РП МУЗЫКА 5-8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2019 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилева/
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ

Уровень обучения – 5-8 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 4 года

Разработчик: Бузакова А.Г.,
учитель музыки

Богданович

Структура рабочей программы
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.
Содержание учебного предмета
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
 реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к
искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
 приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры -народному и
профессиональному музыкальному творчеству- направлено на формирование
целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств,
толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию
творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом
способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В
результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том
числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к
духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности
оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
 художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку
обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность
встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками
и
взрослыми.
Личностное,
социальное,
познавательное,
коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их
музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет
решение основных педагогических задач;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое
духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие эстетического сознания через освоение музыкального наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты изучения предметной области «Музыка» отражают:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
2) умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизации, создании ритмического рисунка;
3) освоение музыкальной культуры во всём многообразии её видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
4) формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры,
развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей
самооценки и самореализации;
5) приобретение опыта создания музыкального образа в разных видах и жанрах
искусств
7) развитие потребности в общении с произведениями великих классиков русской и
зарубежной музыки, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к
традициям музыкальной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности.

Выпускник научится:
 понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного
искусства, театра, кино и др.);
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других
видов искусства;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной
деятельности;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом
интонировании, импровизации, игре на инструментах);
 передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Выпускник получит возможность научиться:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования:
формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни
класса, школы;
 импровизировать в пении, игре, пластике;
 проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным
произведениям при их восприятии и исполнении.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Выпускник научится:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные
образы;
 иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов
музыкальных сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить
примеры их произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая,
народная, религиозная, современная;
 владеть
навыками
музицирования:
исполнение
песен
(народных,
классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся
мелодий знакомых музыкальных сочинений;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Выпускник получит возможность научиться:
 различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной,
сценической музыки
 оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе
взаимодействия различных видов искусства;
 развивать
навыки
исследовательской
художественно-эстетической
деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
 совершенствовать умения и навыки самообразования.
Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Выпускник научится:
 наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое
отношение к искусству;

понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов
разных искусств, различать их особенности;
 выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
 раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм,
жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее
воплощения в музыке;
 понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах
музыкальной деятельности;
 осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической
направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с
музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении
концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
 разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной
культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные
центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
 определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, разных эпох;
 применять информационно-коммуникативные технологии для расширения
опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в
образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности
(композитор — исполнитель — слушатель);
 знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и
современной музыки;
 понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в
произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии,
инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
 эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения
различных жанров и стилей;
 творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя
приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения,
импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации
музыкальной речи;
 осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
 выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на
основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
 использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного
музицирования,
выполнять
творческие,
задания,
участвовать
в
исследовательских проектах;
 совершенствовать умения и навыки самообразования.


2. Содержание учебного предмета

5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

Музыка и литература (16ч)
Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие
музыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы и
балета. Музыка как главное действующее лицо (на
примересказки, басни, рассказа и т.д.), программная
музыка.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы,
образы искусства. Интонационные особенности языка
народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка
русская, зарубежная, старинная, современная) Специфика
средств художественной выразительности каждого из
искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских
композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл.
Музыка в театре, кино, на телевидении. Основы музыки:
интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как
звуковое воплощение художественных идей и средоточие
смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная;
вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.
Творческие работы учащихся.

2.

Музыка и изобразительное искусство (18ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством.
Исторические события, картины природы, разнообразные
характеры, портреты людей в различных видах искусства.
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве.
Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в
музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий
Виды деятельности:
-Выявлять общность и
взаимосвязь музыки и
литературы.
-Проявлять отзывчивость
-Исполнять
народные
песни,
понимать
особенностимузыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Воплощать содержание
произведений
в
драматизации,
инсценировке,
пластическом движении
-Импровизировать
в
пении, игре на муз.
инструментах, пластике, в
театрализации.
-Находить связи, владеть
музыкальными
терминами,
Форма урока:
-Урок ознакомления с
новым материалом
-урок
экскурсия
в
прошлое
урок
закрепления
изученного
-урок применения знаний
и умений
-комбинированный урок
-интегрированный урок
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
Виды деятельности:
-Размышлять,
высказывать
суждение,
импровизировать,
находить
параллели
между музыкой и другими

