РП по музыке 1-4 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
го Богданович
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП НОО МОУ СОШ№1
Рассмотрено

Утверждаю

на заседании ШМО

Директор

Протокол № 1

МОУ СОШ № 1

от «____» августа 2019 г.

________________/М.В.Дягилева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
МУЗЫКА

Уровень образования:

Начальное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Нормативный срок освоения:

4 года

Класс:

1-4 классы

Разработано методическим объединением
учителей начальных классов

г. Богданович

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они
должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка
-умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре других народов;
-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой
деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного
края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкальнотворческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре других народов;
-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного
края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкальнотворческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений
современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки
других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей,
ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении
к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с
задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в
процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием
различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного
края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкальнотворческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке
религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл
произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
4 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений
современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки
других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы и др.;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении
к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с
задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и
личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в
процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием
различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие
музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовнонравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного
края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического
аккомпанемента
и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания,
умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и
творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе
взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее
формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкальноисполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение

программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и
музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального
языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах
музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового
оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных
инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских),
хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их
исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле,
произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах
развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной
классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений,
пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их
образным строем и содержанием.

3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое
дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от
образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные;
использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте,
синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет
основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые
возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре
фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая
доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в
ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и
аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав,
диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок

(двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых
партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых
упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические
жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые
двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит
возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах,
музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших
мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной
творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов
профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение,
музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Мир музыкальных звуков

Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость,
высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира;
звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр
фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов
музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах,
различных по способам звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных
песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам.
Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический
рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты»
(«инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в
ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение;
ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др.
Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович
«Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.).
Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации;
формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих
жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические
аккомпанементы к пройденным песням.

Мелодия – царица музыки. Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в
речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии.
Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов
«Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт
Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным
движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые:
музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н.
Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на
ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым
ритмическим аккомпанементом.
Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад.
Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения.
Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом»
(«Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый
крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»:
пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная
импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении:
мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного
характера в разных ладах.

Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера.
Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки:
песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в
музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала):
восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием
простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и
маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования:
подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация.
Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной
музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.
Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец,
скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров
фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительнослуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой
деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой
октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе
клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами,
клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное
движение в диапазоне октавы. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной
графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков.

Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с
характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в
элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с
применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты;
ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с
использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование
солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету
«Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкальнотеатрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкальноинструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального
коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
2 класс
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников

Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом
классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к
игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры:
«Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние
игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по
ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с
инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли,
шаркунки). Народные инструменты разных регионов.
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в
исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный
ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и
др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример:
Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и
др.).
Широка страна моя родная. Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня
народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных
интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики, города,
школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии.
Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая
песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов
«Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных
произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение
фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры на металлофоне и
ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя
пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра
элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и
половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений,
ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические
каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших ритмических партитур.
Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вудблок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим
рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы,
выразительные возможности интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых
выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание
элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения
длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики

(форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные
возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале
интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к
пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта,
октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и
трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические
музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и
др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке.
Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели,
Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского
альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в
форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.
Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в простой двухчастной,
простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типы
аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на
ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных
инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт
«Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки.
Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности.
Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра
(театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный
анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер,
ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т.
Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные
прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных
классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем
музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе
презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и
афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый
жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен
современных композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных жанров.
Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим
моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта,
годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях,
посвященных праздникам, торжественным событиям.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо
совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и
т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты;
ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации.
Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе
с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов –
импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание
сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов
импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке
сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты»,
«музыканты», «художники» и т.д.
3 КЛАСС
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности.
Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и
навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной
грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:

Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся,
педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников,
действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование
умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкальнотеатральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по
ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в
процессе работы над творческим проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального
проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в
размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском
инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы
ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных
инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы
двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров,
песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов.
Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в
сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия.
Разучивание
песен
по
нотам.

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки,
гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических
партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных
пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в
создании музыкального образа.
Хоровая планета. Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские,
детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски
Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хорап/у
А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого;
Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский,
женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический,
народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоциональновыразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых
произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия.
Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды
инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано,
гитары и др.) и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении
выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых
групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с
выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие.
Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель,
гитара и др.) и оркестра.

Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных
инструментов и оркестровых групп.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти»
оркестром элементарных инструментов.
Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под
фонограмму.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов.
Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные
трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в
коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и
трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных
интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к
пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур
различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание
пройденных интервалов и трезвучий.
Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений
формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондопесня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений,
написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное
слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и
простой трехчастной формах и др.
Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с
инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных
инструментах (бубен, тамбурин и др.).
Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с применением
ритмического остинато, интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением
пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта,
годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных
программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях,
посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо
совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и
т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты;
ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации.
Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе
с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра –
исполнение «концертных» форм.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша
школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков,
концертов.Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых
произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров,
реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение
ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
4 класс
Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание,
структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей
песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и
различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с
относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато /

партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и
др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам
с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и
оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших
мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме
рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах.
Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и
минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона,
ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и
минорного трезвучий.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование
знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура.
Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых
возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры:
оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в
исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для
баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с
самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание

простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на
синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием
музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей
жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств
в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художникадекоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. РимскийКорсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен.
Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки»,
английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о
композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоциональнообразного содержания музыкального сопровождения:
•характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
•создание эмоционального фона;
•выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков),
«Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней
«Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссерованиматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др.

Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин),
«Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных
(ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и
мультфильмов.
Учимся, играя Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования
по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение
на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей,
подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного
соревнования.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта,
годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных
программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях,
посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательнопластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо
совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и
т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические
эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных
ритмоформул.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных
музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех
пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкальнотеатрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических
композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты.
Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание
музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты»,
«художники» и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 КЛАСС
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2
Итого

«МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»
«МУЗЫКА И ТЫ».

16
17
33

В том числе:
Контрольных
работ
1
1
2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
Итого

« Россия – Родина моя»
«День полный событий»
«О России петь — что стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
«В музыкальном театре»
«В концертном зале»
«Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье...»

3
6
7
4
6
3
5
34

В том числе:
Контрольных
работ

1
1

2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 КЛАСС

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1

« Россия – Родина моя»

5

В том числе:
Контрольных
работ

2
3
4
5
6
7
Итого

«День полный событий»
«О России петь — что стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
«В музыкальном театре»
«В концертном зале»
«Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье...»

4
4
4
5
6
6
34

1

1
2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
Итого

« Россия – Родина моя»
«День полный событий»
«О России петь — что стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
«В музыкальном театре»
«В концертном зале»
«Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье...»

4
6
4
3
5
6
6
34

В том числе:
Контрольных
работ
1

1
1
3

В связи с тем, что в части календарно-тематического планирования каждую четверть проводится коррекция, решено вынести календарнотематическое планирование в Приложение к рабочей программе. (см. Приложение)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».