РП Родная русская литература 8-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «28» августа 2019 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
__________________/М.В.Дягилева/
Приказ № 145/25
от «30» августа 2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Родная литература (русская)»
Уровень обучения – 8-9 класс, основное общее образование
Нормативный срок освоения – 2 года

Разработчики:
Буглова С.В., Вострикова Н.С., Глинских И.А.,
учителя русского языка и литературы

Богданович, 2019
Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература
(русская)».
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература ( русская)»
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетических возможностей родного языка и родной литературы на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
 определять тему и основную мысль произведения;
 владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 оценивать систему персонажей;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
 выявлять особенности языка и стиля писателя;
 определять родожанровую специфику художественного произведения;
 объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и
эстетической проблематики произведений ;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между
ними, постепенно переходя к анализу текста;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе - на своем
уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом
классе - умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
>
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные
вопросы (в каждом классе - на своем уровне);
>
вести учебные дискуссии;
>
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации
дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);
>
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);

>
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
>
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
>
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете (в каждом классе - на своем уровне).
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе:
- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
- Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
- Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла,
притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж,
действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция,
конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское
отступление, лирическое отступление; эпиграф.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола,
литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
- Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что
формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с
разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
- акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в
устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией);
формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные);
- устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием
теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и
сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи
между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного
анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа;
- устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения
как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада
на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
1)
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2)
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
4)
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно

планировать свое досуговое чтение;
5)
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6)
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления.
Личностные результаты
Ученик научится:
оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:
- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского обществ;
- понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к ней;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов
России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватной оценке трудностей;
- адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- работать в группе;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в
совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и дополнительной литературы (включая
электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания
объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя
с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Содержание учебного предмета
Содержание курса 8 класс
Фольклор
Историческая песня: «Благослови, сударь-хозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у
ключика у студеного».
Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака Тимофеевича». О
горных богатствах края, о Полозе. О первых уральских заводчиках
Исторические и лирические песни об Урале Изображение в них народной жизни. Связь
произведений фольклора с авторской литературой».
Литература 19 века.
Н.А.Дурова. Записки кавалерист-девицы. События Отечественной войны 1812 года,
отраженные в повести. Характер героини-рассказчицы и особенности ее повествования.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Охонины брови. Изображение событий Крестьянской войны под
руководством Пугачева на Урале и Зауралье. Сопоставление с «Капитанской дочкой» Пушкина.
Смысл названия. Образы Охони, дьячка Арефы, казака Белоуса, монаха Гермогена и их значение
в повествовании. Позиция автора в повести, его отношение к событиям.
Из литературы 20 века.
Н.Г.Никонов. Глагол несовершенного вида.
Г.Дробиз. Мальчик. Воспоминания о детстве как одна из ведущих тем литературы.
Трудности взросления: потери и обретения.
К.Некрасова. О себе. Русская осень. А я недавно молоко пила. Характер лирического
переживания К.Некрасовой. Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика,
интонация, мелодика фразы.
Р.Ш.Валеев. Фининспектор и дедушка. «Малая Родина» Р.Валеева.тема родства и связи
поколений. Юмор писателя.
Путешествия, приключения, фантастика. С.А.Другель. Тигр проводит вас до гаража.
Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. Экологическая проблематика
рассказов. Человек и планета

Содержание курса 9 класс
Древнерусская литература
Традиции древнерусской литературы. «Гнездо орла»
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и
верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и
композиция.
Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания.
Первая печатная книга «Апостол». Первая печатная русская азбука.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные
направления. «Ведомости» – первая русская газета. Произведения М.Ломоносова,
А.Сумарокова, Г.Державина и т.д.
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Сказания, легенды, рассказы из «Истории
государства Российского»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Басни В. Майкова, И. Хемницера
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа
Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» А.С.Пушкин
«Пиковая дама» Нравственная проблематика повести. Соотношение духовных и материальных
ценностей. Характер Германа, его жизненная философия.
Романтические произведения А.С.Пушкина: Южные поэмы
Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню
чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский
«Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков
«Красавица»
Эпиграф в литературном произведении. Анализ эпиграфов. Самостоятельный подбор эпиграфов
к произведениям
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение в повести «Ночь перед Рождеством»
народных поверий

Из литературы ХХ века
Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье
«Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус»
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней
благодарности. Особенности жанра. Значение финала
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о
большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина
война» и др)
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика
психологического параллелизма
Н.Г.Никонов Этапы биографии. Столкновение человека и природы – основной конфликт
повести «След рыси». Художественное своеобразие повести.
Отражение экологической
проблемы.
Образы героев в сказе П.П. Бажова «Живинка в деле»
С. Щипачев автобиографическая повесть «Березовый сок»
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о
проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и
их роль в раскрытии образа автора
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер
военной поэзии и прозы.
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг
речников.
Быков В. «Обелиск»