и живописная музыка. Колокольность в музыке и
изобразительном
искусстве.
Портрет
в
музыке
и
изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении
музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в
искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в
музыке и живописи. Творческая мастерская композитора,
художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема
защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством
(живописью,
скульптурой,архитектурой).
«Музыкальные
портреты», картины природы («музыкальная живопись»).
Композитор–поэт–художник;
родство
музыкальных
и
художественных образов; общность и различия выразительных
средств разных видов искусства. Музыкальные, литературные
и зрительные образы, их единая жизненная основа, общие и
специфические
черты.
Виды
искусства
(временные,
пространственно-временные). Основы музыки: интонационнообразная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое
воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокальноинструментальная и камерно-инструментальная.
Творческие работы учащихся. Урок -концерт

Практическая часть ООП
Практическая работа. Творческие работы учащихся.
Урок-концерт

видами искусства.
-Творчески
интерпретировать.
-Рассуждать, определять
специфику деятельности
композитора, поэта и
писателя.
-Понимать особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Самостоятельно
подбирать, исследовать,
передавать
свои
музыкальные впечатления
в устной и письменной
форме.
-Делиться впечатлениями.
-Использовать
ресурсы
Интернета для поиска
произведений музыки и
литературы.
Собирать
коллекцию музыкальных
и
литературных
произведений.
Форма урока:
-комбинированный урок
-урок-путешествие
-урок
экскурсия
в
прошлое
- урок-диалог
-видео-урок
-урок
обобщения
и
систематизации знаний
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
2ч

6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки
(17 ч.)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство
содержания и формы. Многообразие жанров вокальной
музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой
концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий

Виды деятельности:
-Выявлять
общность
взаимосвязь
музыки
литературы.

и
и

спектакле. Единство поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная,
ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано,
органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства.
Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы
русской духовной и светской музыки (знаменный распев,
партесное
пение,
духовный
концерт).
Образы
западноевропейской духовной и светской музыки (хорал,
токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз —
искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые
обработки). Взаимодействие различных видов искусства в
раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и
творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образов.
Творческие работы учащихся.

2.

Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч)
Жизнь - единая основа художественных образов любого
вида искусства. Отражение нравственных исканий
человека, времени и пространства в музыкальном
искусстве. Своеобразие и специфика художественных
образов камерной и симфонической музыки. Сходство и
различие как основной принцип развития и построения
музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст.
Взаимодействие нескольких музыкальных образов на
основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к
опере,
симфоническая
поэма,
увертюра-фантазия,
музыкальные
иллюстрации
и
др.).
Музыкальное
воплощение литературного сюжета. Выразительность и
изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и
др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная
миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный
квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная

-Проявлять отзывчивость
-Исполнять народные песни,
понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Воплощать
содержание
произведений
в
драматизации, инсценировке,
пластическом движении
-Импровизировать в пении,
игре на муз. инструментах,
пластике, в театрализации.
-Находить связи, владеть
музыкальными
терминами,
размышлять,
высказывать
суждение, импровизировать,
находить параллели между
музыкой и другими видами
искусства.
-Творчески интерпретировать
Форма урока:
-Урок ознакомления с новым
материалом,
урок
закрепления
изученного,
-урок применения знаний и
умений,
-урок
обобщения
и
систематизации знаний,
-комбинированный урок,
-интегрированный урок.
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
Виды деятельности:
-Рассуждать,
определять
специфику
деятельности
композитора,
поэта
и
писателя.
-Понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Самостоятельно подбирать,
исследовать, передавать свои
музыкальные впечатления в
устной и письменной форме.
-Делиться впечатлениями.
-Использовать
ресурсы
Интернета
для
поиска
произведений
музыки
и
литературы

симфония, симфония-действо и др.Современная трактовка
классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,
киномузыка.
Использование
различных
форм
музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных образов.
Творческие работы учащихся. Урок- концерт.

