Информатика 7-9 34 часа

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2019 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилева/
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ИНФОРМАТИКА»

Уровень обучения – 7-9 классы, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 3 года

Разработчик:
Комаристая Наталия Александровна,
учитель информатики

Богданович

Завершенная предметная линия учебников разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам
освоения основной образовательной программы, а также возрастных и
психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего
образования.
Учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение
курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает:
1. Учебник «Информатика» для 7 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А.,
Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А.,
Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
3. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А.,
Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
4. Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.
— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
5. Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. —
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
6. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в
Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
7. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов
обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ
через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы
издательства: http://www.metodist.lbz.ru/
Описание места учебного предмета в учебном плане
Изучение по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие личностные результаты.
1. Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую
научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о
науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область
информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет
историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей
развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями,
повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и
изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и
перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они,
возможно, смогут принять участие. Историческая линия отражена в следующих
разделах учебников:
7 класс, § 2 «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема
исторического развития письменности, классификации и развития языков
человеческого общения.
9 класс, § 22 «Предыстория информатики»: раскрывается история открытий и
изобретений средств и методов хранения, передачи и обработки информации до
создания ЭВМ.
9 класс, § 23 «История ЭВМ», § 24 «История программного обеспечения и ИКТ»,
раздел 2.4 «История языков программирования» посвящены современному этапу
развития информатики и ее перспективам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой
деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из
которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку
коллективного мнения.
В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для
индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с
освоением информационных технологий), содержатся задания проектного
характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В методическом
пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы
над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками —
исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим
задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения,

принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается
процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена
на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером
(не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень
важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с
компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с раздела «Техника
безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Эту тему поддерживает
интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл
8_024.pps). В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР,
автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за
компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого
СанПиН, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается
выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания
«физкультпаузы» продолжается работа с программой.
При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями
ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической
линией, которая реализована в учебнике 9 класса в главе 1 «Управление и
алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать
планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и
ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С
самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения
разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели).
Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии
сложности: сложность по данным и сложность по времени. Этому вопросу в
учебнике 9 класса посвящен § 2.2. «Сложность алгоритмов» в дополнительном
разделе к главе 2.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового
документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке
программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки
правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание
динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц,
программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются
тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих
случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую

работоспособность созданного продукта. Специально этому вопросу посвящен в
учебнике 9 класса, в § 29 раздел «Что такое отладка и тестирование программы».
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует
изучение системной линии. В информатике системная линия связана с
информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное
моделирование»). При этом используются основные понятия системологии:
система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости),
структура, системный эффект. Эти вопросы раскрываются в дополнении к главе 2
учебника 8 класса, параграфы 2.1. «Системы, модели, графы», 2.2. «Объектноинформационные модели». Логические умозаключения в информатике
формализуются средствами алгебры логики, которая находит применение в
разделах, посвященных изучению баз данных (8 класс, глава 3), электронных
таблиц (8 класс, глава 4), программирования (9 класс, глава 2).
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных
линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование».
Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в
компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме
компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к
представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами
преобразования в двоичную знаковую форму: 7 класс, глава 3 «Текстовая
информация и компьютер»; глава 4 «Графическая информация и компьютер»;
глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема «Представление
звука»; 8 класс, глава 4, тема «Системы счисления».
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в
знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется
формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при
ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства
получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2
«Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются
информационные модели баз данных и динамические информационные модели в
электронных таблицах.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса
«Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4) и
«Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1).

Предметные результаты освоения информатики
В соответствии с ФГОС, изучение информатики в основной школе должно
обеспечить:
 формирование
информационной
и
алгоритмической
культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
 развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Все компетенции, определяемые в данном разделе ФГОС, обеспечены
содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов,
входящих в УМК.
Выпускник научится:
 различать содержание основных понятий предмета: информатика,
информация,
информационный
процесс,
информационная
система,
информационная модель и др;
 различать виды информации по способам её восприятия человеком и по
способам её представления на материальных носителях;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных
процессов в системах различной природы;
 приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные
с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
 классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых
задач;
 узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора,
оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств вводавывода), характеристиках этих устройств;
 определять качественные и количественные характеристики компонентов
компьютера;

 узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно
улучшить характеристики компьютеров;
 узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
 осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных
целей;
 узнать о физических ограничениях на значения характеристик
компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
 описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи
данных, оценивать время передачи данных;
 кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
 оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и
приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи,
пропускная способность канала связи);
 определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту
кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4
символов);
 определять длину кодовой последовательности по длине исходного
текста и кодовой таблице равномерного кода;
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить
заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в
десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа,
записанные в двоичной системе счисления;
 записывать логические выражения составленные с помощью операций
«и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него
элементарных высказываний;
 определять количество элементов в множествах, полученных из двух или
трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и
дополнения;
 использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь,
длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый
элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка,
удаление и замена элемента);
 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер
(знание термина «матрица смежности» не обязательно);
 познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее
употребительными современными кодами;
 использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:

 познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между
математической моделью объекта и его натурной моделью, между
математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
 узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя
алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
 познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах и робототехнических системах;
 познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков
при описании реальных объектов и процессов;
 ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение
алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных
роботов);
 узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения,
возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
 составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
 выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным,
графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и
др.);
 определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для
решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных
языков);
 определять результат выполнения заданного алгоритма или его
фрагмента;
 использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также
понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных,
записанные на конкретном язык программирования с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования (линейная
программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
 составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих
конструкций последовательного программирования и записывать их в виде
программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на
компьютере;
 использовать величины (переменные) различных типов, табличные
величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин;
использовать оператор присваивания;
 анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и
логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
 познакомиться с использованием в программах строковых величин и с
операциями со строковыми величинами;
 создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы
и вне ее;
 познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их
решения;
 познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как
компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и
космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и
др.);
 познакомиться с учебной средой составления программ управления
автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления,
разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
 классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
 выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять,
редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
 разбираться в иерархической структуре файловой системы;
 осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе
формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации,
выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
построение диаграмм (круговой и столбчатой);
 использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор
строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем
и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
 навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и интернетсервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы,
браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением
описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей
терминологии;
 различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);

 приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
 основами соблюдения норм информационной этики и права;
 познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
 узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и инойучебной
деятельности):
 узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных
устройств;
 практиковаться в использовании основных видов прикладного
программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,
браузеры и др.);
 познакомиться
с
примерами
использования
математического
моделирования в современном мире;
 познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
 познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности
(пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными
подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из
разных источников);
 узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют
международные и национальные стандарты;
 узнать о структуре современных компьютеров и назначении их
элементов;
 получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
 познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
 получить представления о роботизированных устройствах и их
использовании на производстве и в научных исследованиях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся
информационная и алгоритмическая культура; умения
формируется
формализации и структурирования информации, способ представления данных в
соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление,
необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики
применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных
исследованиях; навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать
нормы информационной этики и права.
Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые
могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как
сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью
дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные
комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3Dпринтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных
для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.

Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов
данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки.
Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода –
длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д.
Количество информации, содержащееся в сообщении.
Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код
ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных
алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом,
отличным от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки.
Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых
слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом
представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и
CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов
записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением изображений и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления
чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы
счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным
основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах
счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024.
Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из
двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения
количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных
из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы ЭйлераВенна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические
операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция,
логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических
выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических
выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности
(эквивалентность).Свойства логических операций. Законы алгебры логики.
Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики.
Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая
(электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы.
Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном
графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица
смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина,
последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево.
Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд
исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.

Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).
Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи
алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом
языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее
составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное
управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем.
Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном
алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый
им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от
цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий
реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных
алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности
выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение
и невыполнения условия (истинность и ложность
высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла
до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и
предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись
алгоритмических
конструкций
в
выбранном
языке
программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в
различных алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных:
целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины
(массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
 нахождение минимального и максимального числа из двух,трех, четырех
данных чисел;
 нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;

 заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем
ввода чисел;
 нахождение
суммы
элементов
данной
конечной
числовой
последовательности или массива;
 нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов
в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в
десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего
делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном
алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы
программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова,
пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание
программы по образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры
коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема
данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема
данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с
помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими
характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных
технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы.
Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным
средством и т.п.).

Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики.
Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота
парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное
управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися
роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация
алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота,
отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и
вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта.
Использование компьютеров при работе с математическими моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования:
построение математической модели, ее программная реализация, проверка на
простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные
операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование,
перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста,
полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой
фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при
математическом моделировании сложных физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка,
слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц,
колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ
распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная
работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию
аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой
фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними.
Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования
фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при
копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его
элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в
готовой базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска
информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и
словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые
машины.
Работа
в
информационном
коммуникационные технологии

пространстве.

Информационно-

Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная
система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и
технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернетданные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и
хранения.

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба;
справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема
подлинности
полученной
информации.
Электронная
подпись,
сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и
коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие
на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция
и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств
ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная
информация, средства ее защиты. Организация личного информационного
пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере
информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ до компьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.)
и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и
др.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием
учебников и включает 6 разделов в 7 классе, 4 раздела в 8 классе, 3 раздела в 9
классе. Планирование рассчитано в основном на урочную деятельность
обучающихся, вместе с тем отдельные виды деятельности могут носить
проектный характер и проводиться во внеурочное время.
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также
рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и
практическую работу на компьютере (в скобках после общего числа часов;
разделение показано знаком «+»). Учитель может варьировать учебный план,
используя предусмотренный резерв учебного времени.
7 класс
Общее число часов — 32 ч. Резерв учебного времени — 2 ч
1. Введение в предмет — 1 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса
информатики основной школы.
2. Человек и информация — 4 ч (3 + 1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.
Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным
тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
 связь между информацией и знаниями человека;
 что такое информационные процессы;
 какие существуют носители информации;
 функции языка как способа представления информации; что такое
естественные и формальные языки;
 как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный
подход);
 что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
 приводить примеры информации и информационных процессов из области
человеческой деятельности, живой природы и техники;
 определять в конкретном процессе передачи информации источник,
приемник, канал;
 приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
 измерять информационный объем текста в байтах (при использовании
компьютерного алфавита);

