РП русский язык 5-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2019 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилева/
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Уровень обучения – 5-9 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 5 лет

Разработчики:
Буглова С.В., Глинских И.А., Вострикова Н.С.,
учителя русского языка и литературы

Богданович

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
ния (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
ствовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;

лова;
заданным параметрам их звукового состава;

изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова,
уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
междометия;
ведении
морфологического анализа слов;

структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

я;

анализ в практике правописания;
-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2. Содержание учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение
предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное
развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе,
поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного
общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование
коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее
компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в

различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и
использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве,
развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об
основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас;
формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и
понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы,
необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и
понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы,
необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания
предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры,
как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и
оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей
языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
для
развития
личности,
ее
духовно-нравственного
и
эмоционального
совершенствования;
для
развития
способностей,
удовлетворения
познавательных
интересов,
самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды,
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;

для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи
(монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной
речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия);
публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья,
интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления,
выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог
смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение
различными
видами
чтения
(изучающим,
ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства
общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие
о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их
значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые
слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и
речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и
другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность,
подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в
отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная
основы,
Словообразующая
морфема.
Словообразовательная
пара.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные
и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая
окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).
Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и
их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы
современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его
точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.

Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация
частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части
речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования
форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений,
глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его
типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные
члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные –
нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и
неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения,
обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные
предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений
между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения;
место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к
главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения
бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью
(цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи
и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных
пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС

Раздел
предмета

учебного

Содержание

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная
Раздел 1. Речь.
и письменная).Формы речи (монолог, диалог, полилог).
Речевая деятельность
Основные
особенности
разговорной
речи,
функциональных
стилей
научного,
языка
художественной
литературы.
Основные
жанры
разговорной речи (рассказ, беседа, спор);
Текст как продукт речевой деятельности. Тема
текста.
Функционально-смысловые типы текста
(повествование, описание, рассуждение). Специфика
художественного текста. Виды речевой деятельности
(говорение, письмо). Информационная переработка
текста (план). Изложение содержания, прослушанного
или прочитанного текста (подробное). Написание
сочинений, писем, текстов иных жанров. Создание устных
высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации общения. Овладение
приёмами работы с учебной
книгой. Написание
сочинений,
писем.
Изложение
содержания
прослушанного или прочитанного текста (подробное)
Раздел
Культура речи.

2.

Раздел 3. Общие
сведения
о
языке.
Основные разделы науки
о языке.

Языковая норма, ее функции. Основные виды
норм русского литературного языка (орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические,
пунктуационные).
Вариативность
нормы.
Роль языка в жизни человека и общества.

3.1
Общие
сведения о языке.
Звуки речи. Система гласных звуков. Система
3.2.
Фонетика,
согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
орфоэпия и графика.
Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его
разноместность,
подвижность
при
формои
словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы.
Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы
обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции.
Основные элементы интонации. Связь фонетики с
графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел
лингвистики. Основные нормы произношения слов
(нормы, определяющие произношение гласных звуков и
произношение согласных звуков; ударение в отдельных
грамматических формах) и интонирования предложений.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в
практике правописания.

Состав слова. Морфема как минимальная
3.3. Морфемика и
значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды
словообразование.
морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая
морфема. Чередование звуков в морфемах. Морфемный
анализ слова Применение знаний по морфемике и
словообразованию
в
практике
правописания.
Словообразовательная пара.
Слово как единица языка. Лексическое и
3.4. Лексикология
грамматическое
значение слова. Однозначные и
и фразеология
многозначные слова; прямое и переносное значения
слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Паронимы.
3.5. Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды
слов. Традиционная классификация частей речи.
Самостоятельные
(знаменательные)
части
речи.
Общекатегориальное значение, морфологические и
синтаксические свойства каждой самостоятельной
(знаменательной) части речи. Морфологический анализ
слова. Основные морфологические нормы русского
литературного языка (нормы образования форм имен
существительных, имен прилагательных,
глаголов) Применение знаний по морфологии в
практике правописания.

3.6. Синтаксис

Единицы
синтаксиса
русского
языка.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Типы
предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и
второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения простые и сложные. Структурные типы
простых предложений ( двусоставные и односоставные,
распространенные и нераспространенные, предложения
осложненной и неосложненной структуры). Однородные
члены предложения, обращение. Сложные предложения.
Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ
простого и сложного предложения. Понятие текста,
основные признаки текста (членимость, смысловая
цельность, связность, завершенность). Применение
знаний по синтаксису в практике правописания.

Раздел
Правописание:
орфография
пунктуация.

Орфография.
Понятие
орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и
и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Прописная и
строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных
орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и
их функции. Знаки препинания в конце предложения, в
простом и сложном предложениях, при прямой речи и в
диалоге Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ
предложения.

