МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казѐнное учреждение "Управление образования городского округа Богданович" Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1 Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от «27» июня 2022 г. Утверждаю Директор МОУ СОШ № 1 ______________________________ /М.В.Д ягилева/ Приказ № 58/ от «01» июля 2022 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Алешко О.Г., учитель г.Богданович, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящѐнных литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Мифология Мифы народов России и мира. Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трѐх). Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица». А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н. В. Г оголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трѐх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. A. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. B. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX—XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычѐв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору). Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Зарубежная литература Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; — активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; — готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; — осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; — уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом специфики школьного литературного образования; — установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; — потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; — в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; — воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; — оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; — формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса); — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; — с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учѐтом учебной задачи; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — формулировать гипотезы об их взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, опыта, исследования; — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надѐжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность : — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; — участниками взаимодействия на литературных занятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображѐнные в художественной литературе; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; — регулировать способ выражения своих эмоций; 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; — признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; — проявлять открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и еѐ роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: — определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; — понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма; — сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; — сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учѐтом возраста, литературного развития обучающихся); 4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учѐтом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учѐтом литературного развития обучающихся); 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учѐтом литературного развития обучающихся); 8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счѐт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учѐтом литературного развития обучающихся); 12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего Дата контрольные работы практические работы 0 1 Виды деятельности Виды, формы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Мифология 1.1. Мифы народов России и мира 3 Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать; Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов; Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; 1.2. Внеклассное чтение Итого по разделу 1 0 0 0 0.5 аналитическое чтение ПроШколу.ру Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Прошколу.ру 4 Раздел 2. Фольклор 2.1. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки 2 Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы; Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Уметь сочинять и разгадывать загадки; 2.2. Развитие речи 1 0 1 Тестирование; http://lit.rusolymp.ruМетодика Самооценка с преподавания литературы использованием «Оценочного листа»; етодиколитературный сайт «Урок литературы» Устное выступление .Жизнь пословиц, поговорок и Устный опрос; загадок в современном мире. http://metlit.nm.ru М http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» 2.3. Сказки народов России и народов мира 5 1 Письменный контроль; 1 «Урок литературы» Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки; Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые выражения и др.); Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения; Инсценировать любимую сказку; 2.4. Внеклассное чтение 1 0 0 http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт Мои любимые сказки http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Итого по разделу 9 Раздел 3. Литература первой половины XIX века 3.1. И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица» 4 0 0 http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); 3.2. Развитие речи 1 0 1 инсценирование басен «Урок литературы» инсценирование; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» 3.3. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях» 6 0 1 Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство подобранных произведений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию; Определять идейно-тематическое содержание сказки А. С. Пушкина; 3.4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» 2 0 1 Выразительно читать стихотворение; Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы с целью понимания содержания стихотворения; Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание; Определять позицию автора; Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора); Заучивать стихотворение наизусть; Писать мини-сочинение; 3.5. Н. В. Г оголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» 2 0 0.5 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы мини сочинение; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» http://lit.rusolymp.ruМетодика Самооценка с преподавания литературы использованием Читать выразительно прозаический текст, отвечать «Оценочного листа»; етодиколитературный сайт на вопросы; «Урок литературы» Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни; Определять близость повести к народным сказкам и легендам; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; http://metlit.nm.ru М 3.6. Внеклассное чтение 1 0 0 Аналитическое чтение эпизодов Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Итого по разделу 16 Раздел 4. Литература второй половины XIX века 4.1. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» 5 0 2 Самооценка с http://lit.rusolymp.ruМетодика использованием преподавания литературы Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, «Оценочного листа»; пересказывать (подробно и сжато); Выделять етодиколитературный сайт наиболее яркие эпизоды произведения; «Урок литературы» Составлять простой план рассказа; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев рассказа; Составлять устный портрет Герасима; Определять роль пейзажных описаний; http://metlit.nm.ru М 4.2. Развитие речи 1 1 0 сочинение Практическая работа; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» 4.3. 4.4. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» 3 5 0.25 1.25 1.5 1 Выразительно читать поэтический текст, в том числе Устный опрос; Письменный по ролям; контроль; Определять тематическое содержание Практическая стихотворения; Характеризовать главных героев, лирического героя работа; Тестирование; (автора); Самооценка с Определять отношение автора к детям; Выявлять использованием средства художественной выразительности; «Оценочного Заучивать стихотворение наизусть; листа»; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы Устный опрос; Письменный контроль; Выразительно читать текст рассказа, отвечать на Практическая работа; вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выявлять основную мысль рассказа, определять его Тестирование; Самооценка с композиционные особенности; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; использованием «Оценочного Составлять план сообщения о главных героях листа»; произведения; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Характеризовать горцев, их обычаи и нравы; Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа; Давать развѐрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; 4.5. Внеклассное чтение 1 0 0 аналитическое чтение Устный опрос; Практическая работа; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Итого по разделу 15 Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков 5.1. 5.2. Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о 4 связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова Развитие речи 1 0 0 1 0 http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы Устный опрос; Письменный Выразительно читать стихотворение, определять его контроль; тематическое содержание, средства художественной Контрольная выразительности (эпитет, метафора, сравнение, работа; олицетворение); Зачет; Выявлять музыкальность поэтического текста; Практическая Выражать личное читательское отношение к работа; прочитанному; Заучивать одно из стихотворений наизусть; сочинение Письменный контроль; http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» 5.3. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. 2 0 0 Устный опрос; http://lit.rusolymp.ruМетодика Самооценка с преподавания литературы использованием «Оценочного листа»; етодиколитературный сайт «Урок литературы» http://metlit.nm.ru М Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учѐтом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; 5.4. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и Минька», 2 «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. 0 Устный опрос; 0 http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учѐтом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; 5.5. 5.6. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трѐх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского 4 А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и 2 др. 0.5 0 1 0.5 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; Выразительно читать прозаический текст, отвечать Самооценка с на вопросы, владеть разными видами пересказа; использованием Составлять план; «Оценочного Определять сюжет и тематическое своеобразие листа»; произведения; Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; Определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Практическая работа; Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять тему рассказа; Определять средства выразительности прозаического текста; Давать развѐрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» 5.7. Развитие речи 1 0.5 0.5 устное сочинение-рассуждение Практическая работа; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» 5.8. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» 2 0 0.25 Практическая работа; Тестирование; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» 5.9. Развитие речи 1 0.5 0.5 Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; Находить значение незнакомого слова в словаре; Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своѐ отношение к герою рассказа; Писать сочинение по самостоятельно составленному плану; сочинение Практическая работа; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Итого по разделу 19 Раздел 6. Литература XX—XXI веков 6.1. Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. 3 0.5 Письменный контроль; 0.5 http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; Участвовать в коллективном диалоге; Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания; Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; Использовать различные виды пересказа произведения; Письменно отвечать на вопрос; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; 6.2. Внеклассное чтение i 0 0 аналитическое чтение Самооценка с http://lit.rusolymp.ruМетодика использованием преподавания литературы «Оценочного листа»; http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» 6.3. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не 3 0.5 0.5 менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Г иваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. 6.4. Развитие речи 6.5. 6.6. Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения и персонажами других произведений; Выявлять авторскую позицию; Высказывать своѐ отношение к событиям, изображѐнным в произведении; Писать отзыв на прочитанную книгу; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; 0.5 0.5 Произведения приключенческого жанра отечественный писателей (одно по 2 выбору). Например, К. Булымѐв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. 0 0 Внеклассное чтение 0 Итого по разделу Раздел 7. Литература народов Российской Федерации Устный опрос; Тестирование; i i ii Анализ стихотворения по плану Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своѐ мнение; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; 0 аналитическое чтение http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Практическая работа; ПроШколу.ру ПроШколу.ру Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; ПроШколу.ру 7.1. 7.2. 1 Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Г амзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» 0 Развитие речи 0.5 0.5 0 0 Итого по разделу i 0 Самооценка с http://lit.rusolymp.ruМетодика использованием преподавания литературы «Оценочного листа»; етодиколитературный сайт «Урок литературы» Выразительно читать и анализировать поэтический текст; Характеризовать лирического героя; Определять общность темы и еѐ художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России; Выявлять художественные средства выразительности; анализ стихотворения Методисты.ру Письменный контроль; http://metlit.nm.ru М 2 Раздел 8. Зарубежная литература 8.1. 