РП право 10-11

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
К ООП СОО ФГОС МОУ СОШ№1

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от «27» августа 2020 г.

Утверждаю
МОУ СОШ № 1
/М.В. Дягилева/
74
августа 2020 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРАВУ

Уровень обучения - 10-11 класс, среднее общее образование
Нормативный срок освоения - 2 года

Разработчик: Швецова Татьяна Алексеевна
учитель истории и обществознания

Нормативную правовую основу рабочей программы курса «Родной язык (русский)»
составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона No 185- ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» мая 2012 г. №413))

общего образования

- Учебный план МОУ СОШ № 1
- ООП СОО МОУ СОШ № 1
Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Родной язык
(русский)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по русскому родному языку на личностном,
метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родной язык
(русский)»
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные
темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
сформированность
осознания
тесной
связи
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания
культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к
литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание
исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения предмета «Родной
язы к (русский)»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально­
экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей

семейной жизни.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература"
включают предметные результаты учебных предметов: "Родной язык", "Родная литература"
(базовый и углубленный уровень):
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой
практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение
и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление
к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;

- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса
и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы)
М етапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;

9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Содержание учебного предмета «Родной язы к (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного
курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение
нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение
культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного
и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение
речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками
сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания
правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с
учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры
устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно
важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать
речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные
стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально­
смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
10 класс (17 часов)
Раздел 1. Я зы к и культура (3 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский
язык в Российской Федерации и в современном мире - в международном и межнациональном
общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних
и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся
в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (7 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в
современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и
точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной
речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч.)
Я зы к и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого
идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы
речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство
публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной
речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические
тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство
беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое
поведение спорящих.
Текст к ак единица язы ка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного
выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи.
Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников,
возможная типология ситуаций спора.
Ф ункциональные разновидности язы ка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и
справочники. Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля:
точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их
предписывающий характер. Резюме, автобиография. Разговорная речь. Фонетические,
интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Публицистический стиль речи.
Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в
собственной речи. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности
русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
11 класс (17 часов)
Раздел 1. Я зы к и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как
единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин
«Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (7 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому,
фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного язы ка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология.
Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских
писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья
К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного язы ка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления

сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы
делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Я зы к и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые
жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст к ак единица язы ка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов.
Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного
плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

№

Тема

Тематическое планирование
10 класс
Основные виды учебной
Количество
часов
деятельности

Раздел 1. 1зык и культура (3 ч.)
Язык и общество. Родной язык,
1
литература и культура. Язык и
история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в
современном
мире
в
международном
и
межнациональном общении.

1

Овладевают приемами и правилами
эффективного слушания устной
монологической речи. Осознают
роль родного языка, литературы и
культуры в жизни человека.

Понятие о системе языка, его
единицах
и
уровнях,
взаимосвязях и отношениях
единиц разных уровней языка.
Развитие
языка
как
объективный процесс

1

Общее представление о
внешних
и
внутренних
факторах языковых изменений,
об активных процессах в
современном русском языке
(основные
тенденции,
отдельные
примеры).
Стремительный
рост
словарного
состава
языка,
«неологический
бум»
рождение
новых
слов,
изменение
значений
и
переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая
переоценка, создание новой
фразеологии,
активизация
процесса
заимствования
иноязычных слов.
культура
речи (7 ч.)
Раздел 2. К

1

Выявляют особенности системы
языка. Рассматривают единицы и
уровни языка. Анализируют
взаимосвязь и разных уровней языка
. Активизируют знания в области
языкознания. Составляют диалоги
на заданную тему.
Анализируют внешние и
внутренние факторах языковых
изменений. Рассматривают
стремительный рост словарного
состава языка, «неологический бум»
- рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление
имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии,
активизация процесса
заимствования иноязычных слов.

2

3

4

Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Типичные
акцентологические ошибки в
современной речи. Отражение
произносительных вариантов в
современных
орфоэпических
словарях.

1

Рассматривают типичные
акцентологические ошибки в
современной речи. Анализируют
отражение произносительных
вариантов в современных
орфоэпических словарях.

5

Основные
лексические
нормы современного русского
литературного
языка.
Лексическая
сочетаемость
слова и точность. Свободная и
несвободная
лексическая
сочетаемость.
Типичные
ошибки,
связанные
с
нарушением
лексической
сочетаемости.
Речевая
избыточность
и
точность.
Тавтология.
Плеоназм. Типичные ошибки,
связанные
с
речевой
избыточностью.
Современные толковые
словари. Отражение вариантов
лексической
нормы
в
современных
словарях.
Словарные пометы.

1

Анализируют типичные ошибки в
построении сложных предложений.
Повторяют нарушение
видовременной соотнесенности
глагольных форм. Рассматривают
отражение вариантов
грамматической нормы в
современных
грамматических словарях и
справочниках..

