Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1 Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. Утверждаю Директор МОУ СОШ № 1 __________________/М.В.Дягилева/ Приказ № 145/25 от «30» августа 2019 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ Уровень обучения – 5-8 класс, основное общее образование Нормативный срок освоения – 4 года Разработчик: Бузакова А.Г., учитель музыки Богданович Структура рабочей программы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 2. Содержание учебного предмета 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры -народному и профессиональному музыкальному творчеству- направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение музыкального наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты изучения предметной области «Музыка» отражают: 1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; 2) умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического рисунка; 3) освоение музыкальной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 4) формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации; 5) приобретение опыта создания музыкального образа в разных видах и жанрах искусств 7) развитие потребности в общении с произведениями великих классиков русской и зарубежной музыки, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям музыкальной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Выпускник научится: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах); передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Выпускник получит возможность научиться: развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы; импровизировать в пении, игре, пластике; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Выпускник научится: понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная; владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; Выпускник получит возможность научиться: различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); совершенствовать умения и навыки самообразования. Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Выпускник научится: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству; понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования; раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке; понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.; разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох; применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. Выпускник получит возможность научиться: совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель); знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки; понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.); эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей; творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений; выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства; использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах; совершенствовать умения и навыки самообразования. 2. Содержание учебного предмета 5 класс (34 часа, 1 час в неделю) № п/п Содержание учебного предмета 1. Музыка и литература (16ч) Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы и балета. Музыка как главное действующее лицо (на примересказки, басни, рассказа и т.д.), программная музыка.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская, зарубежная, старинная, современная) Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творческие работы учащихся. 2. Музыка и изобразительное искусство (18ч) Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Проявлять отзывчивость -Исполнять народные песни, понимать особенностимузыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, Форма урока: -Урок ознакомления с новым материалом -урок экскурсия в прошлое урок закрепления изученного -урок применения знаний и умений -комбинированный урок -интегрированный урок Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: -Размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (живописью, скульптурой,архитектурой). «Музыкальные портреты», картины природы («музыкальная живопись»). Композитор–поэт–художник; родство музыкальных и художественных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальные, литературные и зрительные образы, их единая жизненная основа, общие и специфические черты. Виды искусства (временные, пространственно-временные). Основы музыки: интонационнообразная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокальноинструментальная и камерно-инструментальная. Творческие работы учащихся. Урок -концерт Практическая часть ООП Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт видами искусства. -Творчески интерпретировать. -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. Форма урока: -комбинированный урок -урок-путешествие -урок экскурсия в прошлое - урок-диалог -видео-урок -урок обобщения и систематизации знаний Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. 2ч 6 класс (34 часа, 1 час в неделю) № п/п Содержание учебного предмета 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч.) Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий Виды деятельности: -Выявлять общность взаимосвязь музыки литературы. и и спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Творческие работы учащихся. 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч) Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная -Проявлять отзывчивость -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. -Творчески интерпретировать Форма урока: -Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, -урок применения знаний и умений, -урок обобщения и систематизации знаний, -комбинированный урок, -интегрированный урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы симфония, симфония-действо и др.Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Творческие работы учащихся. Урок- концерт. Форма урока: -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок-репортаж -урок-викторина -видео-урок Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Практическая часть ООП Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урокконцерт. 2 ч 7 класс (34 часа, 1 час в неделю) № п/п Содержание учебного предмета 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (17 часов) «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров —опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам. Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия —Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкальнохореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и литературы. -Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. Форма урока: Урок ознакомления с новым материалом, -урок экскурсия в прошлое, - урок закрепления изученного, -урок применения знаний и умений, -урок проверки и коррекции телевидении. Творческие работы учащихся. знаний и умений, -комбинированный урок, -интегрированный урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. (17ч) Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатносимфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика, взаимосвязь и развитие. Общие закономерности развития музыки. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. 2. Виды деятельности: -Творчески интерпретировать. -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. -Использовать ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений Форма урока: -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок-викторина, -видео-урок, -урок обобщения и систематизации знаний. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Практическая часть ООП Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок2 ч концерт. 8 класс (34 часа, 1 час в неделю № п/п Содержание учебного предмета 1. Классика и современность (17ч) Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления. Музыка обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт Основные виды учебной деятельности, формы проведения занятий Виды деятельности: -Выявлять общность и взаимосвязь музыки и любой другой творческой деятельности человека. -Проявлять отзывчивость. поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Музыка как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Что такое красота. Способность музыки дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза. Творческие работы учащихся. 