РП литер, ФГОС 5-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2019 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилева/
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Уровень обучения – 5-9 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 5 лет

Разработчики:
Буглова С.В., Вострикова Н.С.,
Глинских И.А., Алешко О.Г.,
учителя литературы

Богданович

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы

1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРА
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных,
предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной
речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе
выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их рол в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета
«Литература» являются:

осознание значимости чтения и изучения литературы для
своего
дальнейшего
развития;
формирование
потребности
в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как
в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

восприятие литературы как одной из основных культурных
ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие)
и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа,
мировой культуры;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;

развитие способности понимать литературные художественные
произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста
на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

5 класс
Предметные результаты:
 адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в
объеме программы;
 знание изученных текстов;
 овладение элементарными навыками анализа содержания литературного
произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
 умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом
(композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и др.).
 умение определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
 владеть различными видами пересказа (5–6 кл.),
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6
кл.);
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.)
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5-6 кл)
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними (5–7 кл)
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом
классе – на своем уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в
каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и
предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации
художественного текста;
 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы
(в каждом классе – на своем уровне
 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем
уровне);
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
 произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению (5-9 класс);
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
Метапредметные результаты:
 овладение техникой составления плана;
 овладение различными типами пересказа;
 умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе
целесообразное использование цитирования;
 умение формулировать доказательные выводы.
Личностные результаты:

 знание наизусть художественных текстов в рамках программы (15—20 текстов);
 формирование читательского мастерства:
 умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное
отношение к прочитанному;
 овладение навыками литературных игр;
 формирование собственного круга чтения.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать
несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень (условно соответствует обучающимся 5-6 классов) определяется наивнореалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из
реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание
текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к
художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое
эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования
осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является
достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить
содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно,
письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое
эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только
называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов
содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по
действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление
системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
 выразительно прочтите следующий фрагмент;
 определите, какие события в произведении являются центральными;
 определите, где и когда происходят описываемые события;
 опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова
героя;
 выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас
места;
 ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
 определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся
детали и т. п.
6 класс
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме
программы;
— знание изученных текстов;
— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать
героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания);
— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой,
имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями,
авторская оценка).
Метапредметные результаты:
— овладение техникой составления разных типов плана;
— овладение различными способами пересказа;

— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием
цитирования;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные
выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное
отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма,
дневники, «журналы», автобиографии;
— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
7 класс
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме
программы;
— знание изученных текстов;
— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение
доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его
героев и систему изобразительно-выразительных средств).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— использование различных типов пересказа;
— расширение круга приемов структурирования материала;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные
выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное
отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры
литературы.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
8 класс
Предметные результаты:
— адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения
исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания
к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— обогащение способов организации материала пересказов;
— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные
выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное
отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы исторической тематики.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения
на исторические темы.
9 класс
Предметные результаты:
— восприятие художественных произведений как части историко-литературного процесса
в объеме программы;
— знание изученных текстов и общее представление о литературном процессе;
— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения
во всех аспектах (жанр, сюжет, композиция, герои и все особенности художественного
мира, характеризующего произведение).
Метапредметные результаты:
— свободное владение приемами составления разных типов плана;
— умение использовать различные типы пересказов;
— активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с
ними;
— умение делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное
отношение к прочитанному;
— владение различными типами творческих работ;
— адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения.

2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и
сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение
книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5
классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор,
характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение
человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и
истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе —
начало курса на историко-литературной основе).
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к
фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,
XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это
освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических
произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания
произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система
ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность
чтения учащимися.
Именно формированию навыков выразительного чтения
способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень
необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды
пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие

работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для
самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического,
историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе
предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская
литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А,
В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например:
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список
попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного
изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в
школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться –
конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень
произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он
предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических
подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих
программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано,
например: А.Блок. 1стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются
произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих
программах скрепляется в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.).
Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное
литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество
произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков,
А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах
указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанровотематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса,
знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ
скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность
касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения
в школе, разработанностью методических подходов и пр.
Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или
иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку
представляется наиболее целесообразным.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие
для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемнотематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС
единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих
компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не
на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а
в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми
предметными компетенциями.

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)
А

В
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С

«Слово о полку Древнерусская литература– 1-2
Игореве» (к. XII в.)
произведения на выбор,
(8-9 кл.)1
например: «Поучение» Владимира
Мономаха, «Повесть о разорении
Рязани Батыем», «Житие Сергия
Радонежского», «Домострой»,
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских», «Повесть о Ерше
Ершовиче, сыне Щетинникове»,
«Житие протопопа Аввакума, им
самим написанное» и др.)

