ДОП Моделирование и робототехника 2 ГОДА

М инистерство образования и молодеж ной политики С вердловской области
М униципальное общ еобразовательное учреж дение
средняя общ еобразовательная ш кола № 1
Принято
на заседании Ш МО
Протокол № 1 от 30.08.2019

Д О П О Л Н И ТЕ Л ЬН А Я О БЩ ЕО БРА ЗО В А ТЕЛ ЬН А Я
О БЩ ЕРА ЗВ И В А Ю Щ А Я П РО ГРА М М А
технической направленности
«М О Д ЕЛ И РО В А Н И Е И Р О БО ТО ТЕХ Н И К А »
В озраст участников: 6,6 - 8 лет
Срок реализации - 2 года

Составитель:
Д олгий В ячеслав М ихайлович,
педагог дополнительного образования, 1 К К

г. Богданович, 2019

Содержание программы:
№ п.п.
1

Стр.

Н аим енование

Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы

2

1.1.

П ояснительная записка

3

1.2.

Ц ель и задачи общ еразвиваю щ ей программы

6

1.3.

Содерж ание общ еразвиваю щ ей программы

8

1.4.

П ланируемы е результаты

15

Комплекс

организационно-педагогических

условий,

включая формы аттестации

3

2.1.

У словия реализации программы

16

2.2.

Ф ормы контроля и оценочные материалы

18

Список литературы

21

1.1.

Пояснительная записка

А к ту ал ьн о сть
Робототехника - новый предмет в школе. Сегодня все больше и больше ребят
увлекаются конструированием, изобретательством и используют для этого разные
конструкторы и даже материалы, которые находятся под рукой. Но, чтобы стать
настоящим робототехником, нужно не только изобретать и фантазировать, но и многое
знать и уметь.
М оделирование повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом
требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до
математики и естественных наук. М ежпредметные занятия опираются на естественный
интерес к разработке и постройке различных деталей. В том числе, разнообразие
конструкторов Лего позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и по разным
направлениям. Лего-конструирование - это современное средство обучения детей,
которое помогает решать проблему занятости детей, а также способствует
многостороннему развитию личности ребенка.
Данная программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами (представлены в списке литературы).
Внедрение
и
реализация
программы
«М оделирование
и
робототехника»
в
образовательный процесс М ОУ СОШ № 1 г.Богданович продиктовано социальным
заказом и соответсвует потребностям региона в воспитании инженерных кадров.
Дополнительная общеразвивающая программа «М оделирование и робототехника»
имеет техническую направленность.
О т л и ч и т ел ьн ы е особенности
Разработанная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с
окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и
конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и
побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и
возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики,
эмоционально - волевой сфере высших психических функций.
В отличие от общеобразовательных программ процесс усвоения новых знаний
построен полностью по принципу практического освоения материала.
А дресат общ еразви ваю щ ей п р о гр ам м ы :
Предполагаемый возраст участников - 6,6 лет - 8 лет
К р а т к а я х ар а к те р и с ти к а , во зр астн ы е особенности:
Программа ориентирована на младших школьников, поэтому учитывает их
возрастные и психофизические особенности объектов, метод изучения технических
сооружений, то есть являет собой мыслительный и практический вид деятельности.
В возрасте 6-7 лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности
характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о
предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют
связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти
связи во многом определяет его развитие.

У детей появляется ощущение «взрослости», и на его формируется стремление к
решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на
характерную для младших школьников потребность в самоутверждении и признании их
возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской
самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации,
побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё
более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих
решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения,
поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи,
поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений,
вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или
принять её от педагога), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел,
оценить полученный результат с позиции цели.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога пробудить интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций.
Именно в увлекательной творческой деятельности перед школьником возникает проблема
самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Серьёзное
внимание уделяет педагог развитию познавательной активности и интересов детей.
Обязательным элементом образа жизни является участие в разрешении проблемных
ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в
изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Педагог стремится
развить внимание и память, формирует элементарный самоконтроль, способность к
саморегуляции своих действий. Этому способствуют разнообразные игры, требующие от
детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания,
применения общего правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного
развития школьников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Педагог старается разнообразить практику общения с каждым ребёнком. Вступая в
общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к школьнику. При
этом он использует несколько моделей взаимодействия:
по типу прямой передачи опыта, когда педагог учит ребёнка новым умениям,
способам действия;
по типу равного партнёрства, когда педагог - равноправный участник детской
деятельности;
по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за
помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные»
взрослым, дают советы и тп.
Важным показателем самосознания детей 6-7 лет является оценочное отношение к
себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике
впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с
помощью взрослого попытаться преодолеть их.
Игровая деятельность Игры отличаются видовым и тематическим разнообразием.
Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Главные педагогические задачи,
которые решаются в этой возрастной группе, направлены на:
• создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений
сюжетосложения;
• формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями
партнёров по игре, следовать игровым правилам;
• освоение ими позиции субъекта игровой деятельности;
• поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества
школьников и др.

