РП по ОРКСЭ

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП НОО ФГОС МОУ СОШ№1

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2019 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилева/
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Уровень обучения – 4 класс, начальное общее образование
Нормативный срок освоения – 1 год

Разработчики:
методическое объединение
учителей начальных классов

г. Богданович

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
I.

Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и
уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность
конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как
основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; формирование первоначального представления об
отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
- раскрывать
содержание основныхсоставляющих
православной
христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и
места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории ее формирования в России;
- на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей
и общества;
- соотноситьнравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально
нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных
для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
- основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера,
мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный
календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство,
отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории ее
формирования в России;
- на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий,

религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей
и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей,
общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
- раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции
(религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и
обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории ее
формирования в России;
- на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится:
- раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции

(религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и
обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории ее
формирования в России;
- на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур
(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и
обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье,
религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама,
буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей,
народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной
морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего

образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:
- раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской)
этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и
гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному
наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и
народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
- на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей,
идеалов в жизни людей, общества;
- излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и
общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской)
этики;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, регулировать собственное поведение на основе
общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением
людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении
гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой
единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных
модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных
культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую звершенность по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя
такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех
базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя
основными тематическими блоками (разделами); Россия - многонациональная держава,
многообразие культур народов России, что объединяет разные народы, расширение
кругозора школьника. Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных
модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок
представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий
тематические блоки, дифференцируют содержание учебного курса применительно к
каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного
христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное
Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная
культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении.
Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду.
Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа
над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные
Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его
символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад –
образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада.
Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и
исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих
обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные
основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение
к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье
в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских
народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина.
Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение.
Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта.
Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе.
Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России.
Основы буддийского Учения и этики. Человек в буддийской картине мира. Буддийские
символы. Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в
буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские
сооружения. Буддийские ритуалы.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга
иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до
Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в

иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло.
Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в
иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с
историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции. Праматери еврейского народа.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и
их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия,
Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла
в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об
отечественной
религиозно-культурной
традиции
(многонациональная,
многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы
нравственности и морали.
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил –
добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Между культурой, моральными
традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой
и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения,
сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между культурой,
моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия.
Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как
основные этические понят
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила
этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности
в жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических
норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий,
ответственный гражданин России.
В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и
доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций,
выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры
(православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением
людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных
традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и
нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие

ценности.
Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во
благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения,
сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение
этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные
потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура,
мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и
простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями
и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в
светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.
Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная
установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор.
Ситуация морального выбора.
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование,
соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и
терпимость.
С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело
века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной
культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль.
Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Модуль «Основы мировых религиозных культур» являясь частью курса, имеет логическую
завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания
и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его
как самостоятельный учебный компонент.
III.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1
Россия – наша родина
2
Культура и религия.
3
Любовь и уважение к Отечеству.
Всего 34 часа
Модуль «Основы православной культуры»
№ п/п Тема
1
Введение. Россия - наша Родина
2
Культура и религия
3
Любовь и уважение к Отечеству
Всего 34 часа
Учебный модуль «Основы светской этики»
№ п/п
1
2
3
4
5

Раздел

Введение в курс
Этика общения
Этикет
Этика человеческих отношений
Этика отношений в коллективе

1
28
5

Кол-во часов
1
28
5

Кол-во часов
1
4
4
4
4

6
7
8
9

Простые нравственные истины
Душа обязана трудиться
Посеешь поступок – пожнешь характер
Судьба и Родина едины

Всего 34 часа

4
4
4
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».