Русский фольклор:
сказки, былины, загадки,
пословицы, поговорки, песня и
др. (10 произведений разных
жанров, 5-7 кл.)

(6-8 кл.)
М.В.Ломоносов – 1
стихотворение по выбору,
например: «Стихи, сочиненные на
дороге в Петергоф…» (1761),
«Вечернее размышление о Божием
Величии при случае великого
северного сияния» (1743), «Ода на
день восшествия на
Всероссийский престол Ея
Величества Государыни
Императрицы
Д.И. Фонвизин
«Недоросль» (1778
– 1782)
(8-9 кл.)
Н.М. Карамзин
«Бедная Лиза»
(1792) (8-9 кл.)

Елисаветы Петровны 1747 года»
и др.(8-9 кл.)
Г.Р.Державин – 1-2
стихотворения по выбору,
например: «Фелица» (1782),
«Осень во время осады Очакова»
(1788), «Снигирь» 1800, «Водопад»
(1791-1794), «Памятник» (1795) и
др. (8-9 кл.)
И.А. Крылов – 3 басни по выбору,
например: «Слон и Моська»
(1808), «Квартет» (1811), «Осел и
Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и
Рак» (1814), «Свинья под дубом»
(не позднее 1823) и др. Осел и
мужик, Волк и ягненок, Два

1

Примерная программа определяет основной корпус произведений, авторов, тем для каждой группы
классов (с возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.

мальчика
(5-6 кл.)
А.С. Грибоедов
«Горе от ума»
(1821 – 1824) (9
кл.)

В.А. Жуковский - 1-2 баллады по
выбору, например: «Светлана»
(1812), «Лесной царь» (1818); 1-2
элегии по выбору, например:
«Невыразимое» (1819), «Море»
(1822) и др.
(7-9 кл.)

А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»
(1823 —1831)(9
кл.), «Дубровский»
(1832 — 1833) (6-7
кл), «Капитанская
дочка» (1832 —
1836)
(7-8 кл.).
Стихотворения: «К
Чаадаеву»
(«Любви, надежды,
тихой
славы…»)
(1818), «Песнь о
вещем
Олеге»
(1822), «К***» («Я
помню
чудное
мгновенье…»)
(1825),
«Зимний
вечер»
(1825),
«Пророк» (1826),
«Во
глубине
сибирских руд…»
(1827),
«Я
вас
любил:
любовь
еще,
быть
может…» (1829),
«Зимнее
утро»
(1829),
«Я
памятник
себе
воздвиг
нерукотворный…»

А.С. Пушкин - 10
стихотворений различной
тематики, представляющих
разные периоды творчества – по
выбору, входят в программу
каждого класса, например:
«Воспоминания в Царском Селе»
(1814), «Вольность» (1817),
«Деревня» (181), «Редеет облаков
летучая гряда» (1820), «Погасло
дневное светило…» (1820),
«Свободы сеятель пустынный…»
(1823),
«К морю» (1824), «19 октября»
(«Роняет лес багряный свой
убор…») (1825), «Зимняя дорога»
(1826), «И.И. Пущину» (1826),+ 3
«Няне» (1826), «Стансы («В
надежде славы и добра…») (1826),
«Арион» (1827), «Цветок» (1828),
«Не пой, красавица, при мне…»
(1828), «Анчар» (1828), «На
холмах Грузии лежит ночная
мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» (1829),
«Кавказ» (1829), «Монастырь на
Казбеке» (1829), «Обвал» (1829),
«Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В
начале жизни школу помню я…»
(1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще
празднует лицей…» (1831), «Пир
Петра Первого» (1835), «Туча»
(1835), «Была пора: наш праздник
молод«
Элегия»,
«Певец»,

Поэзия
пушкинской
например:

эпохи,

К.Н.Батюшков,
А.А.Дельвиг,
Н.М.Языков, Е.А.Баратынский
(2-3 стихотворения по выбору,
5-9 кл.)

(1836)

«Туча».…» (1836) и др. (5-9 кл.)

(5-9 кл.)

«Маленькие трагедии» (1830) 1-2
по выбору, например: «Моцарт и
Сальери», «Каменный гость». (8-9
кл.)
«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по
выбору, например: «Станционный
смотритель», «Метель»,
«Выстрел» и др. (7-8
кл.)Барышня-крестьянка
Поэмы –1 по выбору, например:
«Руслан и Людмила» (1818—1820),
«Кавказский пленник» (1820 –
1821), «Цыганы» (1824),
«Полтава» (1828), «Медный
всадник» (1833) (Вступление) и др.
(7-9 кл.)
Сказки – 1 по выбору, например:
«Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях» и др.
(5 кл.)

М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего
времени» (1838 —
1840). (9 кл.)