Воспитание и развитие личностных качеств, как и на всех предыдущих возрастных
этапах, главное во взаимодействии педагога с детьми, уважение прав ребёнка, гуманно­
личностное отношение и индивидуальный подход. Потребность быть субъектом,
чувствовать себя активной личностью проявляется в желании ребёнка быть, с одной
стороны, непохожим на других, уникальным, самостоятельным, делать «по-своему» и, с
другой стороны, значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними,
участвовать в их жизни, быть признанным ими. Ориентация на свою значимость для
других даёт ребёнку возможность полноценно участвовать в совместных делах,
содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
Реж им зан я ти й - 2 раза в неделю: 1 занятие - 1 час, 2 занятия - 2 часа. Итого - 3
часа в неделю
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и

нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей" (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41), занятия с использованием компьютерной
техники рекомендовано проводить в следующем режиме: 2 по 30 мин. для детей в
возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся. Занятия в группах
технической направленности: 2 по 45 мин. В это время включен инструктаж по технике
безопасности передпроведением занятия.
Таким образом, время занятий в 1 полугодии 1 год обучения (моделирование по
бумаге) - 45 минут, начиная со 2 полугодия - по 30 мин. (на занятиях с привлечением
компьютерной техники)
О бъем общ еразви ваю щ ей п р о гр а м м ы - 3 часа в неделю, 102 часа в год, 204 часа
на освоение курса
Н о р м а ти в н ы й срок освоения - 2 года
Программа основывается на принципах доступности, системности, коллективности,
патриотической направленности, проектности, диалогичности.
Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в
течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники закрепляю т и
углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом
психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий с изучаемыми предметами
поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации,
подкрепить мотивацию обучения.
Принцип системности предусматривает изучение материала и построение всего
курса от простого к сложному. С каждым годом изучения материал повторяется, но уже
на новом, более высоком уровне.
У р овн ево сть Благодаря многообразию типов конструктора LEGO возможно постепенное
усложнение изделий и способа конструирования (начиная с показа по образцу за
учителем, затем работа по схеме, составление по уже готовому образцу, к
самостоятельному творческому конструированию).
Так, 1 год обучения, «Стартовый уровень», предполагает минимальную сложность
предлагаемого для освоения материала. Получают первоначальную техническую
компетенцию через организацию практической деятельности в области начального
технического моделирования. Обучающиеся работают по схемам, участся читать схемы
сборки моделей. Также происходит развитие умений конструирования, начальный
уровень программирования, развитие уменя проектировать свою деятельность.

2 год обучения, «Базовый уровень» - предполагает изучение специализировнного
материала из курса робототехники.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и
их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в
конструировании, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями,
опытом. Диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и
принятия.
Принцип патриотической направленности
предусматривает
обеспечение
идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской
культурой, природой родного края.
Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего
школьника в детско-взрослых коллективах,
даёт опыт жизни в обществе, опыт
взаимодействия с окружающими.
Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности,
развёртываемой в логике замысел реализация рефлексия. В условиях
информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире,
необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить
их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными
знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над
проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности
разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих
коммуникативную и информационную компетентности.
Ф о р м ы обучения
При изучении нового материала - фронтальное объяснение
При работе с конструктором - индивидуально-групповая, индивидуальная
В иды зан яти й
В ходе обучения используются следующие виды занятий: беседа, практическое
занятие, мастер-класс, игра.
Ф о р м ы п роведения резул ьтато в
В качестве подведения итогов курса планируется проведение защиты проектов, а
также игровое мероприятие для всех членов кружка в виде квест-игры.
1.2.

Ц ел ь и задач и общ еразви ваю щ ей п р о гр ам м ы

О бщ ая цель: овладение навыками начального технического конструирования,
развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий робототехники.
Ц ел ь первого года о бу ч ен и я: Развитие мотивации личности ребенка к познанию и
техническому творчеству посредством моделирования и Lego-конструирования,
содействие развитию у учащихся навыков деятельностных компетенций через погружение
в работу кружка

Задачи
1. Обучающие
•
научить приёмам и правилам пользования инструментами ручного труда, приёмам
работы с бумагой, картоном и другими материалами, способам соединения деталей;
•
научить изготавливать своими руками простейшие поделки, игрушки, машины,
самолеты.

