РП родной язык 1-4 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
го Богданович
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП НОО МОУ СОШ№1
Утверждаю
Директор
МОУ СОШ № 1
__________/___________________/
ФИО
Приказ №
от «___» _______________ 2019 г.

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «__» _______2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Уровень образования:

Начальное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

4 года

Класс:

1-4 классы
Разработано методическим объединением
учителей начальных классов

г. Богданович

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной (русский) язык»
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)
язык»:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей
при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий
общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности,
соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;

- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт
особенностей разных коммуникантов;
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо невежливо - грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни
человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения
доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё
высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять
эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и
других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках

и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим
сопровождением;
соблюдать
нормы
информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной
(русский) язык»:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и
внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в
совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса;
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,
изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к
заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации
краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого
пересказа;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
ключевые слова;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов
определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),
формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в
качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо
знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли,
анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток
информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи
сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или
параллельной структуры;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;

- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-,видео -) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме)
в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены
несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные
(житейские), обобщённые и конкретные;
- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в
себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение),
соблюдая нормы информационной избирательности;
- признавать возможность существования разных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- различать описания разных стилей - делового и художественного;
- продуцировать описания разных стилей в зависимости от
коммуникативной задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе
обсуждения темы, проблемы;
- редактировать текст с недочётами.

Предметные результаты освоения
курса «Родной (русский) язык»
1)
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
2)
обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3)
формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как
системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических
категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной
устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
4)
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5)
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
К концу обучения обучающийся научится:
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст; находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их
роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в
стихотворном тексте;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть,
концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в
соответствии с темой, основной мыслью);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить
речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах,
изученных в начальной школе;
К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых
ситуациях общения;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
- знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в
учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных
текстах;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний,
предложений; исключение ненужного, вставка);
- пользоваться основными способами правки текста.
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и
как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом
коммуникативной ситуации.
Содержание учебного предмета
Родной (русский) язык
1 класс
Знание
алфавита:
правильное
название
букв,
знание
их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами. Расположение слов в алфавитном порядке.
Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди
общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут
договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды
общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для
собеседников.

Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные
формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство.
Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные)
слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо
как разновидности текста.
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс
Общение. Что такое успешное общение.
Азбука вежливости. Какие бывают предложения.
Речевая деятельность.
Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько
значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и
их дальние родственники. Что такое обращение.
Слушание и говорение.
О пользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые
по-разному звучат и пишутся.
Типы текстов.
Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание
текста. Деление текста на части. Описание и повествование. Научный и
художественный текст. Письменное изложение.
3 класс
Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его
аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи.
Речевая деятельность. Речь. Работа с картиной., сравнительный анализ
двух картин. Главное переживание автора, выраженное в речи. Устное изложение.
Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Как правильно вести
себя в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по
телефону? Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.
Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное
сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям.
Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность
предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и
текст-повествование. Научный текст. Словарные статьи в толковом, обратном,
орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом,
фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей
текста.
4 класс
Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и
выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение.
Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь
правильная и хорошая (успешная, эффективная).
Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в
споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки,
утешения. Синонимы и антонимы
Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные
признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на
авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и
связность текста. Учимся писать сочинение. Письменное изложение текста.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля.
Словарные
статьи
в
толковом,
обратном,
орфоэпическом,
орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом
словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных
событиях своей жизни.
Как устроена книга.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном
тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о
творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.

Тематическое планирование
№

Тема урока

Кол
час

1 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Алфавит. Правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями.
Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке. Использование
алфавита при работе со справочниками, каталогами.
Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди
общаются.
Общение. Слово веселит, огорчает, утешает.
Правила работы в группе. С помощью слова люди могут договориться
о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются).
Словесное и несловесное общение.
Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила
для собеседников.
Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные
формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство.
Текст. Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные)
слова.
Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей
текста.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности
текста.
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих
текстов.
2 класс
Что такое успешное общение
Азбука вежливости. Какие бывают предложения
Устное изложение
Работа с картиной
Слова, которые имеют несколько значений
Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся
Слова и из дальние родственники
Что такое обращение
О пользе звукобуквенной разминки
Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся
Что такое текст
Тема и основная мысль текста

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
2
3
4
5
6
7

Главное переживание текста
Деление текста на части
Описание и повествование
Научный и художественный текст
Письменное изложение
3 класс
Для чего нужна речь. Выражение
собственного мнения. Его
аргументация
Развитие речи с элементами культуры речи
Речь. Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. Устное
изложение
Главное переживание автора, выраженное в речи
Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине
Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с
использованием рисунков, символов
Как правильно написать письмо. Как правильно вести себя в магазине
Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по
телефону?
Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас
Письменное изложение
Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение.
Учимся писать сочинение по наблюдениям
Текст, его тема и основная мысль
Последовательность предложений в тексте. План
текста. Порядок
абзацев в тексте
Текст-описание и текст-повествование
Научный текст
Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом,
орфографическом,
словообразовательном,
этимологическом,
фразеологическом словарях
Особенности словарных статей как разновидностей текста
4 класс
Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Что
такое монолог и
диалог.
Работа с картиной. Речевая деятельность. Основные виды речевой
деятельности. Их связь
Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и
выступлениям своих товарищей
Учимся делать научное сообщение
Письменная речь. Редактирование текста
Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку
зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы
выражения вежливой оценки, утешения
Текст. Знакомимся с текстом-рассуждением. Несколько доказательств
в рассуждении

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Текст. Работа с текстом описания и повествования
Смысловая цельность и связность текста. Письменное изложение
текста
Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с
элементами художественного стиля
Особенности словарных статей как разновидностей текста. Словарные
статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом,
словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях.
Как устроена книга
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о
памятных событиях своей жизни
Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном
тексте, подпись к фотографии
Газетные информационные жанры. Учимся писать аннотацию
Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся
рассказывать о творчестве писателя или поэта

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».