М.Ю.Лермонтов - 10
стихотворений по выбору,
входят в программу каждого
класса, например:

Литературные сказки XIX-ХХ
века, например:

А.Погорельский, В.Ф.Одоевский,
С.Г.Писахов, Б.В.Шергин,
Стихотворения:
«Ангел» (1831), «Дума» (1838), А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша,
«Парус» (1832),
«Три пальмы» (1838), «Молитва» Е.В.Клюев и др.
«Смерть Поэта»
(«В минуту жизни трудную…»)
(1837), «Бородино» (1839), «И скучно и грустно» (1 сказка на выбор, 5 кл.)
(1837), «Узник»
(1840), «Молитва» («Я, Матерь Платонов «Волшебное кольцо»
(1837), «Тучи»
Божия, ныне с молитвою...»)
(1840), «Утес»
(1840),
«Когда
волнуется
(1841), «Выхожу
желтеющая нива…» (1840), «Из
один я на дорогу...» Гёте
(«Горные
вершины…»)
(1841).
(1840), «Нет, не тебя так пылко я
люблю…» (1841), «Родина» (1841),
(5-9 кл.)
«Пророк» (1841), «Как часто,
пестрою толпою окружен...»
(1841), «Листок» (1841) и др. (5-9

кл.)
Поэмы
-1-2 по выбору, например: «Песня
про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого
купца
Калашникова»
(1837),
«Мцыри» (1839) и др.
(8-9 кл.)
Н.В.Гоголь
«Ревизор» (1835)
(7-8 кл.), «Мертвые
души» (1835 –
1841) (9-10 кл.)

Н.В.Гоголь Повести – 5 из
разных циклов, на выбор, входят
в программу каждого класса,
например: «Ночь перед
Рождеством» (1830 – 1831),
«Повесть о том, как поссорился
Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем» (1834), «Невский
проспект» (1833 – 1834), «Тарас
Бульба» (1835), «Старосветские
помещики» (1835), «Шинель»
(1839) и др.
(5-9 кл.) Пропавшая грамота

Ф.И. Тютчев –
Стихотворения:
«Весенняя гроза»
(«Люблю грозу в
начале мая…»)
(1828, нач. 1850-х),
«Silentium!»
(Молчи, скрывайся
и таи…) (1829, нач.
1830-х), «Умом
Россию не
понять…» (1866).

Ф.И. Тютчев - 3-4
стихотворения по выбору,
например: «Еще в полях белеет
снег…» (1829, нач. 1830-х),
«Цицерон» (1829, нач. 1830-х),
«Фонтан» (1836), «Эти бедные
селенья…» (1855), «Есть в осени
первоначальной…» (1857),
«Певучесть есть в морских
волнах…» (1865), «Нам не дано
предугадать…» (1869), «К. Б.»
(«Я встретил вас – и все былое...»)
(1870) и др.

(5-8 кл.)

(5-8 кл.)

А.А. Фет

А.А. Фет - 3-4 стихотворения по
выбору, например: «Я пришел к
тебе с приветом…» (1843), «На

Стихотворения:

Поэзия 2-й половины XIX в.,
например:
А.Н.Майков, А.К.Толстой,
Я.П.Полонский и др.
(1-2 стихотворения по выбору,
5-9 кл.)

«Шепот, робкое
дыханье…» (1850),
«Как беден наш
язык! Хочу и не
могу…» (1887).
(5-8 кл.)

стоге сена ночью южной…»
(1857), «Сияла ночь. Луной был
полон сад. Лежали…» (1877),
«Это утро, радость эта…»
(1881), «Учись у них – у дуба, у
березы…» (1883), «Я тебе ничего
не скажу…» (1885) и др.
(5-8 кл.)

Н.А.Некрасов.
Стихотворения:«Кр
естьянские дети»
(1861),
«Вчерашний день,
часу в шестом…»
(1848), «Несжатая
полоса» (1854).

Н.А.Некрасов
- 1–2 стихотворения по выбору,
например:
«Тройка»
(1846),
«Размышления
у
парадного
подъезда» (1858), «Зеленый Шум»
(1862-1863) и др. (5-8 кл.)
Школьник

(5-8 кл.)
И.С.Тургенев
- 1 рассказ по выбору, например:
«Певцы» (1852), «Бежин луг»
(1846, 1874) и др.; 1 повесть на
выбор, например: «Муму» (1852),
«Ася» (1857), «Первая любовь»
(1860) и др.; 1 стихотворение в
прозе на выбор, например:
«Разговор» (1878), «Воробей»
(1878),«Два богача» (1878),
«Русский язык» (1882) и др.
Воробей
(6-8 кл.)
Н.С.Лесков
- 1 повесть по выбору, например:
«Несмертельный Голован (Из
рассказов о трех праведниках)»
(1880), «Левша» (1881), «Тупейный
художник» (1883), «Человек на
часах» (1887) и др.
(6-8 кл.)
М.Е.Салтыков-Щедрин