• сформировать представление о применении роботов в современном мире: от детских
игрушек до научно-технических разработок;
• сформировать представление об истории развития робототехники;
• научить создавать модели из конструктора Lego;
• научить составлять алгоритм;
• научить составлять элементарную программу для работы модели;
• научить поиску нестандартных решений при разработке модели.
2. Развивающие
• способствовать формированию интереса к техническому творчеству;
• способствовать развитию творческого, логического мышления;
• способствовать развитию мелкой моторики рук;
• способствовать развитию изобретательности, творческой инициативы;
• способствовать развитию стремления к достижению цели;
• способствовать развитию умения анализировать результаты работы
•
развивать познавательный интерес учащихся, пространственные представления и
двигательную сферу учащихся, а также память, внимание, творческое мышление,
воображение фантазию, сообразительность
3. Воспитательные
• способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи;
• способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к результатам
своего руда и труда окружающих;
• способствовать воспитанию трудолюбия и волевых качеств: терпению, ответственности
и усидчивости.
2 год обучения:
Ц ел ь второго года:
научить учащихся законам моделирования, программирования и тестирования
LEGO-роботов путем создания команды, в которой каждый ребёнок является лидером;
саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его
собственную творческую предметную деятельность; работы со специализированным
оборудованием, введение учащихся в сложную среду конструирования с использованием
информационных технологий.
Задачи:

Образовательные:
• создать условия

•

•

для обучения с LEGO-оборудованием и программным
обеспечением самостоятельно (в группе); планировать процесс работы с проектом
с момента появления идеи или задания и до создания готового продукта;
содействовать учащимся в умении применять знания и навыки, полученные при
изучении других предметов: математики, информатики, технологии; в умение
собирать, анализировать и систематизировать информацию;
дать учащимся навыки оценки проекта и поиска пути его усовершенствования.

Развивающие:
•
•
•

содействовать в развитии у учащихся конструкторских, инженерных и
вычислительных навыках, в творческом мышлении;
развить у учащихся умение самостоятельно определять цель, для которой должна
быть обработана и передана информация;
способствовать развитию у учащихся умения исследовать проблемы путём
моделирования, измерения, создания и регулирования программ;

•

•

создать условия для развития умения излагать мысли в чёткой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений;
развивать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.

Воспитательные:
• способствовать

•

•
•

формировать мотивацию успеха и достижений, творческой
самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки
предметно преобразовательных действий;
создать условия для формировать умений искать и преобразовывать необходимую
информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
содействовать учащимся в воспитании командного духа, команды, где каждый
ребёнок умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
сформировать у учащихся адекватное отношение к командной работе, без
стремления к соперничеству.
1.3.

С одерж ание общ еразви ваю щ ей п р о гр ам м ы
У чебн ы й (тем ати ч еск и й ) п лан
1 год обучения
К оли чество часов

№
п/п

Н азв ан и е раздела,
тем ы

1

Техника
безопасности

2

Основы
моделирования.
Создание объемных
моделей из бумаги

48

12

36

3

Изготовление
моделей из
конструктора LEGO
W eDo и их
программирование

54

14

40

Итого за 1 год
обучения

102

26

76

всего

теор и я

1

1

п ракти ка

Ф ор м ы
аттестац и и /
к о н тр о л я

Чтение схем.
Изготовление
моделей по схеме.
Презентация
собственной
модели.
Создание модели
по схеме и ее
программирование
Создание
собственной
модели и ее
программирование
Участие в
конкурсе по
робототехнике

У чебн ы й (тем ати ч еск и й ) п лан
2 год обучения

№
п/п

1

2

3

4
5
6

7

Н азв ан и е раздела,
тем ы

Вводное занятие.
Техника
безопасности
Работа над
созданием простых
механизмов.
Создание моделей из
конструктора Lego W
eDo 2.0. и их
программирование
Работа над проектом
«М еханические
конструкции»
Работа над проектом
«Космические
роботы»
Индивидуальный
проект
Итоговая квест-игра
для участников
кружка
Подготовка к
конкурсам и
олимпиадам
Итого за 2 год
обучения

К о л и ч ество часов
всего

теор и я

п ракти ка

Ф о р м ы аттестац и и /
ко н тр о л я

1

Обзор научно­
популярной и
технической
литературы;
демонстрация моделей

35

8

27

Создание
программируемой
модели

43

7

36

8

2

6

7

1

6

Защита проекта

3

3

игра-соревнование,

5

5

Участие в конкурсе

1

102

19

Викторины,
игра-соревнование,
защ ита проектов
Викторины,
игра-соревнование,
защ ита проектов

83

С одерж ание учебного (тем ати ческого) п л ан а
1 год обучения - 102 часа
Т ем а за н я ти я

К р атк о е описание тем ы за н я ти я

1 ч етв ер ть
Основы моделирования. Создание объемных моделей из бумаги

К ол - во
часов
Теор. П р.

