РП обществознание ФГОС 5-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2019 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилева/
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Уровень обучения – 5 - 9 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 5 лет

Разработчик: Полищук Полина Эдуардовна
учитель истории и обществознания
Ситникова Юлия Валерьевна
учитель истории и обществознания

Богданович

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных
задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные
роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, еѐ осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:

использ
овать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

характер
изовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

в
модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характер
изовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

приводи
ть примеры основных видов деятельности человека;

выполня
ть несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

выполня
ть несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью
человека;



оценива
ть роль деятельности в жизни человека и общества;




















оценива
ть последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использо
вать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных
конфликтов;
моделир
овать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека,
делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонст
рировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни
человека;
распозна
вать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характер
изовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные
явления с позиций общественного прогресса;
различат
ь экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной
жизни;
выполня
ть несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характер
изовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины
экологического кризиса;
на
основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике экологически рациональное поведение;
раскрыв
ать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкрет
изировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюда
ть и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной
жизни;
выявлят
ь причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
осознан
но содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрыв
ать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;



различат
ь отдельные виды социальных норм;



характер
изовать основные нормы морали;






















критиче
ски осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения
своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрыв
ать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств
из истории и жизни современного общества;
характер
изовать специфику норм права;
сравнив
ать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрыв
ать сущность процесса социализации личности;
объясня
ть причины отклоняющегося поведения;
описыва
ть негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использо
вать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на
развитие общества и человека;
оценива
ть социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характер
изовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях
культуры;
описыва
ть явления духовной культуры;
объясня
ть причины возрастания роли науки в современном мире;
оценива
ть роль образования в современном обществе;
различат
ь уровни общего образования в России;
находит
ь и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
описыва
ть духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объясня
ть необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитыва
ть общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной
деятельности;



раскрыв
ать роль религии в современном обществе;




характер
изовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описыва
ть процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;






















характе
ризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критиче
ски воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой
культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описыва
ть социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные
общности и группы;
объясня
ть взаимодействие социальных общностей и групп;
характер
изовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделят
ь параметры, определяющие социальный статус личности;
приводи
ть примеры предписанных и достигаемых статусов;
описыва
ть основные социальные роли подростка;
конкрет
изировать примерами процесс социальной мобильности;
характер
изовать межнациональные отношения в современном мире;
объясня
ть причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характер
изовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрыв
ать основные роли членов семьи;
характер
изовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии
для оценки безопасных условий жизни;
выполня
ть несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами
разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрыв
ать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выража
ть и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполня
ть несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными

способами разрешения семейных конфликтов;выражать
различным способам разрешения семейных конфликтов;























собственное

отношение

к

формир
овать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
использо
вать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
находит
ь и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объясня
ть роль политики в жизни общества;
различат
ь и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать
характеристику формам государственно-территориального устройства;
различат
ь различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрыв
ать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называт
ь признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характер
изовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознава
ть значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
соотнос
ить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характер
изовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объясня
ть порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрыв
ать достижения российского народа;
объясня
ть и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называт
ь и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
осознава
ть значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характер
изовать конституционные обязанности гражданина.
























Выпускник получит возможность научиться:
аргумен
тированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России
в мире;
использо
вать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характер
изовать систему российского законодательства;
раскрыв
ать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характер
изовать гражданские правоотношения;
раскрыв
ать смысл права на труд;
объясня
ть роль трудового договора;
разъясня
ть на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характер
изовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характер
изовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкрет
изировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характер
изовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрыв
ать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализи
ровать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследо
вать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
находит
ь, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на
основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях
и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
оценива
ть сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;























осознан
но содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объясня
ть проблему ограниченности экономических ресурсов;
различат
ь основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов
экономической деятельности;
раскрыв
ать факторы, влияющие на производительность труда;
характер
изовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характер
изовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных
законов, выявлять роль конкуренции;
объясня
ть роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета
государства;
называт
ь и конкретизировать примерами виды налогов;
характер
изовать функции денег и их роль в экономике;
раскрыв
ать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализи
ровать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
формули
ровать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать
полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрыв
ать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характер
изовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использ
овать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обоснов
ывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализи
ровать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую
из неадаптированных источников;