- 2 сказки по выбору, например:
«Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил»
(1869), «Премудрый пискарь»
(1883), «Медведь на воеводстве»
(1884) и др.
Дикий помещик
(7-8 кл.)
Л.Н.Толстой
- 1 повесть по выбору, например:
«Детство» (1852), «Отрочество»
(1854), «Хаджи-Мурат» (1896—
1904) и др.; 1 рассказ на выбор,
например: «Три смерти» (1858),
«Холстомер» (1863, 1885),
«Кавказский пленник» (1872),
«После бала» (1903) и др.
(5-8 кл.)
А.П.Чехов
- 3 рассказа по выбору, например:
«Толстый и тонкий» (1883),
«Хамелеон» (1884), «Смерть
чиновника» (1883), «Лошадиная
фамилия» (1885),
«Злоумышленник» (1885),
«Ванька» (1886), «Спать хочется»
(1888) и др.Жалобная книга.
хирургия
(6-8 кл.)
А.А.Блок
- 2 стихотворения по выбору,
например: «Перед грозой» (1899),
«После грозы» (1900), «Девушка
пела в церковном хоре…» (1905),
«Ты помнишь? В нашей бухте

Проза конца XIX – начала XX
вв., например:
М.Горький «Детство», Старуха
Изергиль, , А.И.Куприн,
Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,
И.С.Шмелев, А.С. Грин
(2-3 рассказа или повести по

сонной…» (1911 – 1914) и др.

выбору, 5-8 кл.)

(7-9 кл.)

Поэзия конца XIX – начала XX
вв., например:
К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин,по 2
А.А.Ахматова
стиха
М.А.Волошин, В.Хлебников и др.
- 1 стихотворение по выбору,
(2-3 стихотворения по выбору,
например: «Смуглый отрок бродил
5-8 кл.)
по аллеям…» (1911), «Перед
весной бывают дни такие…»
(1915), «Родная земля» (1961) и др.
(7-9 кл.)
Н.С.Гумилев
- 1 стихотворение по выбору,
например: «Капитаны» (1912),
«Слово» (1921).
(6-8 кл.)
М.И.Цветаева
- 1 стихотворение по выбору,
например:
«Моим
стихам,
написанным так рано…» (1913),
«Идешь, на меня похожий» (1913),
«Генералам двенадцатого года»
Поэзия 20-50-х годов ХХ в.,
(1913), «Мне нравится, что вы
например:
больны не мной…» (1915), из
цикла «Стихи к Блоку» («Имя Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий,
твое – птица в руке…») (1916), из Д.Хармс,
цикла «Стихи о Москве» (1916), Н.М.Олейников и др.
«Тоска по родине! Давно…» (1934) (3-4 стихотворения по выбору,
5-9 кл.)
и др. книги в красном переплете
(6-8 кл.)
2 и др.
(6-9 кл.)

В.В.Маяковский

Проза о Великой
- 1 стихотворение по выбору, Отечественной войне,
например: «Хорошее отношение к например:

лошадям» (1918), «Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром Маяковским летом на
даче» (1920) и др.
(7-8 кл.)

М.А.Шолохов, В.Л.Кондратьев,
В.О. Богомолов, Б.Л.Васильев,
В.В.Быков, В.П.Астафьев и др.
(1-2 повести или рассказа – по
выбору, 6-9 кл.)

Художественная проза о
человеке и природе, их
- 1 стихотворение по выбору, взаимоотношениях, например:
например:
М.М.Пришвин,
К.Г.Паустовский и др.
«Гой ты, Русь, моя родная…»
(1-2 произведения – по выбору,
(1914), «Песнь о собаке» (1915),
5-6 кл.)
«Нивы сжаты, рощи голы…»
(1917 – 1918), «Письмо к матери»
Проза о детях, например:
(1924) «Собаке Качалова» (1925) и
В.Г.Распутин,
В.П.Астафьев,
др. Пороша Черемуха
Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль,
Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др.
(5-6 кл.)
(3-4 произведения по выбору, 5-8
М.А.Булгаков
кл.)
С.А.Есенин

1 повесть по выбору, например:
«Роковые яйца» (1924), «Собачье
сердце» (1925) и др.
(7-8 кл.)
А.П.Платонов
- 1 рассказ по выбору, например:
«В прекрасном и яростном мире
(Машинист Мальцев)» (1937),
«Рассказ о мертвом старике»
(1942), «Никита» (1945), «Цветок
на земле» (1949) и др. Юшка
(6-8 кл.)

М.М.Зощенко

Поэзия 2-й половины ХХ в.,
например:
Н.И. Глазков, Е.А.Евтушенко,
А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов,
Д.С.Самойлов,А.А. Тарковский,
Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий,
Ю.П.Мориц, И.А.Бродский,
А.С.Кушнер, О.Е.Григорьев и др.
(3-4 стихотворения по выбору,
5-9 кл.)
Проза русской эмиграции,
например:
И.С.Шмелев, В.В.Набоков,
С.Д.Довлатов и др.
(1 произведение – по выбору, 5-9
кл.)