1-3

Требования техники
безопасности. Основы
моделирования. М ой первый
робот.

Т еори я: Обозначение основных понятий:
название линий.
П р а к т и к а : Создание фигуры робота по
линиям. Раскраска и выставка фигур

1

2

4-6

Моя первая модель. Веселый
щенок

1

2

7-9

В мире домашних животных

Т еори я: Чтение линий на схеме и рисунке.
П р а к т и к а : Создание модели объемной
фигуры собаки
Т еори я: Подготовка схемы модели,
вырезание по схеме.
П р а к т и к а : Создание модели объемной
фигурки коровы
Т еори я: Подготовка схемы модели,
вырезание по схеме.
П р а к т и к а : Создание модели объемной
фигурки тигра, зайца, оленя (на выбор)
Т еори я: объем, схема, линия сгиба, линия
отреза
П р а к т и к а : Создание объемной фигурки
героев мультфильмов. Просмотр видео.
Т еори я: объем ,икоп орция, линия сгиба
П р а к т и к а : Просмотр видео. Объемные
детали героев из двух деталей. Выставка
Т еори я: Виды роботов (презентация).
П р а к т и к а : Создание объемной игрушки
робота.
Т еори я: Презентация «В мире машин».
П р а к т и к а : Создание объемной игрушки
машинки. Выставка моделей.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

8

16

10-12 Дикие животные. Веселый
олененок, быстрый заяц

13-15 В стране М ульти-Пульти

16-18 Диснеевские герои

19-21 Игрушка моему брату

22-24 Наш первый автопром.
Конструкторское бюро по
созданию машин

И того за 1 ч етв ер ть 24 ч аса
2 ч етв ер ть

25

Знакомство с профессией
конструктора. Виртуальная
экскурсия в конструкторское
бюро

Т еори я: Презентация «Инженер профессия особая»

1

Конструирование домика для
любимой
игрушки
26-28

Т еори я: рисунок- чертеж: отличия
П р а к т и к а : Создание простого
дома . Склеивание модели

29-30 Цветы для любимой мамы

П р а к т и к а : Создание объемного букета

2

Практическая работа. Создание
31-33 модели по предложенным
схемам.

Т еори я: Чтение предложенных схем.
П р а к т и к а : Создание модели по
предложенным схемам.

2

Создание 3-Д модели: бегущий
34-36 козлик

Т еори я: модель, рисунок, чертеж, схема
П р а к т и к а : Создание отдельный деталей
игрушки, соединение в одну модель.
П р а к т и к а : Создание модели по
предложенным схемам

37-38

Практическая работа

2
чертежа 1

1
2
1
2

Моя первая история:

Т еори я: сюжет, элементы сюжета
П р а к т и к а : Создание отдельных деталей
игрушки, соединение в одну модель и
создание общей истории.
П р а к т и к а : Работа в группах и парах.
Создание отдельных деталей игрушки,
соединение в одну

39-41
Конкурс на лучшую историю
42-44
Практическая работа
45-46
Подготовка к участию в
47-48 муниципальном конкурсе по
робототехнике

2
1
3

П р а к т и к а : Создание модели по
предложенным схемам

2

П р а к т и к а : Выполнение заданий.

2

И того за 2 ч етв ер ть 24 часа

19

5

2 полугодие - 3 ч етв ер ть - 30 часов, 4 ч етв ер ть - 24 часа,
итого - 54 часа за полугодие
Тема занятия

Краткое описание темы занятия

К ол - во
часов
теор
ия

п ра
кт

В ведение (5 ч)
49

Введение. Знакомство с
конструктором Лего.

50-51

Виды роботов,
применяемые в
современном мире.

52-53

Первые шаги. Среда
конструирования

54-55

Т еори я: Организация рабочего места.
Техника безопасности.
Роботы в нашей жизни. Понятие.
Назначение. Что такое робототехника.
Т еори я: Как работать с инструкцией.
П р а к т и к а : Проектирование моделейроботов. Символы. Терминология.

1

1

1

Т еори я: понятие Лего-деталей
П р а к т и к а : Продолжение знакомства
детей с конструктором ЛЕГО, с формой
ЛЕГО- деталей, которые похожи на
кирпичики, и вариантами их скреплений.
Начало составления ЛЕГО-словаря.
Выработка навыка различения деталей в
коробке, умения слушать инструкцию
педагога.
Развитие графических навыков.

1

1

1

1

И зучение м еханизм ов (1( ч )
Т еори я: Знакомство с ременной
Забавные механизмы
(фокус: естественные
передачей.
науки). Танцующие
П р а к т и к а : Знакомство с проектом
птицы.
(установление связей).
Первые шаги 7,8,9,10

56-57

Забавные механизмы.
Танцующие птицы.