6

7

8

9

10

1

1

Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного языка.
Нормы
употребления
причастных и деепричастных
оборотов,
предложений
с
косвенной речью. Типичные
ошибки в построении сложных
предложений.
Нарушение
видовременной соотнесенности
глагольных форм. Отражение
вариантов
грамматической
нормы
в
современных
грамматических словарях и
справочниках.
Словарные
пометы.

1

Этика
и этикет
в
электронной среде общения.
Понятие
нетикета.
Этикет
Интернет-переписки. Этические
нормы,
правила
этикета

1

Анализируют типичные ошибки в
построении сложных предложений.
Повторяют нарушение
видовременной соотнесенности
глагольных форм. Рассматривают
отражение вариантов
грамматической нормы в
современных
грамматических словарях и
справочниках

1

Знакомятся с понятие нетикета.
Рассматривают понятие Интернетпереписки. Этические нормы,
правила этикета. Интернетдискуссии, Интернет-полемики.

Интернет-дискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое
поведение
в
ситуациях
делового общения.

Анализируют этикетное речевое
поведение в ситуациях делового
общения.

Раздел 3. Р’ечь. Речевая деятельность. Текст (7 ч.)
Понятие
речевого
11
1
(риторического) идеала. Пути
становления и истоки русского
речевого идеала в контексте
истории русской культуры.
Основные
риторические
категории и элементы речевого
мастерства
Понятие
эффективности
речевого
общения. Оратория: мастерство
публичного
выступления.
Принципы
подготовки
к
публичной
речи.
Техника
импровизированной
речи.
Особенности импровизации.

Знакомятся с техникой
импровизированной речи.
Особенностями импровизации.

12

Средства
речевой
выразительности:
«цветы
красноречия».
Важнейшие
риторические тропы и фигуры.
Структура
и
риторические
функции метафоры, сравнения,
антитезы. Мастерство беседы.
Мастерство спора. Доказывание
и убеждение. Стратегия и
тактика
спора.
Речевое
поведение спорящих.

1

Анализируют
средства речевой выразительности:
«цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры.
Рассматривают структура и
риторические функции метафоры,
сравнения, антитезы.

13

Текст как единица язы ка и
речи
Категория монолога и диалога
как формы речевого общения.
Структура публичного
выступления. Риторика
остроумия: юмор, ирония,
намёк, парадокс, их функции в
публичной речи. Риторика
делового общения.
Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли
участников, возможная
типология ситуаций спора
Ф ункциональные
разновидности язы ка
Научный стиль речи.
Назначение, признаки научного
стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности
научного стиля.
Терминологические

1

Рассматривают структура
публичного выступления. Риторику
остроумия: юмор, ирония, намёк,
парадокс, их функции в публичной
речи.

1

Анализируют риторику делового
общения.

1

Рассматривают значение
функционально - смысловых стилей
речи, их особенности, основные
признаки.

14

15

16

17

9

энциклопедии, словари и
справочники. Официально­
деловой стиль речи. Основные
признаки официально-делового
стиля: точность, неличный
характер,
стандартизированность,
стереотипность построения
текстов и их предписывающий
характер. Резюме,
автобиография.
Разговорная речь.
Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические,
синтаксические особенности
разговорной речи.
Невербальные средства
общения. Культура разговорной
речи.
. Публицистический стиль речи.
Устное выступление.
Дискуссия. Использование
учащимися средств
публицистического стиля в
собственной речи.
Язык художественной
литературы.
Источники
богатства и выразительности
русской речи. Основные виды
тропов,
их
использование
мастерами
художественного
слова. Стилистические фигуры,
основанные на возможностях
русского синтаксиса.

ИТОГО:

1

1

1

17

№

Тема

Раздел 1. Я зы к и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и
1
художественная литература
2

3- 4

5

8
9

10

1

Тексты художественной
литературы как единство
формы и содержания

1

Практическая работа с
текстами русских писателей
(А. Пушкин «Скупой
рыцарь»).
Н. Помяловский о
разнообразии языка

2

Раздел 2. Культура речи (7 ч.)
6
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Обобщающее
повторение
фонетики,
орфоэпии.
Основные
нормы
современного литературного
произношения и ударения в
русском языке. Написания,
подчиняющиеся
морфологическому,
фонетическому,
традиционному
принципам
русской
орфографии.
Фонетический разбор.
7

11 класс
Количество
часов

Русская лексика с точки зрения
ее происхождения и
употребления. Русская
фразеология. Роль
фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова,
А. Пушкина, Н. Гоголя и др.
русских писателей
Словари русского языка.
Словари языка писателей.
Лексический анализ текста.
Статья К. Бальмонта «Русский
язык как основа творчества».
Морфологические нормы как
выбор
вариантов
морфологической
формы
слова и ее сочетаемости с

Основные виды учебной
деятельности
Анализируют взаимосвязь языка и
речи, языка и художественной
литературы
Рассматривают тексты
художественной литературы с
точки зрения формы и
содержания
Анализируют тексты русских
писателей

1

Знакомятся с содержанием статьи
Н.Помяловского о разнообразии
языка, конспектируют,
анализируют.