2 рассказа по выбору, например: Проза и поэзия о подростках и
«Аристократка» (1923), «Баня» для подростков последних
(1924) и др. Галоша
десятилетий авторовлауреатов премий и конкурсов
(5-7 кл.)
(«Книгуру», премия им.
Владислава Крапивина, Премия

А.Т. Твардовский
1 стихотворение
по выбору,
например: «В тот день, когда
окончилась война…» (1948), «О
сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в
одном-единственном
завете…»
(1958), «Я знаю, никакой моей
вины…» (1966) и др.; «Василий
Теркин» («Книга про бойца»)
(1942-1945) – главы по выбору. Я
убит подо Ржевом
(7-8 кл.)

Детгиза, «Лучшая детская
книга издательства
«РОСМЭН» и др., например:
Н.Назаркин, А.Гиваргизов,
Ю.Кузнецова, Д.Сабитова,
Е.Мурашова, М.Аромштам,
А.Петрова, С.Седов,
С.Востоков , Э.Веркин,
М.Аромштам, Н.Евдокимова,
Н.Абгарян, М.Петросян,
А.Жвалевский и Е.Пастернак,
Ая Эн, Д.Вильке и др.
(1-2 произведения по выбору, 5-8
кл.)

А.И. Солженицын
1 рассказ по выбору, например:
«Матренин двор» (1959) или из
«Крохоток» (1958 – 1960) –
«Лиственница»,
«Дыхание»,
«Шарик», «Костер и муравьи»,
«Гроза в горах», «Колокол Углича»
и др.
(7-9 кл.)
В.М.Шукшин
1 рассказ по выбору, например:
«Чудик» (1967), «Срезал» (1970),
«Мастер» (1971) и др.
(7-9 кл.)
Литература народов России
Г.Тукай, М.Карим,
К.Кулиев, Р.Гамзатов и др.
(1 произведение по выбору,
5-9 кл.)
Зарубежная литература
Гомер«Илиада» (или «Одиссея»)
(фрагменты по выбору)

Зарубежный фольклор, легенды,
баллады, саги, песни

(6-8 кл.)

(2-3 произведения по выбору, 57 кл.)

Данте. «Божественная комедия»

(фрагменты по выбору)
(9 кл.)
М. де Сервантес «Дон Кихот»
(главы по выбору)
(7-8 кл.)
В.Шекспир «Ромео 1–2 сонета по выбору, например:
и Джульетта» (1594
№ 66 «Измучась всем, я умереть
– 1595).
хочу...» (пер. Б. Пастернака), №
68 «Его лицо - одно из
(8-9 кл.)
отражений…» (пер. С. Маршака),
№116 «Мешать соединенью двух
сердец…» (пер. С. Маршака),
№130 «Ее глаза на звезды не
похожи…» (пер. С. Маршака).
(7-8 кл.)
Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы
по выбору)
( 6-7 кл.)
Дж. Свифт «Путешествия
Гулливера» (фрагменты по
выбору)

Зарубежная сказочная и
фантастическая проза,
например:
Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А.
Гофман, Бр.Гримм,

(6-7 кл.)

Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М.
Барри, Д.Родари, М.Энде,
Д.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.

Ж-Б. Мольер Комедии

Распе

- 1 по выбору, например:
«Тартюф, или Обманщик»
(1664),«Мещанин во дворянстве»
(1670).

(2-3 произведения по выбору, 56 кл.)

(8-9 кл.)

И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832)
(фрагменты по выбору)
( 9-10 кл.)
Г.Х.АндерсенСказки
- 1 по выбору, например:
«Стойкий оловянный солдатик»

Зарубежная новеллистика,
например:
П.Мериме, Э. По, О`Генри,
О.Уайльд, А.К.Дойл, Джером К.
Джером, У.Сароян, и др.
(2-3 произведения по выбору, 79 кл.)

(1838), «Гадкий утенок» (1843).
(5 кл.)
Дж. Г. Байрон
- 1 стихотворение по выбору,
например: «Душа моя мрачна.
Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер.
М. Лермонтова), «Прощание
Наполеона» (1815) (пер. В.
Луговского), Романс («Какая
радость заменит былое светлых
чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова),
«Стансы к Августе» (1816)(пер. А.
Плещеева) и др.
- фрагменты одной из поэм по
выбору, например:
«Паломничество Чайльд
Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В.
Левика).
(9 кл.)

Зарубежная романистика XIX–
ХХ века, например:
А.Дюма, В.Скотт, В.Гюго,
Ч.Диккенс, М.Рид, Ж.Верн,
Г.Уэллс, Э.М.Ремарк и др.
(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)

Зарубежная проза о детях и
подростках, например:
М.Твен, Ф.Х.Бёрнетт,
Л.М.Монтгомери, А.де СентЭкзюпери, А.Линдгрен,
Я.Корчак, Харпер Ли,
У.Голдинг, Р.Брэдбери,
Д.Сэлинджер, П.Гэллико,
Э.Портер, К.Патерсон,
Б.Кауфман, Ф.Бёрнетт и др.
(2 произведения по выбору,
5-9 кл.)
Зарубежная проза о животных
и взаимоотношениях человека и
природы, например:

А. де СентЭкзюпери
«Маленький
принц» (1943)
(6-7 кл.)