Т еори я: Знакомство с ременной
передачей.
П р а к т и к а : Конструирование (сборка).
Рефлексия (измерения, расчеты, оценка
возможностей модели)

58-59

Создание моделей

П р а к т и к а : Разработка, сборка и
программирование своих моделей

2

60-61

Забавные механизмы
(фокус: естественные
науки). Умная вертушка.
Сравнение механизмов.
Танцующие птицы и
умная вертушка.

П р а к т и к а : Первые шаги 4, 5.
Конструирование (сборка) «Умная
вертушка».
П р а к т и к а : Отработка навыков
соединения моделей (сборка,
программирование, измерения и расчеты)

2

62-63

64-66

67-69

1

1

2

Раздел 3. Программирование WeDo. И зучение д атч и к о в и м оторов (29 ч.)
Забавные механизмы
Т еори я: Кулачковый механизм и рычаги. 1
(фокус: естественные
П р а к т и к а : Первые шаги 14, 15
науки). ОбезьянкаЗнакомство с проектом (установление
барабанщица.
связей). Конструирование (сборка
программирование, измерения и расчеты)
модели
Сравнение механизмов.
Т еори я: Кулачковый механизм и рычаги, 1
Танцующие птицы,
ременная передача.
П р а к т и к а : Конструирование (сборка,
умная вертушка,
измерения и расчеты) модели.
обезьянка-барабанщица.

2

2

70-71

М оё фантастическое
животное

П р а к т и к а : Разработка, сборка и
программирование своих моделей

2

72-73

Звери (фокус:
технология). Голодный
аллигатор.

2

74-76

Звери. Голодный
аллигатор.

77-78

81-82

Вратарь, нападающий,
болельщики. Знакомство
с проектом
(установление связей).
Конструирование
(сборка)
Рефлексия (измерения,
расчеты, оценка
возможностей модели)
Игра в футбол

П р а к т и к а : Первые шаги 10, 12, 15.
Знакомство с проектом (установление
связей). Конструирование (сборка,
программирование, измерения и расчеты)
модели.
Т еори я: Датчики наклона и движения.
П р а к т и к а : Рефлексия (измерения,
расчеты, оценка возможностей модели,
создание отчета, презентации,
придумывание сюжета для представления
модели)
П р а к т и к а : Знакомство с проектом
(установление связей). Конструирование
(сборка, программирование, измерения и
расчеты) модели

83-84

Спасение самолета.

79-80

Т еори я: презентации, сюжет для
представления модели
П р а к т и к а : Разработка, сборка и
программирование своих моделей
П р а к т и к а : Первые шаги 6. Знакомство с
проектом (установление связей).

1

2

2

2

2
2

85

86-87
88-89

90

91-92

93-94

95-96

97-98
99­
100
101­
102

Конструирование (сборка,
программирование, измерения и расчеты)
модели
Т еори я: отчета, презентация

Рефлексия (измерения,
расчеты, оценка
возможностей модели)
Самолетная история

П р а к т и к а : Разработка, сборка и
программирование своих моделей
Рычащий лев.
П р а к т и к а : Знакомство с проектом
(установление связей). Конструирование
(сборка)
Рефлексия (измерения,
Т еори я: создание отчета, презентации,
расчеты, оценка
придумывание сюжета для представления
возможностей модели)
модели
Создание собственной
П р а к т и к а : Разработка, сборка и
истории
программирование своих моделей
Р аздел 4. П р о ек ти р о ван и е (11 ч.)
Спасение от великана
Т еори я: Создание истории и озвучка
главных героев.
П р а к т и к а : Разработка, сборка и
программирование своих моделей
П р а к т и к а : Знакомство с проектом
Спасение.
(установление связей). Конструирование
(сборка)
Т еори я: проект, презентация
Защита проекта.
П р а к т и к а : Устная презентация
Непотопляемый
П р а к т и к а : Разработка, сборка и
парусник
программирование своих моделей
П р а к т и к а : Устная презентация
Защита проекта.
П р а к т и к а : Создание самостоятельных
проектов, моделирование, защита.
Рефлексия

1

2
2

1

2

1

1

2

1

1
1
1
2

2 год обучения
102 часа, 3 часа в неделю
Тема занятия
1-3

Спонтанная
индивидуальная ЛЕГОигра детей или знакомство
с ЛЕГО продолжается.
Знакомство с
компонентами
конструктора Lego W eDo 2
.0.

4-11 Знакомство с механизмами
Лего. Работа над
созданием простыв
механизмов

Краткое описание темы занятия
Т еория: Инструктаж по технике безопасности.
П р а к т и к а : Повторение состава конструктора
ЛЕГО.

К ол - во
часов
1
2

Т еория: Знакомство с механизмами (передачи, виды 2
передач, кулачковый механизм и т.д.)
П р а к т и к а : Конструирование по замыслу.

