимопроверку;
презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
— работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя,
осуществлять самопроверку;
— рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и
свои

- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб,
флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России;
- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о

Природа (21 ч)

многонациональном составе населения страны,
-приводить примеры народов России,
-различать национальные языки и государственный язык России;
- работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах
России;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и
-оценивать свои достижения на уроке.
- сравнивать город и село;
- рассказывать о своём доме по плану;
- формулировать выводы;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
- собирать информацию о выдающихся земляках;
- проводить презентацию с демонстрацией фотографий;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и
группе;
- классифицировать объекты окружающего мира;
- формулировать выводы из изученного материала
- различать объекты неживой и живой природы;
- работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
- устанавливать связи между живой и неживой природой;
-приводить примеры явлений неживой и живой природы и сезонных изменений
- наблюдать и описывать состояние погоды за
окном класса;
- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности,
осадков, ветра;
- приводить примеры погодных явлений;
- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
- работать со взрослыми: вести наблюдения за
погодой, составить сборник народных примет
своего народа.

Жизнь города и села (11
ч)

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой
и живой природе;
- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на
основе наблюдений);
- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями,
которые были сделаны во время экскурсии;
- прослеживать взаимосвязь осенних явлений
в живой природе с явлениями в неживой природе
- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать
взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;
- моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным
способом;
- извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших
предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.
- классифицировать предметы по характеру материала;
- прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры
использования природных материалов для производства изделий.
- рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим
наблюдениям);
- сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и
одноэтажного сельского;
- рассказывать о строительных объектах в своём селе;
- предлагать вопросы к тексту.
- классифицировать средства транспорта;
- узнавать транспорт служб экстренного вызова;
- запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.
- различать учреждения культуры и образования;
- приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём

Здоровье и безопасность
(11 ч)

регионе;
- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих
родителей и старших членов семьи;
- определять названия профессий по характеру деятельности;
- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;
- формулировать выводы;
- распределять обязанности по подготовке проекта;
- интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.
- выполнять тестовые задания учебника;
- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
- предлагать и обсуждать меры по их охране;
- использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной
книге;
- подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении
или животном из Красной книги России (по своему выбору).
- познакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять
температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений.
- называть и показывать внешние части тела человека;
- определять на муляже положение внутренних органов человека;
- моделировать внутреннее строение тела человека.
- рассказывать о своём режиме дня;
- составлять рациональный режим дня школьника;
- обсуждать сбалансированное питание школьника;
- различать продукты растительного и животного происхождения;
- формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.
- моделировать сигналы светофоров;
- характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
- соотносить изображения и названия дорожных знаков;

Общение (6 ч)

- формулировать правила движения по загородной дороге.
- формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
- учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством
учителя или инструктора ДПС.
- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
- формулировать правила безопасного поведения в быту;
-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;
- сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.
- характеризовать пожароопасные предметы;
- запомнить правила предупреждения пожара;
- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному
телефону;
- рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;
- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных
взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
- формулировать понятие «культура общения»;
- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
- моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.
- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их
именах, отчествах, фамилиях;
- отбирать фотографии из семейного архива;
- составлять родословное древо семьи;
- презентовать свой проект.
- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в
классе, школе;
- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах
школы и вне её;
- оценивать с нравственных позиций формы поведения;
- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.
- формулировать привила поведения в общественном транспорте и в
общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

Путешествия (15 ч)

- обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц
народов России;
- формулировать правила этикета в гостях.
- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;
сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- формулировать вывод о форме Земли.
- находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в
своём селе;
- знакомиться с устройством компаса и правилами работы
- осваивать приёмы ориентирования по компасу;
- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным
природным признакам.
- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных
признаков этих форм земной поверхности;
- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
- сравнивать по схеме холм и гору;
- характеризовать поверхность своего края
- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения,
узнавать их по описанию;
-анализировать схему частей реки;
- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;
- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии
пробуждения природы на человека.
- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
- знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;
- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
- наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в
рабочей тетради.
- сравнивать изображение России на глобусе и карте;

- соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на
физической карте России;
- осваивать приёмы чтения карты;
- учиться правильно показывать объекты на настенной карте.
- описывать достопримечательности по фотографиям
- сравнивать глобус и карту мира;
- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и
материки;
- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с
местоположением этих районов на карте мира.
- находить материки на карте мира;
- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других
источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
- сравнивать физическую и политическую карты мира;
находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и
других стран;
- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
- готовить сообщения о выбранных странах;
-подбирать фотографии достопримечательностей
- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с
помощью атласа-определителя;
- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;
- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота
животных».
- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
3 класс (68 часов)
Как устроен мир (6ч)
- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно

