РП Биология 5-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2019 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилева/
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ

Уровень обучения – 5-9 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 5 лет

Разработчик: Сидорова Н.И.,
учитель биологии

Богданович

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Выпускник научится:
 характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
 применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные
биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать
биологические объекты и процессы;
 владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности
человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
 использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями
растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних
животных;
 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
 находить информацию о растениях и животных в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить
из одной формы в другую;
 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Выпускник научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма
человека, их практическую значимость;
















применять методы биологической науки при изучении организма человека:
проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить
несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по
изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с
млекопитающими
животными,
сравнивать
клетки,
ткани,
процессы
жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию
об организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма;
выделять эстетические достоинства человеческого тела;
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме
человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов,
презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.

ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Выпускник научится:
 характеризовать общие биологические закономерности, их практическую
значимость;
 применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
 применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
 владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по
изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять
отличительные признаки живых организмов; существенные признаки
биологических систем и биологических процессов;
 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в
экосистемах и биосфере;
 аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем.
2. Содержание учебного предмета.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,
структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную
деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои
мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов
«Линия жизни» сконструировано следующим образом:
1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6
классы).
2. Многообразие живой природы (7 класс).
3. Человек и его здоровье (8 класс).
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебников для 5 и 6 классов нацелено на формирование у
обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост,
развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, 6
разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением
организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и
взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых
организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека,
знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в
природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у
обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены
человека, реализацию установок на здоровый образ жизни.
Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний
обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств,
первоначальные представления о которых были получены в 5—7 классах. Основное
содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно
направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических
умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием
биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой
природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни
человека.
Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни
человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при
отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры
профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен
веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов
обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост,
развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации.
Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение
растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные
растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у
животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы.
Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и
жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика
заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции.
Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов
животных.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека.
Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического
мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека:
клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма.
Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и
мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства.
Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови.
Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные
сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания
первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания.
Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и
их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,
спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред
табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы
пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и
энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров.
Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за
кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов
мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание.
Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её
профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование.
Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие
организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и
слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства.
Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная
система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их
действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их
предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные
рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память.
Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость.
Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики
человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы
риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные
привычки, их влияние на состояние здоровья.
ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и
органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка,
плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы.
Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль
питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности
клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение.
Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая
единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие
силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный
отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и
информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация
живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и
превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский —

основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия
деятельности человека в экосистемах.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Биология. 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Раздел учебного предмета,
Содержание
темы, количество часов,
отводимое на освоение темы
Биология
как
наука (5
Биология — наука о живой природе. Роль
биологии в практической деятельности людей.
часов)
Разнообразие организмов. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы.
Методы исследования в биологии: наблюдение,
измерение,
эксперимент.
Клеточное
строение
организмов. Правила работы в кабинете биологии,
правила работы с биологическими приборами и
инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в
жизни растений и животных.
Клетка – основа строения и
Устройство увеличительных приборов (лупа,
жизнедеятельности
световой
микроскоп).
Правила
работы
с
организмов (10 часов)
микроскопом. Методы изучения клетки. Химический
состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка,
цитоплазма,
ядро,
вакуоли,
пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в
клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость,
развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство
увеличительных
приборов,
рассматривание клеточного строения растения с
помощью лупы.
Устройство светового микроскопа и приемы работы с
ним.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука,
рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под
микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов
томатов, рябины, шиповника.
Многообразие
организмов
и
их
Многообразие
организмов (18 часов)
классификация.
Отличительные
признаки
представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
круговороте веществ в природе и жизни человека.
Разнообразие бактерий, их распространение в
природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их

строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора
съедобных грибов и их охрана. Профилактика
отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни
человека.
Растения. Общая характеристика растительного
царства. Многообразие растений, одноклеточные и
многоклеточные растения, низшие и высшие
растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей –
одноклеточные
и
многоклеточные.
Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль
водорослей в природе и жизни человека,
использование.
Лишайники – симбиотические организмы,
многообразие и распространение лишайников.
Высшие
споровые
растения.
Мхи,
папоротники, хвощи, плауны, их отличительные
особенности, многообразие и распространение.
Семенные
растения.
Голосеменные,
особенности строения. Их многообразие, значение в
природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности
строения и многообразие. Значение в природе и
жизни человека.
Общая характеристика царства Животные.
Разнообразие животных – одноклеточные и
многоклеточные.
Охрана
животного
мира.
Особенности строения одноклеточных животных и их
многообразие. Роль одноклеточных животных в
природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их
строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их
строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи
плодовых
тел
шляпочных
грибов.
Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня,
спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на
местных видах), споро носящего хвоща, папоротника,
хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Особенности строения мукора и дрожжей.
Внешнее строение цветкового растения
Резервное время — 3 часа

используется для проведения уроков обобщения и
закрепления знаний, один из которых – экскурсия,
что позволяет не только закрепить полученные
учащимися знания, но и осуществить итоговый
контроль знаний.