выполня
ть практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
анализи
ровать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
решать
с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
грамотн
о применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоста
влять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
2. Содержание учебного предмета

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего
образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования
являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный
предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и
общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология,
правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует
формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности
обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся
анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих
адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается
на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как
«История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что
создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и
самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их

взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы
современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его
разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни
человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности
социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового
образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование,
его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской
Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная
мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и
нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное
государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления.
Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в
политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения,
их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы
их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские
правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные
правонарушения.
Виды
административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования
труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное
гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен.
Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция,
ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская
деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким
должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование
труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
Антикоррупционный компонент на основании письма Минобрнауки России от 03.08.2015
N 08-1189 О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по воспитанию
антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов).
Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие
дидактические единицы:
Раздел курса
Дидактические единицы
Образовательный результат
Политика и
Коррупционные
- способность выявлять признаки
право
правонарушения: виды,
коррупционного поведения;
ответственность.
- осознание степени общественной опасности
коррупционных правонарушений
(преступлений);

Общество

Коррупция как вызов и
угроза нормальному

- осознание неотвратимости наказания за
совершение правонарушений (в т.ч.
коррупционного характера).
- способность характеризовать значение
коррупции для состояния общественных

состоянию современного
общества.
Негативные последствия
коррупционных факторов
для общественных
институтов.
Коррупция – социально
опасное явление.

Человек;
Человек в
системе
общественных
отношений

Правомерное поведение –
как жизненный ориентир и
ценность.
Развитое правосознание и
высокий уровень правовой
культуры – основа свободы
личности.
Мотивы коррупционного
повеления.

Экономика

Экономические издержки
коррупции. Влияние
коррупции на
экономическую систему
государства.
Экономические
предпосылки
коррупционных явлений.

отношений;
- способность определять характер вреда,
причиняемый общественным отношениям
коррупционным поведением граждан,
должностных лиц;
- способность определять и использовать
социальные институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;
- способность выбирать корректную модель
правомерного поведения в потенциально
коррупциогенных ситуациях.
- способность сделать осознанный выбор в
пользу правомерного поведения;
- понимание значимости правовых явлений для
личности;
- способность к развитию правосознания на
основе полученных знаний;
- приобретение навыков, необходимых для
повышения уровня правовой культуры в рамках
образовательной и иной деятельности;
- способность выявления мотивов
коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов.
- приобретение знаний о характере вреда,
наносимого коррупцией экономическим
отношениям;
- способность выявлять основные
коррупциогенные факторы в области
экономических отношений;

Право

Понятие коррупции.
Противодействие
коррупции.
Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.

- приобретение знаний об основных
направлениях государственной
антикоррупционной политики;
- приобретение знаний о содержании понятия
коррупции, его основных признаках;
- способность осуществлять классификацию
форм проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных
последствиях, наступающих в случае
привлечения к ответственности за
коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и
схожих некоррупционных явлений в различных
сферах жизни общества.

Политика как
общественное
явление

Политические гарантии
- способность определять роль политических
защиты от коррупции:
институтов в системе противодействия
многопартийность,
коррупции.
разделение властей,
свобода средств массовой
информации; право
граждан участвовать в
управлении делами
государства.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Тематическое планирование 5 класс.

Раздел учебного
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1. Человек.
Деятельность человека.
(4 часа)

Раздел 2. Социальная
сфера жизни общества.
(3 часа)
Раздел 3. Социальные
нормы. (3 часа)
Раздел 4. Сфера

Содержание

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и
различий человека и животного.
Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности
подросткового возраста.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Игра, труд, учение.
Семья и семейные отношения. Функции семьи
Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи.
Россия – многонациональное государство.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи.
Гражданственность и патриотизм.
Образование, его значимость в условиях информационного

духовной культуры. (4
часа)
Раздел 5. Гражданин и
государство. (3 часа)

общества.
Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование.
Наше государство – Российская Федерация.
Государственные символы России.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Тематическое планирование 6 класс.