 пересчитывать количество информации в различных единицах (битах,
байтах, Кб, Мб, Гб);
 пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

3. Компьютер: устройство и программное обеспечение — 6 ч (4 + 2)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера.
Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации
на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила
техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные
системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти.
Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств
персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с
пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой
системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление
папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск
файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование
антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
 правила техники безопасности и при работе на компьютере;
 состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное
взаимодействие;
 основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных
накопителей, устройств ввода и вывода информации);
 структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса
памяти;
 типы и свойства устройств внешней памяти;
 типы и назначение устройств ввода/вывода;
 сущность программного управления работой компьютера;
 принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл,
каталог (папка), файловая структура;
 назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
 включать и выключать компьютер;
 пользоваться клавиатурой;
 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за
справкой, работать с окнами;
 инициализировать выполнение программ из программных файлов;

 просматривать на экране директорию диска;
 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками):
копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
 использовать антивирусные программы.
4. Текстовая информация и компьютер — 9 ч (3 + 6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.
Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых
документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности,
принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом
(распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста;
постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы
форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена;
работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками;
вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными
шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по
сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
 способы представления символьной информации в памяти компьютера
(таблицы кодировки, текстовые файлы);
 назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
 основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование,
печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
 � набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
 � выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим
редактором;
 � сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5. Графическая информация и компьютер — 6 ч (2 + 4)
Компьютерная графика: области применения, технические средства.
Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.
Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического
редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов
манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);

знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать
встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование
изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
 способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о
пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
 какие существуют области применения компьютерной графики;
 назначение графических редакторов;
 назначение основных компонентов среды графического редактора
растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических
примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
 строить несложные изображения с помощью одного из графических
редакторов;
 сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
6. Мультимедиа и компьютерные презентации — 6 ч (2 + 4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти
компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания
презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения,
анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием
мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в
компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники
и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в
презентации.
Учащиеся должны знать:
 что такое мультимедиа;
 принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти
компьютера;
 основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
 создавать несложную презентацию в среде типовой
совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

программы,

8 класс
Общее число часов: 32 ч. Резерв учебного времени: 2 ч
1. Передача информации в компьютерных сетях — 8 ч (4 + 4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования,
технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,
телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная
паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование
файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в
режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей
системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми
программами; работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в
Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование
информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
 что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и
глобальными сетями;
 назначение
основных
технических
и
программных
средств
функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов,
протоколов;
 назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,
телеконференций, файловых архивов и др;
 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю
«Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с
рабочими станциями одноранговой сети;
 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой
клиент-программы;
 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
 осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые
системы;
 работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование — 4 ч (3 + 1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и
свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические,
имитационные. Табличная организация информации. Области применения
компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами
компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
 что такое модель; в чем разница между натурной и информационной
моделями;
 какие существуют формы представления информационных моделей
(графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
 приводить примеры натурных и информационных моделей;
 ориентироваться в таблично организованной информации;
 описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Хранение и обработка информации в базах данных — 10 ч (5 + 5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия
БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы
с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие,
просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на
поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции,
выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска;
сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной
базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например,
картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
 что такое база данных, СУБД, информационная система;
 что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);
типы и форматы полей;
 структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
 что такое логическая величина, логическое выражение;
 что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
 открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
 организовывать поиск информации в БД;






редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

4. Табличные вычисления на компьютере — 10 ч (7 + 3)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной
таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и
абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных
таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр,
ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для
решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и
логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка
строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде
электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
 что такое электронная таблица и табличный процессор;
 основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки,
столбцы, блоки и способы их идентификации;
 какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный
процессор работает с формулами;
 основные функции (математические, статистические), используемые при
записи формул в ЭТ;
 графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных
процессоров;
 редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице;
 выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:
копирование, удаление, вставку, сортировку;
 получать диаграммы с помощью графических средств табличного
процессора;
 создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

9 класс
Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 3 ч
1. Управление и алгоритмы — 12 ч (5 + 7)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение,
среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический
язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика
алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;
составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления
исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование
вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
 что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
 сущность кибернетической схемы управления с обратной связью;
назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах
управления;
 в чем состоят основные свойства алгоритма;
 способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
 основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
структуры алгоритмов;
 назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных
алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный
(библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
 при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и
обратной связи;
 пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном
алгоритмическом языке;
 выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
 составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления
одним из учебных исполнителей;
 выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные
алгоритмы.
2. Введение в программирование — 15 ч (5 + 10)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.
Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе.

Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления,
циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки
массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке
Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и
исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование
обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
 основные виды и типы величин;
 назначение языков программирования;
 что такое трансляция;
 назначение систем программирования;
 правила оформления программы на Паскале;
 правила представления данных и операторов на Паскале;
 последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
 работать с готовой программой на Паскале;
 составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
 составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
 отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
3. Информационные технологии и общество — 4 ч (4 + 0)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации,
этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
 основные этапы развития средств работы с информацией в истории
человеческого общества;
 основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного
обеспечения;
 в чем состоит проблема безопасности информации;
 какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных
ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
 регулировать свою информационную деятельность в соответствии с
этическими и правовыми нормами общества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».