Форма урока:
-урок-путешествие,
-урок экскурсия в прошлое,
- урок-диалог,
-урок-репортаж
-урок-викторина
-видео-урок
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.

Практическая часть ООП
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урокконцерт.

2 ч

7 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

Особенности
музыкальной
драматургии
сценической музыки
(17 часов)
«Классика
и
современность».
Вечные
темы
классической
музыки
и
их
претворение
в
произведениях разных жанров. Художественные
направления, стили и жанры классической и
современной музыки. Особенности музыкальной
драматургии и развития музыкальных образов в
произведениях крупных жанров —опере, балете,
мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном
концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические
особенности
музыкального
языка.
Единство
содержания и формы музыкальных произведений.
Стиль как отражение мироощущения композитора.
Стили музыкального творчества и исполнения,
присущие разным эпохам. Стиль как отражение эпохи,
национального
характера,
индивидуальности
композитора: Россия —Запад. Жанровое разнообразие
опер,
балетов,
мюзиклов
(историко-эпические,
драматические, лирические, комические и др.).
Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным
искусством в сценических жанрах. Особенности
построения музыкально-драматического спектакля.
Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена.
Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы
(классический и характерный), па-де-де, музыкальнохореографические сцены и др. Приемы симфонического
развития образов. Сравнительные интерпретации
музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство
внутри
искусства»):
выдающиеся
исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в
драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий

Виды деятельности:
-Выявлять
общность
и
взаимосвязь
музыки
и
литературы.
-Исполнять народные песни,
понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Воплощать
содержание
произведений в драматизации,
инсценировке,
пластическом
движении
-Импровизировать в пении, игре
на муз. инструментах, пластике, в
театрализации.
-Находить
связи,
владеть
музыкальными
терминами,
размышлять,
высказывать
суждение,
импровизировать,
находить
параллели
между
музыкой и другими видами
искусства.
Форма урока:
Урок ознакомления с новым
материалом,
-урок экскурсия в прошлое,
- урок закрепления изученного,
-урок применения знаний и
умений,
-урок проверки и коррекции

телевидении.
Творческие работы учащихся.

знаний и умений,
-комбинированный урок,
-интегрированный урок.
Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.

Особенности
драматургии
камерной
и
симфонической музыки. (17ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в
сонатной форме, симфонической сюите, сонатносимфоническом цикле. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития
музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения
художественного замысла: поэтизация искусства
прошлого, воспроизведение национального или
исторического колорита. Транскрипция как жанр
классической
музыки.
Переинтонирование
классической музыки в современных обработках.
Сравнительные
интерпретации.
Мастерство
исполнителя:
выдающиеся
исполнители
и
исполнительские
коллективы.
Использование
различных форм музицирования и творческих заданий
для освоения учащимися содержания музыкальных
образов. Всеобщность музыкального языка. Жизненное
содержание музыкальных образов, их характеристика,
взаимосвязь и развитие. Общие закономерности
развития
музыки.
Интонационное
развитие
музыкальных образов на примере произведений
русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья
до
рубежа
XIX-XX
вв.:
духовная
музыка,
западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв.,
зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.
Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

2.

Виды деятельности:
-Творчески интерпретировать.
-Рассуждать,
определять
специфику
деятельности
композитора, поэта и писателя.
-Понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Самостоятельно
подбирать,
исследовать, передавать свои
музыкальные
впечатления
в
устной и письменной форме.
-Делиться впечатлениями.
-Использовать
ресурсы
Интернета
для
поиска
произведений
музыки
и
литературы. Собирать коллекцию
музыкальных и литературных
произведений
Форма урока:
-урок-путешествие,
-урок экскурсия в прошлое,
- урок-диалог,
-урок-викторина,
-видео-урок,
-урок
обобщения
и
систематизации знаний.
Коллективная, групповая работа,
работа в парах, индивидуальная.
Практическая часть ООП
Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок2 ч
концерт.
8 класс (34 часа, 1 час в неделю

№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

Классика и современность (17ч)
Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека.
Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство.
Роль музыки в формировании художественного и научного
мышления.
Музыка обогащает жизненный опыт человека, его знания и
представления о мире. Искусство как духовный опыт

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий
Виды деятельности:
-Выявлять общность и
взаимосвязь
музыки
и
любой другой творческой
деятельности человека.
-Проявлять отзывчивость.