Тематическое планирование
8 класс
Раздел 1. Устное
народное творчество.
(4 часа)
Раздел 2. Исторические
предания Среднего
Урала.
(4 часа)
Раздел 4. Литература 19
века
(8 часов)

Введение. Народы Урала о мире и о себе. Легенды и мифы народов
Урала
Устное народное творчество. Историческая песня: «Благослови,
сударь-хозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у ключика у
студеного». Связь произведений фольклора с авторской
литературой».
Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака
Тимофеевича», о горных богатствах края, о Полозе, о первых
уральских заводчиках. Изображение в преданиях народной жизни.
Н.А.Дурова. Записки кавалерист-девицы. События Отечественной
войны 1812 года, отраженные в повести
Характер героини-рассказчицы и особенности ее повествования.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Охонины брови. Изображение событий
Крестьянской войны под руководством Пугачева на Урале и
Зауралье. Сопоставление с «Капитанской дочкой» Пушкина. Смысл
названия. Образы Охони, дьячка Арефы, казака Белоуса, монаха
Гермогена и их значение в повествовании. Позиция автора в
повести, его отношение к событиям.

Раздел 5. Из литературы Н.Г.Никонов. Глагол несовершенного вида.
Г.Дробиз. Мальчик. Воспоминания о детстве. Трудности
20 века
взросления: потери и обретения.
В.П.Крапивин. По колено в траве. Трое с площади Карронад.
(10 часов)
Сопоставление рассказов о детстве с произведениями о детстве
Л.Толстого, М.Горького
К.Некрасова. О себе. Русская осень. А я недавно молоко пила.
Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика,
интонация, мелодика фразы.
Р.Ш.Валеев. Фининспектор и дедушка. «Малая Родина»
Р.Валеева. Тема родства и связи поколений. Юмор
Раздел 6. Путешествия, Путешествия, приключения, фантастика. С.А.Другель. Тигр
проводит вас до гаража.
приключения,
Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. П.
фантастика.
Ифантьев. На другой планете: повесть из жизни обитателей Марса.
(8 часов)
В.Печенкин «Владыка Усть-Выми»
С.Самсонов. По ту сторону.
С.Слепынин. Звездные берега
С.Мелентьев. Голубые люди розовой земли
Образ Урала в поэзии Л.Татьяничевой, А.Домнина. И Истомина,
Х.Карима, Ф.Васильева

Тематическое планирование
9 класс
Раздел 1. Древнерусская
литература
(1 час)
Раздел 2.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI
ВЕКА
(3 часа)

Раздел 3.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
XVIII ВЕКА
(2 часа)
Раздел 4
ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX
ВЕКА
(9 часов)

Раздел 5.
Из литературы ХХ
века
(16 часов)

Традиции древнерусской литературы. «Гнездо орла»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как
гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и
сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.
Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие
грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол».
Первая печатная русская азбука.
Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и
сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» –
первая русская газета. Произведения М.Ломоносова, А.Сумарокова,
Г.Державина и т.д.
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Сказания,
легенды, рассказы из «Истории государства Российского»
Басни В. Майкова, И. Хемницера
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм
светского общества и благородство чувств героя рассказа
Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о
Пушкине»
А.С.Пушкин «Пиковая дама» Нравственная проблематика повести.
Соотношение духовных и материальных ценностей. Характер
Германа, его жизненная философия.
Романтические произведения А.С.Пушкина: Южные поэмы
Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной
интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»,
А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо»,
А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не
пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица»
Эпиграф в литературном произведении. Анализ эпиграфов.
Самостоятельный подбор эпиграфов к произведениям
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение в
повести «Ночь перед Рождеством» народных поверий
Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление
о счастье
«Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус»
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы
материнской любви и сыновней благодарности. Особенности
жанра. Значение финала
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России.
«Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии
космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и
др)
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа.
Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма
Н.Г.Никонов Этапы биографии. Столкновение человека и
природы – основной конфликт повести «След рыси».
Художественное своеобразие повести. Отражение экологической
проблемы.

Образы героев в сказе П.П. Бажова «Живинка в деле»
С. Щипачев автобиографическая повесть «Березовый сок»
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья
автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества
и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их
роль в раскрытии образа автора
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и
целомудрия. Две героини, две судьбы

Раздел 6
Образы детей в
произведениях о
Великой
Отечественной
войне.
(3 часа)

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
Гуманистический характер военной поэзии и прозы.
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на
страницах произведения. Подвиг речников.
Быков В. «Обелиск»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».