Раздел учебного
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1. Человек.
Деятельность человека.
(17 часов)

Раздел 2. Социальные
нормы. (11 часов)

Раздел 3. Сфера
духовной культуры. (2
часа)
Раздел 4. Социальная
сфера жизни общества.
(4 часа)

Содержание

Индивид, индивидуальность, личность.
Отношения между поколениями.
Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Познание человеком мира и самого себя.
Учимся узнавать и оценивать себя. Практикум.
Общение.
Учимся общаться. Практикум.
Роль деятельности в жизни человека и общества.
Учимся правильно организовывать свою деятельность. Практикум.
Человек в малой группе.
Учимся совместно всей группой делать полезные дела. Практикум.
Межличностные отношения.
Учимся взаимодействовать с окружающими. Практикум.
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Учимся вести себя в ситуации конфликта. Практикум.
На пути к жизненному успеху. Повторение по разделу «Человек.
Деятельность человека».
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи.
Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Правомерное поведение – как жизненный
ориентир и ценность.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор.
Золотое правило нравственности.
Гуманизм.
Человек и человечность. Практикум.
Добро и зло. Учимся делать добро.
Будь смелым. Учимся побеждать страх.
Долг. Совесть
Свобода совести.
Учимся отвечать за свои поступки. Развитое правосознание и
высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности.
Практикум.
Социальные общности и группы.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Знакомство с миром профессий. Готовимся выбирать профессию.

Повторение по курсу: «Обществознание. 6 класс».
Тематическое планирование 7 класс.
Раздел учебного
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1. Общество (2
часа)
Раздел 2. Социальные
нормы (2 часа)
Раздел 3. Гражданин и
государство (6 часов)

Раздел 4. Основы
российского
законодательства (2
часа)
Раздел 5. Экономика (22
часа)

Содержание

Общество как форма жизнедеятельности людей. Коррупция как
вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути
его разрешения.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции
юридической ответственности. Коррупционные правонарушения:
виды, ответственность.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права
ребенка и их защита.
Понятие экономики.
Роль экономики в жизни общества.
Товары и услуги.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производство основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства.
Производительность труда.
Разделение труда и специализация.
Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции.
Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль.
Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда.
Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения.
Инфляция.
Тематическое планирование 8 класс.

Раздел учебного
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1. Человек.
Деятельность человека
(1 час)
Раздел 2. Общество (4
часа)

Раздел 3. Социальные
нормы (6 часов)

Раздел 4. Сфера
духовной культуры (7
часов)

Раздел 5. Социальная
сфера жизни общества (3
часа)
Раздел 6. Экономика (13
часов)

Содержание

Личные и деловые отношения. Лидерство.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь
общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Негативные
последствия коррупционных факторов для общественных
институтов.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов.
Уважение социального многообразия.
Мораль, ее основные принципы. Роль морали в жизни человека и
общества.
Моральная ответственность. Мотивы коррупционного повеления.
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа
жизни.
Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие
науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного
общества.
Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования.
Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества.
Социальная структура общества. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом
возрасте.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями.
Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Экономические издержки коррупции. Влияние
коррупции на экономическую систему государства. Экономические
предпосылки коррупционных явлений.
Государственный бюджет.

Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных
эпох.
Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Тематическое планирование 9 класс.
Раздел учебного
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1. Общество (2
часа)

Раздел 2. Социальные
нормы (1 час)
Раздел 3. Сфера
духовной культуры (2
часа)
Раздел 4. Социальная
сфера жизни общества (1
час)
Раздел 5. Политическая
сфера жизни общества (8
часов)

Раздел 6. Гражданин и
государство (5 часов)

Содержание

Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Коррупция – социально опасное явление.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его
развития.
Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте.
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни
современного общества.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Социальная мобильность. Социальная политика Российского
государства.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность,
разделение властей, свобода средств массовой информации; право
граждан участвовать в управлении делами государства.
Государство, его существенные признаки. Функции государства.
Внутренняя и внешняя политика государства.
Формы правления. Формы государственно-территориального
устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и
ценности.
Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в
политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты
и способы их разрешения.
Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации.
Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Основные международные

Раздел 7. Основы
российского
законодательства (12
часов)

Раздел 8. Экономика (3
часа)

документы о правах человека и правах ребенка.
Система российского законодательства. Источники права.
Нормативный правовой акт. Понятие коррупции. Противодействие
коррупции.
Коррупционные
правонарушения:
виды,
ответственность.
Правоотношения.
Правоспособность
и
дееспособность.
Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданскоправовых договоров.
Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и
родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей.
Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные правонарушения. Виды административного
наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности
уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая
защита жертв вооруженных конфликтов.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен
валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат,
мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное обеспечение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».