поколений, опыт передачи отношения к миру в образной
форме, познания мира и самого себя. Общечеловеческие
ценности и формы их передачи в музыке. Искусство
рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке,
литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке,
литературе, живописи, кино.
Музыка как проводник духовной энергии. Процесс
художественной коммуникации и его роль в сближении
народов, стран, эпох (музеи, международные выставки,
конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств.
Искусство художественного перевода – искусство общения.
Обращение
творца
произведения
искусства
к
современникам и потомкам.
Что такое красота. Способность музыки дарить людям
чувство эстетического переживания. Законы красоты.
Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на
социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
Творческий характер эстетического отношения к
окружающему миру. Красота в понимании различных
социальных групп в различные эпохи. Красота и польза.
Творческие работы учащихся.

2.

Традиции и новаторство в музыке (17 ч)
Преобразующая сила музыки. Ценностно-ориентационная,
нравственная, воспитательная функции музыки. Арттерапевтическое воздействие музыки. Синтез искусств в
создании художественных образов. Идеал человека в
искусстве. Воспитание души. Выражение общественных
идей в музыкальных образах. Музыка как способ
идеологического воздействия на людей. Способность
музыки внушать определенный образ мыслей, стиль жизни,
изменять ценностные ориентации. Композиция и средства
эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез
искусств в усилении эмоционального воздействия на
человека.
Порождающая энергия музыки – пробуждение чувств и
сознания, способного к пророчеству. Предупреждение
средствами музыки о социальных опасностях. Научный
прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 2021 веков в творчестве художников, композиторов,
писателей
авангарда
Эстетическое
формирование
искусством окружающей среды. Функции легкой и

-Исполнять
песни,
понимать
особенности
музыкального воплощения
стихотворных текстов.
-Воплощать
содержание
произведений
в
драматизации,
инсценировке,
пластическом движении.
-Импровизировать в пении,
игре на муз. инструментах,
пластике, в театрализации.
-Находить связи, владеть
музыкальными терминами,
размышлять, высказывать
суждение,
импровизировать, находить
параллели между музыкой
и
другими
видами
искусства.
Форма урока:
-комбинированный урок,
-интегрированный урок,
-урок-спектакль,
-урок-путешествие,
-урок экскурсия в прошлое,
- урок-диалог,
-урок
обобщения
и
систематизации знаний.
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
Виды деятельности:
-Творчески
интерпретировать
-Рассуждать,
определять
специфику
деятельности
композитора,
поэта
и
писателя.
-Понимать
особенности
музыкального воплощения
стихотворных текстов.
-Самостоятельно
подбирать,
исследовать,
передавать
свои
музыкальные впечатления в
устной
и
письменной
форме.
-Делиться впечатлениями. Использовать
ресурсы
Интернета
для
поиска

серьезной музыки в жизни человека. Музыка в кино.
Монтажность,
«клиповость»
современного
художественного мышления.
Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

Практическая часть ООП
Практическая работа. Творческие работы учащихся.
Урок-концерт.

произведений музыки и
литературы.
Собирать
коллекцию музыкальных и
литературных
произведений.
Форма урока:
-комбинированный урок,
-интегрированный урок,
-урок-кроссворд,
-урок-викторина,
-видео-урок.
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
2ч

Тематическое планирование 5 класс
УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная
линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
3.

5 класс
№

Тема учебного занятия

Колво
часов

Музыка и литература (16ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка
Россия, Россия, нет слова красивей…
Вокальная музыка
Песня русская в березах, песня русская в хлебах…
Вокальная музыка
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
Фольклор в музыке русских композиторов
«Стучит, гремит Кикимора…»
Фольклор в музыке русских композиторов
«Что за прелесть эти сказки…»
Жанры инструментальной и вокальной музыки
«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»
Вторая жизнь песни
Живительный родник творчества.
Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Перезвоны» «Звучащие картины»
Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
«Гармонии задумчивый поэт»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.Оперная мозаика.М. Глинка. Опера

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Руслан и Людмила»
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Творческие работы учашихся.
Урок-концерт.