Р.Киплинг, Дж.Лондон,
Э.Сетон-Томпсон, Д.Дарелл и
др.
(1-2 произведения по выбору, 57 кл.)
Современные зарубежная проза,
например:
А. Тор, Д. Пеннак, У.Старк, К.
ДиКамилло, М.Парр, Г.Шмидт,
Д.Гроссман, С.Каста, Э.Файн,
Е.Ельчин и др. Шекли
(1 произведение по выбору,
5-8

л.)
При составлении рабочей программы учтены следующие особенности:
 В программе каждого класса представлены разно жанровые произведения;
произведения на разные темы; произведения разных эпох; программа каждого
года демонстрирует детям разные грани литературы.
 В программе предусмотрено возвращение к творчеству таких писателей, как А.С.
Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов. Внутри программы 5-9
классов выстраивается своего рода вертикаль, предусматривающая наращение
объема прочитанных ранее произведений этих авторов и углубление
представлений об их творчестве.
При составлении программы использованы жанрово-тематические блоки, хорошо
зарекомендовавшие себя на практике.
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII века.
4. Русская литература ХIХ века.
5. Русская литература XХ века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной
школе
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ,
новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, модернизм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея;
автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения,
адресат, читатель;
герой,
персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет,
фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер;
диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.
Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация,
ассонанс.
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма,
строфа.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,
5 КЛАСС
Раздел

Содержание

Раздел 1.Русская
литература

Раздел 2.
Литература
народов России
Раздел 3.
Зарубежная
литература

Русский фольклор: сказки, загадки, пословицы, поговорки. Сказка
«Царевна-лягушка». Мифы «Яблоки Гесперид», Подвиги Геракла.
Пословицы. Поговорки. Загадки. Анекдоты. Песни. Частушки.
Народная драма «Озорник Петрушка».
И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Осел и мужик».
А.С. А.С. Пушкин «Зимний вечер» (1825), «Зимнее утро», «Песнь о
вещем Олеге». Стихотворение по выбору: «Няне» (1826). «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях». Поэма «Руслан и Людмила».
М.Ю.Лермонтов «Парус» (1832), «Бородино» (1837).
Стихотворения по выбору: «Из Гёте («Горные вершины…») (1840),
«Листок»(1841).
Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота».
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»)
(1828, нач. 1850-х). Стихотворения по выбору: «Есть в осени
первоначальной…» (1857), «Еще в полях белеет снег…»(1829)
А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край»
А.А. Фет. Стихотворения по выбору: "Учись у них – у дуба, у
березы…» (1883), «Я пришел к тебе с приветом…» (1843).
И.С.Тургенев. Рассказ по выбору: «Муму»
Литературные сказки XIX-ХХ века:
А.П.Платонов «Волшебное кольцо»
Проза конца XIX – начала XX вв.:
А.И.Куприн «Мой полет», И.С. Шмелев «Как я встречался с
Чеховым»
Поэзия конца XIX – начала XX вв.: К.Д.Бальмонт "Снежинка",
«Фейные сказки", И.А.Бунин "Сказка", «26-е мая».
С.А.Есенин. Стихотворения по выбору: «Песнь о собаке» (1915),
«Пороша», «Черёмуха»
А.А. Ахматова. Стихотворение по выбору: «Смуглый отрок бродил
по аллеям…»
М.И. Цветаева Стихотворение по выбору: «Книги в красном
переплете»
Поэзия 20-50-х годов ХХ в.: Н.А.Заболоцкий "Оттепель".
А.Т.Твардовский. Стихотворение по выбору: «Я убит подо
Ржевом»
Проза русской эмиграции.
В. В. Набоков. «Аня в стране чудес».
И.С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
Художественная проза о человеке и природе, их
взаимоотношениях:
М.М. Пришвин «Времена года», сказка-быль «Кладовая солнца»
Проза о детях: В.П.Астафьев "Васюткино озеро".
Ю.П.Казаков «Тихое утро»
Поэзия 2-й половины ХХ в.: Н.М.Рубцов «В горнице»
Р.Гамзатов, стихотворение "Журавли".

Зарубежная сказочная и фантастическая проза:
Тысяча и одна ночь. Рассказы о путешествии Синдбада-морехода.
Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)
Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» в переводе В.В. Набокова («Аня в
стране чудес»), Дж.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно», Д. Родари
"Сказки по телефону".