1

Рассматривают основные нормы
современного литературного
произношения и ударения в
русском языке. Анализируют
написания, подчиняющиеся
морфологическому,
фонетическому, традиционному
принципам русской орфографии.

1

Рассматривают русскую лексику с
точки зрения ее происхождения и
употребления. Русская
фразеология. Анализируют роль
фразеологизмов в произведениях
А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей

1

Рассматривают структуру
словарей русского языка
Выполняют лексический анализ
статья К. Бальмонта «Русский
язык как основа творчества».
Анализируют морфологические
нормы как выбор вариантов
морфологической формы слова и
ее сочетаемости с другими

1

1

11

12

Раздел
13

14

15

16

17

другими
формами.
Определение
рода
аббревиатур.
Нормы
употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как
1
выбор вариантов построения
словосочетаний, простых и
сложных предложений.
Предложения, в которых
однородные члены связаны
двойными союзами. Способы
оформления чужой речи.
Цитирование. Синтаксическая
синонимия как источник
богатства и выразительности
русской речи
Этика и этикет в деловом
1
общении. Функции речевого
этикета в деловом общении.
Этапы делового общения.
Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом
общении
3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
1
Речевые жанры
монологической речи: доклад,
поздравительная речь,
презентация. Речевые жанры
диалогической речи:
интервью, научная дискуссия,
политические дебаты.
Признаки текста. Виды связей
1
предложений в тексте.
Способы изложения и типы
текстов.
Особенности композиции и
1
конструктивные приемы
текста. Абзац. Виды
преобразования текста.
Корректировка текста
Тезисы. Конспект. Выписки.
1
Реферат. Аннотация.
Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л.
Толстом.
Итоговая контрольная работа
1
ИТОГО:

формами. Рассматривают
определение рода аббревиатур.
Нормы употребления
сложносоставных слов
Рассматривают синтаксические
нормы как выбор вариантов
построения словосочетаний,
простых и сложных предложений.
Анализируют предложения, в
которых однородные члены
связаны двойными союзами.

Анализируют этапы делового
общения. Протокол делового
общения. Рассматривают
телефонный этикет в деловом
общении

Рассмотреть речевые жанры
монологической речи: доклад,
поздравительная речь,
презентация.

Проанализировать виды связей
предложений в тексте, способы
изложения и типы текстов
Рассмореть особенности
композиции и конструктивные
приемы текста.

Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л.
Толстом.

Систематизировать изученные
знания
17

Дистанционное обучение
С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на
занятиях учащихся по причине неблагоприятных погодных условий, в дни, пропущенные по
болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т.п.
организуется дистанционное обучение в следующих формах:
Через электронный дневник школы;

Через сайт школы;
Через общение с помощью электронной почты учащихся, педагогов;
Через общение в режиме реального времени с использованием ПО: Skype, TeamViewer , Mail.Ru
Агент и др.
Описание учебно - метадического и материально-технического обеспечения
1)
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1968
2)
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1976
3)
Будагов Р.А. К ак мы говорим и пишем. - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1988
4)
Валгина Н.С. Знаки препинания...зачем они? // Русская речь. - 1968. - №5
5)
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение, 1988
Методические пособия (печатные
1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. - М.:
«Издательство АСТ», 2018.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М.: Дрофа, 2009.
3. Горшков А.И. Русская словесность. - М.: Дрофа, 2000.
4. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону:
Легион, 2017.
5. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. - Санкт-Петербург: «Литера», 2005.
Интернет-ресурсы
http://festival.1september.ru
rus@1september.ru
Технические средства обучения
1. ПК
Учебно-практическое оборудование
1. Доска аудиторная
2. Шкафы для хранения таблиц, пособий
Система оценивания и контроля.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого
подхода, принятого в Стандарте
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного
недочета; логичность и полнота изложения. Два недочета приравнивается к одной ошибке.
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»)
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование
дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность
суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6
недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному
материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование
нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с
опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового
уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»
"З" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему
учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному
материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по
пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса,
отсутствие
аргументации
либо
ошибочность
ее
основных
положений.
Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в
определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая
привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в
журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за
правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от
работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы"
допускается, если:
в
работе
имеется
не
менее
2
неаккуратных
исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных
сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только
отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.
Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная
помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, раз­
витию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и
др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в
обучении для данной группы обучающихся.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление
ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное
определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику,
но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки
зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения
и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному
овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть
за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при
условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась
проверка его умения применять знания на практике
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %; «4» - 72 - 89 %; «3» - 51 - 71 %; «2»- менее 51 %.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».