4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 6 КЛАСС
Раздел
учебного предмета
Раздел 1.
Речь. Речевая
деятельн
ость

Раздел 2.
Культура речи.
Раздел
3.
Общие сведения о
языке.
Основные
разделы науки о
языке.
3.1.
Общие
сведения о языке.
3.2.
Фонетика, орфоэпия
и графика

Содержание
Ситуация общения. Создание устных высказываний
разной коммуникативной направленности в зависимости от
сферы и ситуации общения.
Основные жанры
публицистического стиля и устной публичной речи
(выступление, обсуждение); официально-делового стиля
(заявление) Основные особенности разговорной речи,
функциональных стилей, языка художественной литературы.
Формально-смысловое единство и его коммуникативная
направленность текста: тема, главная, второстепенная и
избыточная информация. Специфика художественного текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо,
чтение) Речевая ситуация и ее компоненты (место, время,
тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его
разновидности
(сообщения,
побуждения,
вопросы,
объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета
и т. д.). Овладение различными видами чтения (изучающим,
ознакомительным,
просмотровым).
Создание
устных
высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации общения. Изложение
содержания прослушанного или прочитанного текста
(подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений.
Оценивание
правильности,
коммуникативных
качеств и эффективности речи
Русский язык в современном мире. Русский язык как
развивающееся
явление.
Формы
функционирования
современного русского языка ( территориальные диалекты,
профессиональные
разновидности).
Основные
лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Фонетика, орфоэпия и графика. Звуки речи. Система
гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция.
Слог. Ударение. Фонетический анализ слова.

Морфемный анализ слова. Способы образования слов
3.3.
Морфемика
и (морфологические и неморфологические). Основные способы
образования слов в русском языке. Словообразующие и
словообразование
формообразующие морфемы. Словообразовательные цепочка.
Словообразовательный анализ слова. Понятие об этимологии.
. Морфемика и словообразование. Морфемный и
словообразовательный анализ слова
Слово как единица языка. Лексическое и
3.4.
Лексикология
и грамматическое значение слова. Лексическая сочетаемость.
Стилистическая помета в словаре. Стилистические пласты
фразеология.

лексики (книжный, нейтральный, сниженный).
Исконно
русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их
признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка Устаревшие слова: историзмы,
архаизмы. Неологизмы.
Лексический анализ слова.
различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов;
Части речи как лексико-грамматические разряды слов
Правописание гласных. Части речи как лексикограмматические
разряды
слов.
Самостоятельные
(знаменательные) части речи общекатегориальное значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая
роль.
Морфологические
признаки
имени
существительного
Основные морфологические нормы русского литературного
языка Морфологический анализ Имя прилагательное, его
общекатегориальное значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль Нормы образования форм
имен
существительных,
прилагательных,
местоимений,
числительных, глаголов.
Синтаксис. Словосочетание как синтаксическая
единица. Понятие текста, основные признаки текста
(членимость,
смысловая
цельность,
связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.

3.5.
Морфология

3.6.
Синтаксис

Раздел
Правописание:
орфография
пунктуация

Орфография. Правописание гласных
в составе
морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.
и Прописная и строчная буквы. Орфографический анализ слова
и пунктуационный анализ предложения.

4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 7 КЛАСС

Раздел
учебного предмета
Раздел 1.
Речь. Речевая
деятельн
ость

Содержание
Речь. Речевая деятельность. Формы речи (диалог).
Основные особенности разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового),
языка художественной литературы. Основные жанры
научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление,
тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия);
публицистического стиля и устной публичной речи
(выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк);
Функционально-смысловые типы текста (повествование,
описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Диалоги
разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог - обмен мнениями, диалог смешанного
типа). Овладение различными видами чтения (изучающим,

ознакомительным, просмотровым), приемами работы с
учебной книгой и другими информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных
высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от сферы и ситуации общения: составление
рассказа по картине. Информационная переработка текста
(план, конспект, аннотация).
Изложение
содержания
прослушанного
или
прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров
Культура речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального общения. Невербальные
средства. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о
языке.
Русский
язык
как
развивающееся
явление.
Раздел
3.
Общие сведения о Выдающиеся отечественные лингвисты
языке.
Основные
разделы науки о
языке.
3.1.
Общие
сведения о языке.
Фонетика, орфоэпия и графика. Фонетический анализ
3.2.
Фонетика, орфоэпия слова.
и графика
Раздел
Культура речи.

2.

Морфемика
и
3.3.
Морфемика
и словообразовательный анализ слова,
слова.
словообразование
3.4.
Лексикология
фразеология.
3.5.
Морфология

3.6.
Синтаксис

словообразование.
морфемный анализ

Лексикология и фразеология. Нормы употребления
и слова в соответствии с его точным лексическим значением.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Части речи как лексико-грамматические разряды
слов.
Традиционная
классификация
частей
речи.
Самостоятельные
(знаменательные)
части
речи.
Общекатегориальное
значение,
морфологические
и
синтаксические
свойства
каждой
самостоятельной
(знаменательной) части речи. Различные точки зрения на
место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Морфологический анализ слова.
Омонимия
слов
разных
частей
речи.
Основные
морфологические нормы русского литературного языка
(нормы образования форм имен существительных, имен
прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов,
причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по
морфологии в практике правописания.
Синтаксис. Синтаксический анализ простого и
сложного предложения.