2. Традиции и новаторство в музыке (17 ч) Преобразующая сила музыки. Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции музыки. Арттерапевтическое воздействие музыки. Синтез искусств в создании художественных образов. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Выражение общественных идей в музыкальных образах. Музыка как способ идеологического воздействия на людей. Способность музыки внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Порождающая энергия музыки – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Предупреждение средствами музыки о социальных опасностях. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 2021 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Функции легкой и -Исполнять песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Воплощать содержание произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении. -Импровизировать в пении, игре на муз. инструментах, пластике, в театрализации. -Находить связи, владеть музыкальными терминами, размышлять, высказывать суждение, импровизировать, находить параллели между музыкой и другими видами искусства. Форма урока: -комбинированный урок, -интегрированный урок, -урок-спектакль, -урок-путешествие, -урок экскурсия в прошлое, - урок-диалог, -урок обобщения и систематизации знаний. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: -Творчески интерпретировать -Рассуждать, определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. -Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. -Самостоятельно подбирать, исследовать, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями. Использовать ресурсы Интернета для поиска серьезной музыки в жизни человека. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. Практическая часть ООП Практическая работа. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. Форма урока: -комбинированный урок, -интегрированный урок, -урок-кроссворд, -урок-викторина, -видео-урок. Коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная. 2ч Тематическое планирование 5 класс УМК Г.П.Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–8 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 3. 5 класс № Тема учебного занятия Колво часов Музыка и литература (16ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Что роднит музыку с литературой Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей… Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах… Вокальная музыка Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» Жанры инструментальной и вокальной музыки «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» Вторая жизнь песни Живительный родник творчества. Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины» Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт» Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.Оперная мозаика.М. Глинка. Опера 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Руслан и Людмила» Второе путешествие в музыкальный театр. Балет Музыка в театре, кино, на телевидении Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Творческие работы учашихся. Урок-концерт. 1 1 1 Музыка и изобразительное искусство (18ч) Мир композитора Что роднит музыку с изобразительным искусством Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …» Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». Портрет в музыке и изобразительном искусстве «Звуки скрипки так дивно звучали…» Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка Полифония в музыке и живописи Музыка на мольберте Импрессионизм в музыке и живописи О подвигах, о доблести, о славе... В каждой мимолетности вижу я миры... Мир композитора. С веком наравне . Творческие работы учащихся.Урок-концерт. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема урока Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов Два музыкальных посвящения Портрет в музыке и живописи «Уноси моё сердце в звенящую даль» Музыкальный образ и мастерство исполнителя Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир Народное искусство Древней Руси Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» «Перезвоны». Молитва. Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Небесное и земное» в музыке Баха. Образы скорби и печали «Фортуна правит миром» Авторская песня: прошлое и настоящее. Творческие работы учащихся.Урок-концерт. Джаз – искусство 20 века. Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч.) Вечные темы искусства и жизни Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Инструментальный концерт. А. Вивальди. Времена года. Инструментальный концерт. И.С. Бах Итальянский концерт. Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов. Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Вальс. Романс. Военный марш. Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Образы русской природы. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». В.А. Моцарт. Симфония №40. Симфоническое развитие музыкальных образов. «Связь времен». П. Чайковский. Сюита «Моцартиана» Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Взаимосвязь музыки и литературы Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Образы любви и вражды. Мир музыкального театра. Мюзикл. Мир музыкального театра. Рок-опера. Образы киномузыки. Обобщение изученного за год. Творческие работы учащихся. Урок-концерт. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) Классика и современность. В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Патриотизм в музыке. Опера «Иван Сусанин». Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера Опера «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. В музыкальном театре. Балет «Ярославна». Героические образы в русской музыке. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Опера «Порги и Бесс». Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение. Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы. Творческие работы учащихся. Урок-концерт Музыка к драматическому спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч.) Музыкальная драматургия - развитие музыки Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. Циклические формы инструментальной музыки. Соната. Соната. Сонатная форма. Соната в творчестве великих композиторов: Бетховен. Моцарт. Симфоническая музыка.Жанр симфонии. Симфония №103 Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для клавира с оркестром В.А Моцарта Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина». Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. Творческие работы учащихся. Урок-концерт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Раздел №1 Классика и современность (17 ч) Искусство в жизни современного человека (3 ч) Искусство вокруг нас. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители инструментальные коллективы. Искусство открывает новые грани мира (7 ч) Искусство рассказывает о красоте земли. Музыкальный фольклор. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Музыкальный портрет. Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино. Портрет композитора в литературе и кино. Музыка как универсальный способ общения (7 ч) Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Колво часов и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Творческие работы учащихся. Урок-концерт Музыкально – поэтическая символика огня. Раздел №2.Традиции и новаторство в музыке (17 ч) Красота в искусстве и жизни (11 ч) Что есть красота. Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. Есть ли у красоты свои законы. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов Прекрасное пробуждает доброе (6 ч) Преобразующая сила искусства. «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». Оперы Н. Римского – Корсакова. Произведения вокальной и инструментальной музыки Песенное творчество современных авторов. Обобщающий урок. Творческие работы учащихся. Урок-концерт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1