Биология. 6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел учебного предмета,
темы, количество часов,
отводимое на освоение
темы
Раздел 1.
Жизнедеятельность
организмов (15ч)

Содержание

Обмен веществ – главный признак жизни.
Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен
веществ. Составные компоненты обмена веществ:
питание, дыхание, поступление веществ в организм, их
транспорт и преобразование, выделение. Использование
энергии организмами.
Почвенное питание растений.
Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и
гетеротрофные организмы. Почвенное питание
растений. Корень, его строение и функции. Поглощение
воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт
«Поглощение воды корнем».
Удобрения.
Управление почвенным питанием растений. Удобрения
минеральные и органические. Способы, сроки и дозы
внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей
среде использованием значительных доз удобрений.
Меры охраны природной среды.
Фотосинтез
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в
фотосинтезе. Управление фотосинтезом растении:
условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза.
Значение фотосинтеза.
Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и
накоплении органических веществ и кислорода на
Земле. Проблема загрязнения воздуха.
Питание бактерий и грибов
Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов
питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у
бактерий и грибов.
Гетеротрофное питание. Растительноядные животные..
Гетеротрофное питание. Питание животных.
Пищеварение. Пища как строительный материал и
источник энергии для животных. Способы добывания
пищи животными. Растительноядные животные.
Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.
Плотоядные и всеядные животные, особенности питания
и добывания пищи. Хищные растения.
Газообмен между организмом и окружающей средой
Дыхание животных.
Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в
жизни организмов. Значение кислорода в процессе

дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности
газообмена у животных.
Дыхание растений.
Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц,
чечевичек и межклетников в газообмене у растений.
Применение знаний о дыхании растений при их
выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт
«Выделение углекислого газа при дыхании».
Передвижение веществ в организмах. Передвижение
веществ у растений.
Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ
как составная часть обмена веществ. Проводящая
функция стебля. Передвижение воды, минеральных и
органических веществ в растении. Лабораторный опыт
«Передвижение веществ по побегу растения». Запасание
органических веществ в органах растений, их
использование на процессы жизнедеятельности. Защита
растений от повреждений.
Передвижение веществ у животных.
Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав,
функции и значение. Кровеносная система животных,
органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и
сердце. Роль гемофилии и крови в транспорте веществ в
организм животного и осуществлении связи между его
организмами.
Освобождение организма от вредных продуктов
жизнедеятельности. Выделение у растений.
Образование конечных продуктов обмена веществ в
процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из
организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у
растений: удаление продуктов обмена веществ из
растительного организма через корни, устьица, листья.
Листопад.
Выделение у животных.
Удаление продуктов обмена веществ из организма
животного через жабры, кожу, лёгкие, почки.
Особенности процесса выделения у животных.
Контрольная работа № 1 по теме « Жизнедеятельность
организмов»
Раздел 2. Размножение,
рост и развитие
организмов (8ч)

Размножение организмов, его значение. Бесполое
размножении.
Размножение организмов, его роль а преемственности
поколений. Размножение как важнейшее свойство
организмов. Способы размножения организмов.
Бесполое размножение растений и животных.
Лабораторная работа «Вегетативное размножение
комнатных растений»
Половое размножение.
Половое размножение, его особенности. Половые
клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового
размножения растений, его строение и функции.

Опыление. Усложнение полового размножения в
процессе исторического развития. Значение полового
размножения для потомства и эволюции органического
мира.
Рост и развитие – свойства живых организмов.
Индивидуальное развитие.
Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины
роста организмов. Продолжительность роста растений и
животных. Особенности роста растений. Лабораторная
работа «Определение возраста дерева (ствола или ветки)
по спилу». Индивидуальное развитие. Взаимосвязи
процессов роста и развития организмов.
Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений.
Контрольная работа № 2 по теме «Размножение, рост и
развитие организмов»
Раздел 3. Регуляция
жизнедеятельности
организмов (10ч)

