Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1 Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. Утверждаю Директор МОУ СОШ № 1 __________________/М.В.Дягилева/ Приказ № 145/25 от «30» августа 2019 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Родная литература (русская)» Уровень обучения – 8-9 класс, основное общее образование Нормативный срок освоения – 2 года Разработчики: Буглова С.В., Вострикова Н.С., Глинских И.А., учителя русского языка и литературы Богданович, 2019 Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература (русская)». 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература ( русская)» Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетических возможностей родного языка и родной литературы на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Учащийся научится: определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя; определять родожанровую специфику художественного произведения; объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений ; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе - на своем уровне); пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; > представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне); > вести учебные дискуссии; > собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне); > выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне); > выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; > ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; > пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе - на своем уровне). Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе: - Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. - Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. - Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия). - Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. - Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф. - Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс. - Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений: - акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные); - устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа; - устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п. ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Личностные результаты Ученик научится: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; - проявлять готовность к самообразованию. Ученик получит возможность научиться: - определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского обществ; - понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней; - осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи; - развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции; - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Ученик получит возможность научиться: - адекватной оценке трудностей; - адекватной оценке своих возможностей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - работать в группе; - осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. Ученик получит возможность научиться: - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности; - осуществлять коммуникативную рефлексию. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; -анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, - устанавливать аналогии. Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; -произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Содержание учебного предмета Содержание курса 8 класс Фольклор Историческая песня: «Благослови, сударь-хозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у ключика у студеного». Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака Тимофеевича». О горных богатствах края, о Полозе. О первых уральских заводчиках Исторические и лирические песни об Урале Изображение в них народной жизни. Связь произведений фольклора с авторской литературой». Литература 19 века. Н.А.Дурова. Записки кавалерист-девицы. События Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести. Характер героини-рассказчицы и особенности ее повествования. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Охонины брови. Изображение событий Крестьянской войны под руководством Пугачева на Урале и Зауралье. Сопоставление с «Капитанской дочкой» Пушкина. Смысл названия. Образы Охони, дьячка Арефы, казака Белоуса, монаха Гермогена и их значение в повествовании. Позиция автора в повести, его отношение к событиям. Из литературы 20 века. Н.Г.Никонов. Глагол несовершенного вида. Г.Дробиз. Мальчик. Воспоминания о детстве как одна из ведущих тем литературы. Трудности взросления: потери и обретения. К.Некрасова. О себе. Русская осень. А я недавно молоко пила. Характер лирического переживания К.Некрасовой. Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика, интонация, мелодика фразы. Р.Ш.Валеев. Фининспектор и дедушка. «Малая Родина» Р.Валеева.тема родства и связи поколений. Юмор писателя. Путешествия, приключения, фантастика. С.А.Другель. Тигр проводит вас до гаража. Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. Экологическая проблематика рассказов. Человек и планета Содержание курса 9 класс Древнерусская литература Традиции древнерусской литературы. «Гнездо орла» ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция. Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая печатная русская азбука. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета. Произведения М.Ломоносова, А.Сумарокова, Г.Державина и т.д. Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Басни В. Майкова, И. Хемницера Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» А.С.Пушкин «Пиковая дама» Нравственная проблематика повести. Соотношение духовных и материальных ценностей. Характер Германа, его жизненная философия. Романтические произведения А.С.Пушкина: Южные поэмы Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» Эпиграф в литературном произведении. Анализ эпиграфов. Самостоятельный подбор эпиграфов к произведениям Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение в повести «Ночь перед Рождеством» народных поверий Из литературы ХХ века Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье «Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др) Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма Н.Г.Никонов Этапы биографии. Столкновение человека и природы – основной конфликт повести «След рыси». Художественное своеобразие повести. Отражение экологической проблемы. Образы героев в сказе П.П. Бажова «Живинка в деле» С. Щипачев автобиографическая повесть «Березовый сок» Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной поэзии и прозы. Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. Быков В. «Обелиск» Тематическое планирование 8 класс Раздел 1. Устное народное творчество. (4 часа) Раздел 2. Исторические предания Среднего Урала. (4 часа) Раздел 4. Литература 19 века (8 часов) Введение. Народы Урала о мире и о себе. Легенды и мифы народов Урала Устное народное творчество. Историческая песня: «Благослови, сударь-хозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у ключика у студеного». Связь произведений фольклора с авторской литературой». Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака Тимофеевича», о горных богатствах края, о Полозе, о первых уральских заводчиках. Изображение в преданиях народной жизни. Н.А.Дурова. Записки кавалерист-девицы. События Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести Характер героини-рассказчицы и особенности ее повествования. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Охонины брови. Изображение событий Крестьянской войны под руководством Пугачева на Урале и Зауралье. Сопоставление с «Капитанской дочкой» Пушкина. Смысл названия. Образы Охони, дьячка Арефы, казака Белоуса, монаха Гермогена и их значение в повествовании. Позиция автора в повести, его отношение к событиям. Раздел 5. Из литературы Н.Г.Никонов. Глагол несовершенного вида. Г.Дробиз. Мальчик. Воспоминания о детстве. Трудности 20 века взросления: потери и обретения. В.П.Крапивин. По колено в траве. Трое с площади Карронад. (10 часов) Сопоставление рассказов о детстве с произведениями о детстве Л.Толстого, М.Горького К.Некрасова. О себе. Русская осень. А я недавно молоко пила. Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика, интонация, мелодика фразы. Р.Ш.Валеев. Фининспектор и дедушка. «Малая Родина» Р.Валеева. Тема родства и связи поколений. Юмор Раздел 6. Путешествия, Путешествия, приключения, фантастика. С.А.Другель. Тигр проводит вас до гаража. приключения, Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. П. фантастика. Ифантьев. На другой планете: повесть из жизни обитателей Марса. (8 часов) В.Печенкин «Владыка Усть-Выми» С.Самсонов. По ту сторону. С.Слепынин. Звездные берега С.Мелентьев. Голубые люди розовой земли Образ Урала в поэзии Л.Татьяничевой, А.Домнина. И Истомина, Х.Карима, Ф.Васильева Тематическое планирование 9 класс Раздел 1. Древнерусская литература (1 час) Раздел 2. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА (3 часа) Раздел 3. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа) Раздел 4 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (9 часов) Раздел 5. Из литературы ХХ века (16 часов) Традиции древнерусской литературы. «Гнездо орла» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция. Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая печатная русская азбука. Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета. Произведения М.Ломоносова, А.Сумарокова, Г.Державина и т.д. Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» Басни В. Майкова, И. Хемницера Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» А.С.Пушкин «Пиковая дама» Нравственная проблематика повести. Соотношение духовных и материальных ценностей. Характер Германа, его жизненная философия. Романтические произведения А.С.Пушкина: Южные поэмы Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» Эпиграф в литературном произведении. Анализ эпиграфов. Самостоятельный подбор эпиграфов к произведениям Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение в повести «Ночь перед Рождеством» народных поверий Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье «Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др) Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма Н.Г.Никонов Этапы биографии. Столкновение человека и природы – основной конфликт повести «След рыси». Художественное своеобразие повести. Отражение экологической проблемы. Образы героев в сказе П.П. Бажова «Живинка в деле» С. Щипачев автобиографическая повесть «Березовый сок» Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы Раздел 6 Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. (3 часа) Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной поэзии и прозы. Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. Быков В. «Обелиск»