1
1
1

Музыка и изобразительное искусство (18ч)
Мир композитора
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
Звать через прошлое к настоящему
«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».
Звать через прошлое к настоящему
«Ледовое побоище». «После побоища».
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества».
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
«Звуки скрипки так дивно звучали…»
Волшебная палочка дирижера.
«Дирижеры мира»
Образы борьбы и победы в искусстве.
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
О подвигах, о доблести, о славе...
В каждой мимолетности вижу я миры...
Мир композитора. С веком наравне . Творческие работы учащихся.Урок-концерт.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема урока
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Удивительный мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов
Два музыкальных посвящения
Портрет в музыке и живописи
«Уноси моё сердце в звенящую даль»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Старинной песни мир
Народное искусство Древней Руси
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»
«Перезвоны». Молитва.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Небесное и земное» в музыке Баха.
Образы скорби и печали
«Фортуна правит миром»
Авторская песня: прошлое и настоящее. Творческие работы учащихся.Урок-концерт.
Джаз – искусство 20 века.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч.)
Вечные темы искусства и жизни
Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.
Ночной пейзаж. Ноктюрн.
Инструментальный концерт. А. Вивальди. Времена года.
Инструментальный концерт. И.С. Бах Итальянский концерт.
Космический пейзаж.
Быть может вся природа – мозаика цветов.
Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести
А.С.Пушкина. Вальс. Романс. Военный марш.
Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести
А.С.Пушкина. Образы русской природы.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». В.А. Моцарт. Симфония №40.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«Связь времен». П. Чайковский. Сюита «Моцартиана»
Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Взаимосвязь музыки и
литературы
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Образы любви и вражды.
Мир музыкального театра. Мюзикл.
Мир музыкального театра. Рок-опера.
Образы киномузыки.
Обобщение изученного за год. Творческие работы учащихся. Урок-концерт.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Классика и современность.
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.
Патриотизм в музыке. Опера «Иван Сусанин».
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера
Опера «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет «Ярославна».
Героические образы в русской музыке.
В музыкальном театре. Мой народ - американцы.
Опера «Порги и Бесс».
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.
Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение.
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы. Творческие работы
учащихся. Урок-концерт
Музыка к драматическому спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю
«Ревизская сказка».
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч.)
Музыкальная драматургия - развитие музыки
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
Циклические формы инструментальной музыки.
Соната. Соната. Сонатная форма.
Соната в творчестве великих композиторов: Бетховен. Моцарт.
Симфоническая музыка.Жанр симфонии. Симфония №103 Й.Гайдна. Симфония №40
В.Моцарта.
Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
Симфония № 5 П.Чайковского.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для клавира с оркестром В.А Моцарта
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
«Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. Творческие
работы учащихся. Урок-концерт

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока
Раздел №1 Классика и современность (17 ч)
Искусство в жизни современного человека (3 ч)
Искусство вокруг нас.
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Современные
выдающиеся,
композиторы,
вокальные
исполнители
инструментальные коллективы.
Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Искусство рассказывает о красоте земли.
Музыкальный фольклор.
Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Музыкальный портрет. Александр Невский.
Портрет композитора в литературе и кино.
Портрет композитора в литературе и кино.
Музыка как универсальный способ общения (7 ч)
Мир в зеркале искусства.
Роль искусства в сближении народов.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора.

Колво
часов

и

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Творческие работы учащихся.
Урок-концерт
Музыкально – поэтическая символика огня.
Раздел №2.Традиции и новаторство в музыке
(17 ч)
Красота в искусстве и жизни (11 ч)
Что есть красота.
Откровенье вечной красоты.
Застывшая музыка.
Есть ли у красоты свои законы.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока
и Запада.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
Прекрасное пробуждает доброе (6 ч)
Преобразующая сила искусства.
«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
Оперы Н. Римского – Корсакова.
Произведения вокальной и инструментальной музыки
Песенное творчество современных авторов.
Обобщающий урок. Творческие работы учащихся. Урок-концерт

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».