резерв 2 часа

Способность организмов воспринимать воздействии
внешней среды и реагировать на них
Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция
растений и животных на изменения в окружающей
среде. Биоритмы в жизни организмов.
Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.
Биологически активные вещества – гормоны.
Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция.
Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции
организмов.
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности
многоклеточных животных.
Общее представление о нервной системе. Нейрон.
Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа
«Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и
формирование у них рефлексов».
Поведение организмов
Поведение. Двигательная активность у растений. Виды
поведения животных.
Движение организмов.
Движение – свойства живых организмов. Многообразие
способов движения организмов. Движение у растений.
Передвижение животных.
Организм – единое целое.
Целостность организма. Взаимосвязь клеток, тканей,
органов в многоклеточном организме.
Контрольная работа № 4 по теме «Регуляция
жизнедеятельности организмов»

Биология. 7 класс (35 часов, 1 час в неделю)
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Сокращено число часов:
 Введение сокращено с 3 часов до 1 часа;
 раздел «Бактерии, грибы, лишайники» с 6 часов до 4 часов;
 раздел «Многообразие растительного мирра» с 25 часов до 9 часов;
 раздел «Многообразие животного мира» с 25 часов до 18 часов
 раздел «Эволюция растений м животных, их охрана» с 7 часов до 2 часов.
В виду ограниченности учебного времени (34 часов вместо 68 часов), ряд вопросов
рассматривается обзорно.

Раздел учебного предмета,
темы, количество часов,
отводимое на освоение темы
Введение (1 час)

Содержание

Систематика
—
наука
о
многообразии
и
классификации организмов. Вид — исходная единица
систематики. Классификация живых организмов.

Глава 1. Бактерии, грибы, Бактерии — доядерные организмы. Особенности
строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий,
лишайники (4 ч)
их распространение в природе. Роль бактерий в природе
и жизни человека. Грибы — царство живой природы.
Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы
— паразиты растений, животных, человека.
Лишайники — комплексные симбиотические
организмы. Роль в природе, использование человеком.
Демонстрации: натуральные объекты (трутовик,
ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи
плодовых тел шляпочных грибов.
Глава 2. Многообразие Водоросли — наиболее древние низшие растения.
Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение,
растительного мира (9 ч)
жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в
природе, использование в практической деятельности и
охрана.
Риниофиты — первые наземные высшие
растения. Появление тканей. Ткани растений. Мхи,
строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе,
хозяйственное значение. Средообразующее значение
мхов. Папоротники, строение и жизнедеятельность.
Многообразие папоротников, их роль в природе.
Средообразующее
значение
папоротников.
Использование и охрана папоротников.
Семенные
растения. Особенности строения и жизнедеятельности
голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный
лес как природное сообщество. Роль голосеменных в
природе, их использование. Покрытосеменные растения,
особенности
их
строения
и
процессов
жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных,

их классификация. Класс Двудольные, важнейшие
семейства класса (с учетом природного окружения).
Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры
растений разных отделов, классов и семейств
покрытосеменных; микропрепараты тканей растений;
культурные растения региона; приспособленность
растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
1. Строение зеленых водорослей.
2. Строение мха.
3. Строение папоротника.
4. Строение хвои и шишек хвойных
5. Строение семян однодольных и двудольных растений
6. Стержневая и мочковатая корневые системы.
7. Внутреннее строение ветки дерева.
8. Строение клубня, корневища и луковицы
9. Листья простые и сложные, их жилкование и
расположение.
10. Классификация плодов.
11. Строение кожицы листа
12. Строение цветка.
Общие сведения о животном мире. Основные
Глава 3. Многообразие
отличия животных от растений, черты их сходства.
животного мира (18 ч)
Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения
и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных.
Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения
заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль
одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения
и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани,
органы, системы органов организма животного, их
взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и
жизнедеятельности
кишечнополостных.
Рефлекс.
Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и
жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности
червей. Многообразие червей. Паразитические черви.
Меры предупреждения заражения паразитическими
червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности
моллюсков.
Многообразие
моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль
моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности
членистоногих.
Многообразие
членистоногих.
Инстинкты.
Членистоногие
—
возбудители и переносчики возбудителей болезней

человека и животных, вредители сельскохозяйственных
растений.
Меры
предупреждения
заболеваний.
Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих
в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые.
Общая
характеристика.
Рыбы.
Особенности строения и жизнедеятельности рыб.
Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в
природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и Пресмыкающиеся. Особенности
строения
и
жизнедеятельности,
многообразие
земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от
укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль
в природе, практическое значение и охрана
земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов
жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о
потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в
природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие.
Особенности
строения
и
процессов
жизнедеятельности,
многообразие
млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство.
Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое
значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы,
видеофильмы по биологии животных; микропрепараты
одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы
кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и
влажные препараты моллюсков; живые водные
моллюски;
коллекции
членистоногих;
скелеты
костистой
рыбы,
лягушки,
ящерицы,
птиц,
млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и
зверей.
Лабораторные работы:
13. Изучение многообразия свободноживущих водных
простейших.
14. Изучение пресноводной гидры.
15. Изучение внешнего строения дождевого червя.
16. Изучение внешнего строения насекомого.
17. Изучение внешнего строения рыбы.
18. Изучение внешнего строения птицы.
Глава
4.
Эволюция Этапы эволюции органического мира. Эволюция
от
одноклеточных
водорослей
до
растений и животных, их растений:
покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и
охрана (2 ч)
позвоночных животных.