6

12­
17

Программное
обеспечение Lego W eDo 2.
0

18­
27

Работа над проектом
«М еханические
конструкции»

28­
32

2

4

2
Т еория: Измерения, расчеты, программирование
модели. Решение задач.
П р а к т и к а : Сборка конструкций: «Валли»; «Датчик
перемещения Валли»; «Датчик наклона Валли»;
«Совместная работа».
1
Конструирование модели по Т еория: Измерения, расчеты, программирование
схеме. Практическая работа. модели. Решение задач
П р а к т и к а : Конструирование модели по схеме.
Практическая работа.

8

Т еория: Знакомство со средой программирования
(блоки, палитра, пиктограммы, связь блоков
программы с конструктором).
П р а к т и к а : Конструирование по замыслу.
Составление программ.

4

33­
37

Конструирование по
замыслу.
Программирование.

Т еория: Измерения, расчеты, программирование
модели. Решение задач
П р а к т и к а : Конструирование модели по схеме.
Практическая работа.

1

4

38­
45

Работа над проектом
«М еханические
конструкции»

2
Т еория: Создание отчета, презентации,
придумывание сюжета для представления модели
«Обезьяна».
П р а к т и к а : Сборка конструкций: «Обезьяна»,
«Датчик перемещения «Обезьяна», «Датчик наклона
«Обезьяна»
2
Т еория: создание отчета, презентации,
придумывание сюжета для представления модели
«Крокодил»
П р а к т и к а : «Крокодил», «Датчик перемещения
«Крокодил», «Датчик наклона «Крокодил»;

6

52­
54

П р а к т и к а : Сборка конструкций, изученных ранее
(по выбору обучающихся). Соревнование команд.

3

55­
58

П р а к т и к а : Создание новых программ для
выбранных моделей. Сборка конструкции

4

59­
62

П р а к т и к а : Конструирование модели по
схеме. Практическая работа. Конструирование по
замыслу

4

46­
51

63­
64

Защита проекта.

П р а к т и к а : Устная презентация

65­
72

Космические роботы

Т еория: Изучить различные способы, при помощи
которых ученые и инженеры могут достичь
отдаленных мест. Создать и запрограммировать
научный вездеход. Описать, как он может
передвигаться по другой планете.
П р а к т и к а : Создать и запрограммировать
космический вездеход

73­
74

Проект «Ш лагбаум

П р а к т и к а : Конструирование через создание
простейших моделей

4

2
2

6

2

75­
76

Проект «Ш лагбаум

П р а к т и к а : Управление готовыми моделями с
помощью простейших компьютерных программ

77­
79

М одель «Подъемный
кран»

1

80­
82

Я создаю свой проект

Т еория: Презентация подъеёмный кран, Виды
подъёмных кранов.
П р а к т и к а : Конструирование через создание
простейших моделей
П р а к т и к а : Создание модели, ее
программирование и защита

83­
85

М одель «Гоночный
автомобиль»

1

86­
87

Проект «Непотопляемый
парусник »

Т еория: Презентация виды гоночных
автомобилей. Способы сборки моделей.
П р а к т и к а : Изучение способов сборки и
программирования
П р а к ти к а : Умение классифицировать материал
для создания модели. Конструирование через
создание простейших моделей. Управление
готовыми моделями с помощью простейших
компьютерных программ

88­
94

Индивидуальный проект

Т еория: Презентация созданых проектов
П р а к т и к а : Разработка модели, сборка, защита

1

95­
97

Итоговая квест-игра для
участников кружка

Взаимодействие в группе и в парах

2
2

3
2

2

6
3

18

79

3 часа - подготовка к участию в ш к ол ьн о й Н П К
2 часа на подготовку участников олимпиады

1.4.
П л ан и р у ем ы е р езу л ь таты освоения курса
1 год обучения:
Предметные:
1.Обучающиеся научатся пользоваться инструментами и материалами при
изготовлении изделий: ножницами, карандашом, клеем, бумагой, картоном.
2.Научатся разрабатывать и изготавливать объемные макеты и модели технических
объектов.
3. Научатся изготавливать изделия из бумаги: машинки, самолеты, ракеты, танки,
другие игрушки и сувениры.
М етапредметные:
1. .Научатся сопоставлять формы окружающих предметов, частей машин и других
технических объектов с геометрическими телами. У обучающихся сформируются
первоначальные понятия о простейших геометрических телах: грань, ребро,
вершина, основание, боковая поверхность.
2. Сформируются первоначальные графические знания и умения, обучающиеся
узнают о назначении чертежных инструментов (линейке, угольнике, циркуле, карандаше),
правилах их использования, линиях чертежа (линия видимого контура, линия невидимого
контура, линия сгиба, осевая или центровая и т.д.).
Личностные:
1. У обучающихся сформируются качества характера, востребованные в
общеобразовательной школе: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, внимание.
2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
3. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

2 год обучения
П л ан и р у ем ы е р езу л ь таты
По окончании второго года обучения кружковцы должны

Личностные
- чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;
- чувство коллективизма и взаимопомощи;
- трудолюбие и волевые качества: терпение, ответственность, усидчивость.