Раздел
Правописание:
орфография
пунктуация

Понятие текста, основные признаки текста
(членимость,
смысловая
цельность,
связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Правописание: орфография и пунктуация. Слитные,
4.
дефисные и раздельные написания. Соблюдение основных
и орфографических норм. Одиночные и парные знаки
препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный
анализ предложения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 8 КЛАСС
Раздел
учебного предмета

Содержание
Формы речи (монолог, диалог, полилог). Статья.
Текст как продукт речевой деятельности. Формальносмысловое единство и его коммуникативная направленность
текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы
текста (повествование, описание, рассуждение). Анализ
текста.
Диалоги разного характера (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями,
диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение,
дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым), приемами работы с
учебной книгой Создание устных высказываний разной
коммуникативной направленности в зависимости от сферы и
ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект,
аннотация).
Изложение содержания прослушанного или
прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, текстов иных жанров.

Раздел 1.
Речь. Речевая
деятельн
ость

Раздел
Культура речи.

2.

Раздел
3.
Общие сведения о
языке.
Основные
разделы науки о
языке.
3.1.
Общие
сведения о языке.
3.2.
Фонетика, орфоэпия
и графика
3.3.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств
и эффективности речи. Культура речи и ее основные аспекты:
нормативный, коммуникативный, этический. Основные
критерии культуры речи.
Роль языка в жизни человека и общества. Русский
язык – национальный язык русского народа, государственный
язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык в современном мире. Русский язык
как развивающееся явление. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Интонация, ее функции. Основные элементы
интонации. Основные нормы интонирования предложений.

Морфемика
и
словообразование
3.4.
Лексикология
фразеология.
3.5.
Морфология

3.6.
Синтаксис

Раздел
Правописание:
орфография
пунктуация

.
и
Междометия и звукоподражательные слова.

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание
как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в
словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной
окраске.
Грамматическая
основа
предложения. Главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и
сложные. Структурные типы простых предложений
(двусоставные и односоставные, распространенные –
нераспространенные,
предложения
осложненной
и
неосложненной структуры, полные и неполные). Типы
односоставных
предложений.
Однородные
члены
предложения, обособленные члены предложения; обращение;
вводные и вставные конструкции. Основные синтаксические
нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого
предложения. Нормы построения предложений с прямой и
косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной
речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике
правописания.
Соблюдение основных орфографических норм.
4.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции.
и Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в
конце предложения, в простом и сложном предложениях, при
прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков
препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный
анализ предложения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 9 КЛАСС
Раздел
учебного предмета

Содержание

Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные
Раздел
1.
особенности разговорной речи, функциональных стилей
Речь. Речевая
деятельность (научного, публицистического, официально-делового), языка
художественной литературы. Основные жанры разговорной
речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной
речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия,

реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и
устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья,
интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка,
доверенность,
заявление,
резюме).
Специфика
художественного текста. Овладение различными видами
чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым),
приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект,
аннотация).
Изложение
содержания
прослушанного
или
прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Анализ текста.
Написание сочинений, текстов иных жанров
Речевой этикет. Межкультурная коммуникация
2.

Раздел
Культура речи.
Раздел
3.
Общие сведения о
языке.
Основные
разделы науки о
языке.
3.1.
Общие
сведения о языке.

3.2.
Фонетика, орфоэпия
и графика

Общие сведения о языке. Русский язык как один из
индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского
языка (литературный язык, понятие о русском литературном
языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке
культуры и истории народа. Взаимообогащение языков
народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом
значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах;
объяснение их значения с помощью лингвистических
словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые
слова.
Русский язык – язык русской художественной
литературы. Языковые особенности художественного текста.
Основные изобразительно-выразительные средства русского
языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Связь фонетики с графикой и орфографией.

Состав слова. Словообразовательная цепочка.
3.3.
Морфемика
и Словообразовательное гнездо.
Применение
знаний
по
морфемике
и
словообразование
словообразованию в практике правописания.
Сферы
употребления
русской
лексики.
3.4.
Лексикология
и Стилистическая окраска слова
фразеология.

Морфология

3.5.
Морфология
3.6.
Синтаксис

Раздел
Правописание:
орфография
пунктуация

Синтаксис. Словосочетание. Его типы. Виды связи в
словосочетании. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и
односоставные, распространенные – нераспространенные,
предложения осложненной и неосложненной структуры,
полные и неполные). Сложные предложения. Типы сложных
предложений.
Средства
выражения
синтаксических
отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи , нормы построения
сложносочиненного
предложения;
нормы
построения
сложноподчиненного предложения; место придаточного
определительного в сложноподчиненном предложении;
построение
сложноподчиненного
предложения
с
придаточным изъяснительным, присоединенным к главной
части союзом «чтобы», союзными словами «какой»,
«который»; нормы построения бессоюзного предложения;
4.
и

Орфография. Орфографический
пунктуационный анализ предложения.

анализ

слова

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».