Биология. 8 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)

Раздел учебного
предмета, темы,
количество часов,
отводимое на
освоение темы
Введение. Человек
как биологический
вид (4 ч)

Содержание

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения
здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина
- науки о человеке. Методы изучения организма человека, их
значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе
органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и
социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие
расы.

Глава 1. Общий
обзор организма
человека (3ч)

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты,
иллюстрирующие сходство человека и животных; модель
«Происхождение человека»; остатки материальной первобытной
культуры человека; иллюстрации представителей различных рас
человека
Строение организма человека. Уровни организации организма
человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные,
мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции.
Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о
нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности
организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и
разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов
организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его
проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа:

Глава 2. Опора и
движение (6 ч)

Изучение микроскопического строения тканей организма
человека
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и
функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения
костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц.
Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение
физических упражнений для правильного развития опорнодвигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме

человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика
травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и
окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости
конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания
первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого
пояса в движениях руки.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.
Изучение влияния статической и динамической работы на
утомление мышц.
Практические работы:
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Распознавание на наглядных
двигательной системы.
Глава 3.
Внутренняя среда
организма (4 ч)

пособиях

органов

опорно-

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма:
кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы.
Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови.
Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие
на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека.
Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в
области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты
крови человека и лягушки).

Глава 4.
Кровообращение и
лимфообращение (4
ч)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение
и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная
регуляция работы сердца. Большой и малый круги
кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови.
Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь
между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые
заболевания,
их
причины
и
предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения.
Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы

«Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты,
объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального
давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи
при кровотечениях.
Лабораторные работы:
Измерение кровяного давления.
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и
венозного кровотечений.
Практическая работа:
Распознавание на
кровообращения.

наглядных

пособиях

органов

системы

Глава 5. Дыхание (5 Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение
и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и
ч)
выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в
легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота
атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения
инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики
для защиты собственного организма. Приемы оказания первой
помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов
дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой
помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторные работы:
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Определение частоты дыхания.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной
системы.
Глава 6. Питание (6
ч)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты
питания и питательные вещества как основа жизни. Состав
пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли,
витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения.
Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта.
Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы.
Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.
Всасывание.

Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание.
Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций,
гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых
отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная
система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез;
движение гортани при глотании.
Лабораторные работы:
Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной
системы.
Глава 7. Обмен
веществ и
превращение
энергии (4 ч)

Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие
жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и
энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и
минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их
роль в организме человека. Витамины и их роль в организме.
Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания.
Значение правильного питания для организма. Нарушения
обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания»,
«Энергетические потребности организма в зависимости от вида
трудовой деятельности».
Практическая работа:
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Глава 8. Выделение
продуктов обмена
(3 ч)

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды
организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и
функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной
системы. Заболевания органов мочевыделения и их
профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы
выделения».
Практическая работа:
Распознавание
на
наглядных
мочевыделительной системы.

Глава 9. Покровы
тела (4 ч)

пособиях

органов

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в
терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи.

Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах,
ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи.
Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы
оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной
поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью
бумажной салфетки.
Глава 10. Нейрогуморальная
регуляция
процессов
жизнедеятельности
организма (8 ч)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и
внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны.
Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и
нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной
системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы:
центральный и периферический. Спинной мозг, строение и
функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная
нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их
предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней
секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с
надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга»,
«Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»;
модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой
для показа местоположения гипофиза.
Практическая работа:
Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение
тонуса
симпатической
и
парасимпатической
системы
автономной нервной системы при раздражении.

Глава 11. Органы
чувств.
Анализаторы (5 ч)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения
анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового,
вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство.
Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их
профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха;
опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика,
палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение
остроты слуха; зрительные иллюзии.
Лабораторные работы:
Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по
моделям или наглядным пособиям).

Глава 12. Психика

Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова,

и поведение
человека (6 ч)

И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о
высшей нервной деятельности. Безусловные и условные
рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека.
Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память,
эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление,
способность к накоплению и передаче информации из поколения
в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер.
Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении
человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и
бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья:
двигательная
активность,
закаливание,
аутотренинг,
рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки,
их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по
методу речевого подкрепления; двойственные изображения,
иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и
внимание, логическую и механическую память, консерватизм
мышления.