Зарубежная проза о детях и подростках: М. Твен
«Приключения Тома Сойера», А.Линдгрен «Приключения Калле
Блюмквиста».
Г.Х.Андерсен, сказка по выбору: «Снежная королева»
Зарубежный фольклор. Баллады о Робин Гуде: «Рождение Робин Гуда»,
«Робин Гуд и шериф».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,
6 КЛАСС
Раздел
Раздел 1.Русская
литература

Содержание
Русский фольклор: сказки, былины: «На заставе
богатырской», «Три поездки Ильи Муромца»
Литература ХIХ века
И.А. Крылов «Волк и ягнёнок», «Два мальчика»;
В.А. Жуковский, баллада по выбору: «Лесной царь»;
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». «Буран»
А. С. Пушкин.. Стихотворения по выбору: «К сестре». «К
Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину», «Зимняя дорога»
М.Ю.Лермонтов, стихотворения «Утес» (1841),
Стихотворения по выбору: «Три пальмы»(1838), «Когда
волнуется желтеющая нива» (1840);
«Панорама Москвы»
Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала
Маши».
И.С. Тургенев, рассказ по выбору: «Бежин луг»
Л.Н.Толстой «Отрочество» (1854), рассказ по выбору:
«Кавказский пленник».
А.П.Чехов «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон»(1884),
«Лошадиная фамилия»
Литературные сказки:
А.Н.Островский «Снегурочка»
Поэзия 2-й половины XIX в.:
Н.А. Некрасов, стихотворение «Крестьянские дети» (1861),
стихотворение по выбору: «Школьник».
Проза конца XIX – начала XX вв.:
М. Горький «Детство»
Поэзия конца XIX – начала XX вв.: К.Д. Бальмонт "Золотая
рыбка".
Поэзия 20-50-х годов ХХ в
Б.Л. Пастернак «Июль»
Художественная проза о человеке и природе, их
взаимоотношениях:
К.Г. Паустовский «Повесть о жизни»(главы), «Корзина с
еловыми шишками»
Проза о детях
Ф.Искандер "Детство Чика".
Ф.М. Достоевский «Мальчики» (фрагмент романа «Братья
Карамазовы»).
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы)

Проза конца XIX – начала XX вв.: А.С. Грин "Гнев
отца"
Великая Отечественная война в литературе.
К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Раздел 2. Литература
народов России
Раздел 3.
Зарубежная
литература

Зарубежная сказочная и фантастическая проза:
Дж.Свифт «Путешествия Гулливера» ( фрагменты по выбору)
Зарубежная романистика:
Ж. Верн, роман «Таинственный остров»
Зарубежная новеллистика:
Уайльд. «Кентервильское привидение».
Зарубежная проза о детях и подростках:
М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»
Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях
человека и природы:
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Японские хокку
Д. Лондон «Белый клык»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,
7 КЛАСС

Раздел
Раздел 1.Русская
литература

Содержание
Русский фольклор:
Сатирическая драма «Барин»
Литература ХIХ века
В.А. Жуковский, баллада «Светлана», баллада :»Перчатка»;
А.С. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825),
Стихотворения по выбору: « Элегия», «Певец», «Туча», «19
октября». «Повести Белкина» (1830):«Барышня-крестьянка»,
«Выстрел»; роман «Дубровский»;
М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта» (1837), поэма по выбору:
«Мцыри» (1839).
Н.В.Гоголь, пьеса «Ревизор» (1835), «Повесть о том, как
поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834)
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (1858).
Н.С.Лесков «Левша»
И.С.Тургенев, Стихотворения в прозе: «Дурак», «Воробей»,
«Русский язык».
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил» (1869),"Дикий помещик".
А.П. Чехов. Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия»
Проза конца XIX – начала XX вв.:
М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»
Поэзия 20-50-х годов ХХ в

В.В.Маяковский . Стихотворение по выбору: «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче»
М.М. Зощенко «Галоша», «Аристократка»
.А.П.Платонов "Юшка".
Проза о ВОВ:
М.А. Шолохов Главы из романа «Они сражались за Родину».
Проза о детях:
В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»
А.И. Солженицын «Крохотки»
Раздел 2. Литература
народов России
Раздел
Зарубежная
литература

3.

Античная литература::
Гомер «Одиссея» (фрагменты по
выбору)
В. Шекспир. Сонеты по выбору: №68 «Его лицо – одно из
отражений…» (пер. С.Маршака), №130 «Её глаза на звезды не
похожи…» (пер. С.Маршака», «Ромео и Джульетта»
Зарубежная проза о животных:
Э. Сетон-Томпсон. Рассказ по выбору: «Чинк»
Современная зарубежная проза:
Роберт Шекли «Запах мысли»
Зарубежная новеллистика:
А.Конан-Дойл «Пляшущие человечки»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,
8 КЛАСС

Раздел
Раздел 1.Русская
литература

Содержание
Русский фольклор:
Народная историческая песня. «Правеж», «Петра I узнают в шведском
городе». Драма «Как француз Москву брал»