разнообразна, раскрывать ценность природы для людей;
- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию,
сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку
учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой
природы, осуществлять самопроверку;
- формулировать выводы из изученного
материала,
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Эта
удивительная -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;
природа (18ч)
- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления
внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми,
отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека;
- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека,
обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; определять цель
проекта,
- распределять обязанности по проекту в группах,
- собирать материал в дополнительной литературе, интернете;
- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой
информации анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую
информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать
о них опираясь на схемы,
- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать
экологические связи, моделировать связи организмов,
- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их
деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и
отрицательное влияние человека на природу;
- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках;
растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном
веществах;
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
-классифицировать тела и вещества;

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и
газообразных веществ;
- наблюдать опыт с растворением вещества;
-высказывать предположения объясняющие результат опыта;
-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;
- наблюдать в ходе научного
эксперимента образование капель при
охлаждении пара;
-высказывать предположения о состояниях воды в природе;
-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и
выпадении дождя;
-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью
особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в
природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку;
- наблюдать опыт фильтрация воды
-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить
цифровые данные из учебника; -доказывать на основе опыта необходимость
бережного отношения к водным ресурсам;
-работать в паре:
работать с текстом учебника с целью извлечения
необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения
воды; характеризовать процессы образования и разрушения почвы;
-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать
вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве
-высказывать предположения о плодородии почвы;
-классифицировать группы растений
- приводить примеры разнообразия растений;
- работать в группе определение растения

- наблюдать в ходе научного
эксперимента образование капель при
охлаждении пара;
-высказывать предположения о состояниях воды в природе;
-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и
выпадении дождя;
-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью
особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в
природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку;
- наблюдать опыт фильтрация воды
-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить
цифровые данные из учебника; -доказывать на основе опыта необходимость
бережного отношения к водным ресурсам;
-работать в паре:
работать с текстом учебника с целью извлечения
необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения
воды; характеризовать процессы образования и разрушения почвы;
-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать
вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве
-высказывать предположения о плодородии почвы;
-классифицировать группы растений
- приводить примеры разнообразия растений;
- работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя»;

Мы и наше здоровье
-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе
(10ч)
пищеварения;
- моделировать строение пищеварительной системы;
- приводить примеры правильного питания;
-составлять меню здорового питания;
характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме,
строение кровеносной системы и ее роль в организме;
-доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной
системы;
-работать в паре;
-характеризовать факторы закаливания;
- приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку;
-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных
заболеваний
-характеризовать понятие ЗОЖ;
-формулировать правила ЗОЖ;
Наша безопасность
(7ч)

-моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как
пешехода при различных сигналах.
-соотносить изображение и название дорожных знаков.
-объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность
бытовых предметов и ситуаций.
-формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с
помощью условных знаков.
-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов.
-учиться соблюдать изученные правила безопасности
-характеризовать пожароопасные предметы.
-запомнить правила предупреждения пожара.
-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону,
по номеру МЧС.
-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности.

Чему
(13ч)

учит

экономика - сопоставлять формы правления в государствах мира,
- обсудить проблему экологической ситуации
-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
- различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
- характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
- работать с терминологическим словариком
- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по
предложенному плану;
- приводить примеры использование природных богатств;
- прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
- раскрывать роль науки в экономическом развитии;
- актуализировать знания о полезных ископаемых полученные в 1-2 классах;
- определять полезные ископаемые с помощью атласа определителя; выявлять
взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности
-характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
- соотносить продукцию и отросли промышленности;
- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
- собирать информацию об экономике своего края;
-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;
- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности
-характеризовать понятия виды обмена товарами;
- моделировать ситуации бартера и купли продажи;
- раскрывать роль денег в экономики;
- различать денежные единицы разных стран
-характеризовать государственный бюджет и доходы;
- выявить взаимосвязь между доходами и расходами государства;

Путешествие по городам —
прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте
и странам.
России;
(15 часов)
—
рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
—
узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;
—
составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
-моделировать
маршрут
Золотого
кольца,
используя
фотографии
достопримечательностей, сувениры
— собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять
этикетки (кем, когда и где собран материал);
— готовить сообщения (экскурсии по музею);
— презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов
— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Европы
, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на
политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или
распределять материал на несколько сообщений;
— соотносить государства и их флаги;
— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её
замечательных людей
— соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они
находятся;
— обсуждать цели международного туризма;
— работать с картой;
4 класс (68 часов)
Земля и человечество
(10 ч)

- характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной
системы;
- отличать планеты и их спутники;
- моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;
- устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и

Природа России (10 ч)

ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года;
- наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа);
- анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг
Солнца;
- находить в небе и на карте звездного неба атласа- определителя изучаемые
объекты;
- моделировать изучаемые созвездия;
- определять направление на север по Полярной звезде;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь
персональным компьютером;
- составлять рассказы о мире с точки зрения историка;
-характеризовать роль исторических источников для понимания событий
прошлого;
- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;
- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о
прошлом своего региона, города (села);
- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся
ранее исторические события;
- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
- характеризовать современные экологические проблемы;
- предлагать свои меры по решению экологических проблем;
- рассказывать о мире с точки зрения эколога
- рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;
- различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;
- определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов
Всемирного наследия;
- определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по
фотографиям
- находить на физической карте России изучаемые географические объекты;
- различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;
- характеризовать формы рельефа России;

Родной край – часть
большой страны (15 ч)

- находить на физической карте России изучаемые водные географические
объекты;
- различать моря и озера;
- характеризовать особенности изучаемых водных объектов
- различать физическую карту России и карту природных зон;
- находить на карте природные зоны России и характеризовать их;
- устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и
широтным расположением природных зон;
- работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;
- различать широтную и высотную поясность;
- находить на карте природных зон зоны высотной поясности;
- устанавливать взаимосвязь природных особенностей различных природных зон
-характеризовать природные особенности
- выявлять экологические связи в природных зонах
- прослеживать цепи питания
- обсуждать меры по охране поверхности своего края;
- моделировать знакомый участок поверхности своего края;
- сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России
с целью выяснения местоположения региона;
- находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте
природных зон;
- характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым
обозначением на физической карте;
- рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;
- составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;
- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;
- составлять план описания озера (пруда);
- моделировать наиболее знакомый водный объект;
- находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он
обладает;
- работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого

Страницы всемирной
истории (5 ч)

Страницы истории
Отечества (20 ч)

выдан учителем;
- выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;
- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по
переработке полезных ископаемых; - различать виды почв на иллюстрациях учебника и
образцах;
- извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего
региона;
- моделировать тип почв своего региона;
- выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать
пути решения экологических проблем;
- определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;
- обсуждать роль огня и приручения животных;
- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и
культуре первобытных людей на территории региона;
- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
- определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира,
Средневековья, Нового времени, Новейшего времени
- находить на карте местоположение древних государств;
- обобщать сведения о государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и
отличия;
-описывать по фотографиям достопримечательности современных городов;
- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
- обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;
- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;
- характеризовать верования древних славян;
- составлять план рассказа на материале учебника;
- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение
территории государства в IX-XI веках;
- характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси;
- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;
- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического
источника;
- рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище по плану учебника;
- находить на карте места сражений ;
- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
- составлять план рассказа о Куликовской битве;
- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
- - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;
- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;
- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;
- высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова;
- описывать достопримечательности Петербурга;
- сравнивать положение разных слоев российского общества;
- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;
- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;
- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением
страны;
- сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в
электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о
ней по плану;
- обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей
страны и всего мира;
- встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;
- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;
- готовить праздник ко Дню Победы;

Современная Россия (9 ч)

Современная Россия (9 ч)

- составлять группу по интересам, распределять обязанности;
- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в
учебнике;
- составлять план и текст доклада;
- презентовать проект;
- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в
учебнике;
- составлять план и текст доклада;
- презентовать проект;
- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
- презентовать проект;
- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным
средствам массовой информации;
- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам);
- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей,
символикой, отличать герб РФ от гербов других государств;
- выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его
исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов
других государств;
- обсуждать, зачем государству нужны символы;
- моделировать символы своего класса, семьи;
- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в
учебнике;

- составлять план и текст доклада;
- презентовать проект;
— работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в
соответствии с заданием;
— рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
-определять место человека в мире,
-характеризовать семью, народ, государство как части общества,
- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

В связи с тем что, в части календарно-тематического планирования каждую четверть проводится коррекция, решено
вынести календарно-тематическое планирование в Приложение к рабочей программе (см.Приложение)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».