Глава 13.
Размножение и
развитие человека
(3 ч)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и
половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль
генетических знаний в планировании семьи. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение.
Органы
размножения.
Оплодотворение.
Контрацепция.
Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика.
ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и
развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы
человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие
человека после рождения».
Лабораторная работа:
Измерение массы и роста своего организма.

Глава 14. Человек и Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
окружающая среда Зависимость здоровья человека от состояния окружающей
среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в
(3 ч)

опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности
собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение
человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Практическая работа:
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье человека.

Биология. 9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел учебного предмета, Содержание
темы, количество часов,
отводимое на освоение
темы
Введение. Биология в
системе наук (2 ч.)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение
биологии для понимания научной картины мира. Методы
биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные
научные представления о сущности жизни. Значение
биологической
науки
в
деятельности
человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь
биологии с другими науками».

Глава 1. Основы цитологии
- науки о клетке ( 10 ч.)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки.
История открытия и изучения клетки. Основные положения
клеточной теории. Значение цитологических исследований для
развития биологии и других биологических наук, медицины,
сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Основные компоненты клетки.
Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные
органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и
растений. Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы
получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы.
Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической
информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза
белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция
биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения
веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных;
модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза;
модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц;
схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез

белка».
Лабораторные работы:
Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов
и прокариотических клеток у бактерий.
Глава 2. Размножение и
индивидуальное развитие
(онтогенез) организмов (5
ч.)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы
размножения организмов. Бесполое размножение и его типы.
Митоз как основа бесполого размножения и роста
многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение.
Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных
и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток,
органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние
факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни
приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации:таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и
полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального
развития высших растений, сходство зародышей позвоночных
животных; схемы митоза и мейоза.

Глава 3. Основы генетики
(10 ч.)

Генетика как отрасль биологической науки. История развития
генетики. Закономерности наследования признаков живых
организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования
наследственности.
Гибридологический
метод
изучения
наследственности.
Моногибридное
скрещивание.
Закон
доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное
доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое
обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение
пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование
признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория
наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.
Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы.
Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость.
Возникновение различных комбинаций генов и их роль в
создании генетического разнообразия в пределах вида.
Эволюционное
значение
комбинативной
изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль
условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и
свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы
наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов,
показывающих влияние условий среды на изменчивость
организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи
гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
Изучение изменчивости у растений и животных.
Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:

Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека
(3 ч.)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое
разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние
среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни.
Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные
фенотипические проявления.

аномалии

человека

и

их

Лабораторная работа:
Составление родословных.
Глава 5. Эволюционное
учение (15 ч.)

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Движущие силы и
результаты эволюции. Усложнение растений и животных в
процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность
эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид.
Критерии
вида.
Видообразование.
Понятие
микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как
элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их
характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила
эволюции. Борьба за существование как основа естественного
отбора. Роль естественного отбора в формировании новых
свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер.
Взаимоприспособленность видов как результат действия
естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными
популяциями, решения проблем охраны природы и
рационального природопользования.
Понятие
о
макроэволюции.
Соотнесение
микрои
макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе
эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные
экземпляры
и
коллекции
животных,
показывающие
индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов
культурных растений и пород домашних животных, а также
результаты приспособленности организмов к среде обитания и
результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы
видообразования и соотношение путей прогрессивной
биологической эволюции.
Лабораторная работа:
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Глава 6. Основы селекции

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа
селекции организмов. Достижения мировой и отечественной

и биотехнологии (3 ч.)

селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи,
таблицы,
фотографии,
иллюстрирующие
результаты
селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 7. Возникновение и Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
развитие жизни на Земле (4 Органический мир как результат эволюции. История развития
органического мира.
ч.)
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных
в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и
фауну различных эр и периодов.
Глава 8. Взаимосвязи
организмов и окружающей
среды (16 ч.)

Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации.
Экология, как наука. Влияние экологических факторов на
организмы. Приспособления организмов к различным
экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия
популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических
веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его
поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации:
таблицы,
иллюстрирующие
структуру
биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в
биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека
на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты
заповедников России.
Лабораторные работы:
Строение растений в связи с условиями жизни.
Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на
примере аквариума).
Практические работы:
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на
конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных
видов в конкретной экосистеме.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека
в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и
экосистемы.

Экскурсия:
Среда жизни и ее обитатели.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».