Метапредметные
- развитие интереса к техническому творчеству; творческого, логического мышления; мелкой
моторики; изобретательности, творческой инициативы; стремления к достижению цели;
- умение анализировать результаты своей работы, работать в группах.

Предметные
- знание устройства персонального компьютера; правил техники безопасности и гигиены
при работе на ПК; типов роботов; основных деталей Lego W edo, назначения датчиков;
основных правил программирования на основе языка Lego Wedo; порядка составления
элементарной программы Lego Wedo; правил сборки и программирования моделей Lego
Wedo;
- умение собирать модели из конструктора Lego Wedo; работать на персональном
компьютере; составлять элементарные программы на основе Lego Wedо;
- владение навыками элементарного проектирования.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. У сл ови я реал и зац и и п р о гр ам ы
- материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в условиях классной комнаты. Для проведения занятий
используются следующие материалы:
1 год обучения: канцелярские принадлежности, бумага, клей по количеству
участников
Конструкторы Lego W eDo - 4 основных набора и 2 ресурсных набора
2 год обучения - конструкторы Lego W eDo 2.0 - 4 основных набора и 2 ресурсных
набора Lego W eDo
Технические средства: компьютер, принтер для педагога и 6 нетбуков для
проведения занятий с обучающимися
- информационное обеспечение:
Программное обеспечение Lego WeDo, Lego W eDo 2.0
Сайты для педагога:
М оделирование из бумаги и картона:
https://modelmen.ru/p1031/osnovy-modelirovaniya-iz-bumagi
https://only-paper.ru
https://paper-models.ru/
https://yandex.ru
Конструирование Lego Education W eDo и Lego Education W eDo 2.0:
https://education.lego.com/
https://www.prorobot.ru/l ego/wedo2.php
https://www.prorobot.ru/03/robot-lunabot.php
- кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим 1
квалификационную категорию, обладающим необходимыми навыками и умениями,
прошедшим дополнительную профессиональную подготовку по профилю работы.
- методические материалы
Книга для учителя Lego Education W eDo
Книга для учителя Lego Education W eDo 2.0
краткое описание общей методики работы
Для реализации программы «М оделирование и робототехника» используются
следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
□ словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
□
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
□ практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
□ объяснительно-иллюстративный - обучающиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
□ репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
□
частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
□ исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
на занятиях:
□ фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
□ индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
□ групповой - организация работы в группах;
□ индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного
материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория
сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на
занятиях повышает у обучающихся интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
На занятии используются все известные виды наглядности:
□ показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов моделей;
□ демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают
достаточную возможность обучающимся закрепить их в практической деятельности.
Описание методик и технологий:
Ведущие педагогические технологии:
□ технология диалогового обучения;
□ игровые технологии;
□ технологии развивающего обучения;
□ здоровьесберегающие технологии;
□ информационно-коммуникативные технологии.

2.2. Ф о р м ы к о н тр о л я и оценочны е м атер и ал ы
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы такие способы,
как:
□ наблюдение активности на занятии;
□ беседа с обучающимися, родителями;
□ анализ творческих работ, результатов выполнения изделий за данный период.
Оценку образовательных результатов учащихся по программе следует проводить в виде:
- тестирование, демонстрация моделей;
- упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие;
- викторины, конкурсы, смотры, открытые занятия;
- выставки по итогам разделов, текущая и итоговая защ ита проектов.
Для проведения промежуточной аттестации: выставочный просмотр работ по
результатам изучения модулей.
Для проведения итоговой аттестации: по результатам изучения курса используется:
защ ита и презентация творческих работ и проектов. Главным результатом реализации
программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а
главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его
способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
П л ан защ и ты п р о ек та
1.

Обоснование актуальности темы.

2.

Установленная проблема (обобщенная постановка).

3.

Обзор и анализ существующих исследований по данной проблеме, их недостатки.

4.

Объект и предмет исследования

5.

Цель, гипотеза и задачи исследования.

6.

Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).

7.

Основные положения, выносимые на защиту.

8.

Предлагаемое решение задач исследования и их обоснование.

9.

Анализ достигнутых результатов, их практическая значимость

10.