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Рассказ
о смерти Олега в «Начальной летописи. «Повесть о разорении
Рязани Батыем» как воинская повесть. Житие. «Сказание о житии
Александра Невского».
Б.Зайцев
Радонежский».
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778-1782)

«Преподобный

Сергий

Литература ХIХ века
И.А.Крылов. Исторические басни И. А. Крылова. Басня «Волк на
псарне».
А.С.Пушкин. Поэма по выбору: «Полтава» (фрагменты). «Борис
Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) «Капитанская дочка» (18321836). А.С. Пушкин. Стихотворения по выбору: «Воспоминание»,
«Стансы» («В надежде славы и добра…») 1826, «Анчар» (1828)
М. Ю. Лермонтов. Поэма по выбору: «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Лирика поэта на тему родины.
Стихотворение по выбору:
«Родина» (1841) Стихотворение «Тучи» (1840).
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» ((1835).
А.К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов».
Л.Н. Толстой. Рассказ по выбору: «После бала».
И.А.Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»
К.Д.Бальмонт «Живая вода»

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Silentium!» (Молчи, скрывайся и
таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866).
,стихотворения по выбору: «Нам не дано предугадать…» (1869),
«К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870)
А.А.Фет. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850),
«Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887). Стихотворение
по выбору: «Это утро, радость эта…» (1881)
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в
шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854), стихотворение по
выбору: «Зеленый Шум» (1862-1863)
Б. Васильев. «Утоли моя печали…»
А.А.Ахматова «Мужество», «Клятва»;
Н.С. Гумилёв. Стихотворения: «Старина», «Прапамять», «Капитаны»
М.И.Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого
года»;
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Поэзия конца XIX – начала XX вв
.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики!»;.
В.С. Высоцкий «Штрафные батальоны», «Зарыты в нашу память на
века».
Евтушенко. Стихотворение «Когда звонят колокола».
Проза о подростках и для подростков последних десятилетий
авторов – лауреатов премий и конкурсов.
Т. Крюкова. Повесть «Костя +Ника»

Раздел
Зарубежная
литература

3. Мигель де Сервантес Сааведра "Хитроумный идальго Дон Кихот

Ламанчский" (главы по выбору).
Жан Батист Мольер. Комедия по выбору. "Мещанин во дворянстве"
(1670)
Зарубежный фольклор, песни. Генри Уодсворт Лонгфелло. «Песнь о
Гайавате»
Зарубежная романистика XIX - XX века. В. Скотт «Айвенго»
Современная зарубежная проза. Д.Пеннак «Глаз волка»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,

9 КЛАСС

Раздел 1.Русская
литература

Раздел 2. Литература
народов России

Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» (к.
XII в.).
М.В.Ломоносов, стихотворения «Вечернее размышление о
Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743),
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея
Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747
года».
Г.Р.Державин, стихотворения «Фелица»(1782),«Памятник»
(1795).
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792).
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824).
В.А.Жуковский,элегии «Невыразимое»(1819),
«Море» (1822).
А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин» (1823 —1831),
стихотворения «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»)
(1818), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827),
«» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836),
«Я вас любил: любовь еще, быть может…»(1829),
«Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817),
«Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820),
«Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель
пустынный…» (1823). «К морю» (1824), «Арион» (1827), «На
холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)
«Маленькие трагедии» (1830): «Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость». Поэма: «Цыганы» (1824).
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840).
Стихотворения: «Выхожу один я на дорогу...», «Узник» (1837),
(1841),«Дума» (1838), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «И
скучно и грустно…»(1840), «Молитва» («В минуту жизни
трудную…) (1839)
Н.В.Гоголь «Мертвые души» (1835 – 1841). Повесть
«Шинель»(1839), «Невский проспект» (1833-1834)
А.А.Блок. Стихотворения по выбору: «Перед грозой» (1899),
«После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…»
(1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914)
Б.Л. Пастернак. Стихотворение по выбору.
О.Э.Мандельштам: стихотворение по выбору: «Звук
осторожный и глухой…» (1908), «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…» (1915)
Проза о Великой Отечественной войне. Повесть по выбору:
В.Л.Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л.Васильев, В.В.Быков,
В.П.Астафьев
М.А.Булгаков. Повесть по выбору: «Собачье сердце» (1925)
А.И. Солженицын «Матренин двор»
В.М.Шукшин. Рассказ по выбору : «Срезал»
Поэзия 2-й половиныХХ в.: Е.А.Евтушенко, И.А.Бродский.
А.И. Солженицын «Матренин двор» (1959).

Раздел 3.
Зарубежная
литература

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)
И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)
О`Генри «Дары вохвов»
Дж.Г. Байрон. Стихотворение по выбору: «Душа моя мрачна.
Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), фрагменты
одной из поэм по выбору: «Паломничество Чайльд Гарольда»
(1809 – 1811) (пер. В. Левика).
Зарубежная проза о детях и подростках.
Э.Портер «Поллианна»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».