Общее заключение и выводы.
К р и тер и и о ц ен и в ан и я п ро ектн ой работы

Критерии могут отличаться в зависимости от возраста учащихся. Так, в 1-2 классах
они предельно просты: Соблюдение всех намеченных этапов работы, ее законченность.
Оригинальность и качество выполнения изделия. Полнота раскрытия выбранной темы.
В 3-4 классах критериев становится больше: актуальность темы; глубина и
самостоятельность исследования; оригинальность решений; качество готового продукта;
степень раскрытия темы во время презентации, ее убедительность.
Ребята только учатся ориентироваться в информационном пространстве, мыслить
самостоятельно, поэтому им необходима помощь взрослых. При этом данный вид
деятельности интересен им и вызывает массу положительных эмоций.
К р и тер и и о ц ен и в ан и я к р атк о с р о ч н ы х п роектов
К р и тер и й

Баллы
(от 0 до 3)

О ц ен к а представлен н ой р аботы : (тем а)
1 - не было обоснования темы,
цель сформулирована нечетко,
тема раскрыта не полностью
Обоснование выбора темы.
1.

Соответствие содержания сформулированной
теме, поставленным целям и задачам

2 - был обоснован выбор темы
цель сформулирована нечетко,
тема раскрыта не полностью
3-было обоснование выбора
темы, цель сформулирована в
соответствии с темой, тема
раскрыта полностью
0 - нет выводов

Рефлексия
2.

Владение рефлексией; социальное и прикладное
значение полученных результатов (для чего?,
чему научились?), выводы

1 - выводы по работе
представлены неполно
2 - выводы полностью
соответствуют теме и цели
работы

О ц ен к а в ы сту п л ен и я у ч астн и ко в :

1-участник читает текст

3.

4.

Качество публичного выступления, владение
материалом

Качество представления продукта проекта.
(Уровень организации и проведения презентации:
устного сообщения, письменного отчёта, поделки,
реферата, макета, иллюстрированного альбома,
компьютерной презентации, карты, газеты,
постановки, спектакля, экскурсии, игры.
Обеспечение объектами наглядности, творческий
подход в подготовке наглядности)

2-участник допускает речевые
и грамматические ошибки
3-речь
участника грамотная и
безошибочная, хорошо
владеет материалом

1 - участники представляют
продукт
2- оригинальность
представления продукта
3 -оригинальность
представления и качество
выполнения продукта

1-не умеет вести дискуссию,
слабо владеет материалом
5.

Умение вести дискуссию, корректно защищать
свои идеи, эрудиция докладчика

2-участник испытывает
затруднения в умении
отвечать на вопросы комиссии
и слушателей
3-участник умеет вести

дискуссию. Доказательно и
корректно защ ищ ает свои
идеи

6.

Дополнительные баллы (креативность - новые
оригинальные идеи и пути решения, с помощью
которых авторы внесли нечто новое в контекст ,
особое мнение эксперта)
ИТОГО

0-3

3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р)
4. Приказ М инистерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- 14 "Санитарно­
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
6. Постановление Правительства Свердловской области № 503-ПП от 06.08.2019 О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области
7. М етодические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом М инобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242.
Литература для педагога
1.
Автоматизированные устройства. Перворобот. Книга для учителя.
2.
Андрей Шейн. М ашиностроение и робототехника. г.Барнаул. 2017 г.
3.
Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием
конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ 2. - С. 48-50.
4.
Простые механизмы. Задания M AKER для начальной школы (книга для учителя)
5.
ПервоРобот LEGO® W eDo™ Книга для учителя

1.
174 с

Литература для обучающихся и родителей
LEGO. Книга идей. / Пер.: Аревшатян А. А. Ред.: Волченко Ю. С. - М., 2013 г. -

Интернет-источники
https://modelmen.ru/p1031/osnovy-modelirovaniya-iz-bumagi
https://only-paper.ru
https://paper-models.ru/
https://yandex.ru
Конструирование Lego Education W eDo и Lego Education W eDo 2.0:
https://education.lego.com/
https://www.prorobot.ru/l ego/wedo2.php
https://www.prorobot.ru/03/robot-lunabot.php

СПИСОК WEB-САЙТОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1. http://www.unikru.ru Сайт - М ир Конкурсов от УНИКУМ

2. http://infoznaika.ru Инфознайка. Конкурс по информаике и информационным
технологиям
3. http://edu-top.ru Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
4. http://new.oink.ru/index.php?option=com content& view=article&id=670&Itemid=177
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
5. https://mirchar.ru М ирачар - одевалка, квесты, конкурсы, виртуальные питомцы!
6. https://www.razumeykin.ru Сайт-игра для интеллектуального развития детей
«Разумейкин»
7. http://www.filipoc.ru Детский журнал «Наш Филиппок» - всероссийские конкурсы
для детей.
8. http://leplay.com.ua Сайт для маленьких и взрослых любителей знаменитого
конструктора Lego.
9. https://www.lego.com/ru-ru/games Игры - Веб- и видеоигры - LEGO.com RU

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».