8.2. Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» 2 Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. 2 http://lit.rusolymp.ruМетодика Самооценка с преподавания литературы использованием Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать; «Оценочного листа»; етодиколитературный сайт Определять сюжет, композиционные и «Урок литературы» художественные особенности произведения; Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своѐ отношение к событиям и героям сказки; Определять связь сказки Х. К. Андерсена с фольклорными произведениями; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; http://metlit.nm.ru М 0 0 http://lit.rusolymp.ruМетодика Самооценка с преподавания литературы использованием «Оценочного листа»; етодиколитературный сайт «Урок литературы» http://metlit.nm.ru М Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав; Рассуждать о героях и проблематике произведения, обосновывать свои суждения с опорой на текст; Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и еѐ отличие от народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Писать отзыв на прочитанное произведение; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Т ома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др. 1 0 0 Самооценка с http://lit.rusolymp.ruМетодика использованием преподавания литературы «Оценочного листа»; Воспринимать и выразительно читать литературное етодиколитературный сайт произведение; «Урок литературы» Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание отдельных глав; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения; Писать отзыв на прочитанную книгу; Самооценка с http://lit.rusolymp.ruМетодика использованием преподавания литературы «Оценочного листа»; Читать литературное произведение, отвечать на етодиколитературный сайт вопросы; «Урок литературы» Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; http://lit.rusolymp.ruМетодика Самооценка с преподавания литературы Воспринимать и выразительно читать литературное использованием произведение; «Оценочного листа»; етодиколитературный сайт Отвечать на вопросы, самостоятельно «Урок литературы» формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; http://metlit.nm.ru М 1 Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» (главы по выбору) и др. 0 Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. 2 Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» 0 Внеклассное чтение 0 1 0 http://metlit.nm.ru М 0 http://metlit.nm.ru М 0 аналитическое чтение Самооценка с http://lit.rusolymp.ruМетодика использованием преподавания литературы «Оценочного листа»; http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Итого по разделу 9 Раздел 9. Итоговый контроль 9.1. Итоговые контрольные работы 2 1 1 Промежуточная аттестация Тестирование; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методиколитературный сайт «Урок литературы» Итого по разделу 2 Резервное время 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 8 18.25 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. Мифы народов мира 2. Мифы народов мира и России 3. Дата Количество часов всего контрольные практические работы работы 1 0 0 1 0 Мифы народов мира и России 1 0 4. Внеклассное чтение 1 0 5. Малые жанры устного народного творчества 1 0 0 Малые жанры устного народного творчества 1 0 0 6. 0.5 Виды, формы изучения контроля Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0.5 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Тестирование; 0.5 анализ эпизода.; Устный опрос; Тестирование; 7. РР Устное выступление "Жизнь пословиц, поговорок и загадок в современном мире" 1 0 0 Практическая работа; 8. Сказки народов Росии. 1 0 0 Устный опрос; 9. Сказки народов Росии 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 10. Сказки народов мира 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 11. Инсценирование сказки 1 0 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 12. 13. 14. 15. 16. 17. сочинение; РР Сочинение "Расскажу я 1 вам сказку" 0 1 Внеклассное чтение "Мои любимые сказки" 0 0 Устный опрос; 1 И.А.Крылов Басни "Ворона 1 и Лисица" И.А.Крылов Басня "Волк на 1 псарне" И.А.Крылов Басни по выбору учеников И.А.Крылов "Квартет" 0.25 0.25 Практическая работа; Устный опрос; 0.25 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0 0 1 0 1 0 0.25 1 0 1 А.С.Пушкин "Зимнее утро" 1 0 1 А.С.Пушкин "Зимнее утро" 1 0 1 1 0 1 РР Инсценирование басен 18. 19. 20. А.С.Пушкин "Няне" 21. Практическая работа; аналитическое чтение; Устный опрос; Практическая работа; 22. А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 23. А.С.Пушкин "Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях" 1 0 0.25 Устный опрос; Письменный контроль; 24. А.С.Пушкин "Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях" 1 0 0.25 25. М.Ю.Лермонтов "Бородино" сравнительный анализ устного и поэтического текста; Устный опрос; 1 0 0 М.Ю.Лермонтов "Бородино" 1 0 1 26. мини сочинение; 27. Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством 1 0 0 Устный опрос; Аналитическое чтение; 0.25 Практическая работа; 28. Н.В.Гоголь Ночь перед Рождеством 1 0 29. Внеклассное чтение 1 0 0 Устный опрос; 30. И.С.Тургенев Муму 1 0 0 Устный опрос; 31. И.С.Тургенев Муму 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 32. И.С.Тургенев Муму 1 0 0 Устный опрос; 33. И.С.Тургенев Муму 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 34. И.С.Тургенев Муму 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 35. Развитие речи 1 1 0 сочинение; 36. Н.А.Некрасов. Крестьянские 1 дети. Н.А.Некрасов. Школьник 1 37. 38. Н.А.Некрасов. Мороз, Красный Нос 39. Л.Н.Толстой . Кавказский пленник 40. 41. 42. Устный опрос; 0 0 0.5 0 чтение; 1 0 0.25 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Устный опрос; Л.Н.Толстой Кавказский пленник 1 0 0 Л.Н.Толстой Кавказский пленник 1 0 0 Л.Н.Толстой Кавказский пленник аналитическое Тестирование; Устный опрос; 1 0 0 43. Л.Н.Толстой Кавказский пленник 1 0.5 0.5 Практическая работа; сочинение; 44. Внеклассное чтение 1 0 0 Устный опрос; 45. Стихотворения А.К.Толстого и Ф.И.Тютчева о родной природе. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 46. Стихотворения А.А.Фета и 1 И.А.Бунина о Родине, родной природе. 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 47. С.А.Есенин о связи человека 1 с родной природой,Родиной 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 48. Н.М.Рубцов и А.А.Блок о связи человека с родной природой. Развитие речи 0.25 0.25 Практическая работа; Тестирование; 0.5 0.5 Практическая работа; 49. 1 1 50. А.П.Чехов. Лошадиная фамилия. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 51. А.П.Чехов. Хирургия 1 0 0 Устный опрос; 52. М.Зощенко Рассказы. 1 0 0 Устный опрос; 53. М.Зощенко Рассказы. 1 0 0 Устный опрос; 54. Произведения М.М.Пришвина о живой природе 1 0 0 Устный опрос; 55. Произведения К.Г.Паустовского о мире живой природы 1 0 0 1 0 0.5 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Письменный 56. Произведения А.И.Куприна о мире живой природы контроль; 57. 58. Произведения о природе и животных: аналитическое чтение эпизодов. А.П.Платонов Корова 1 1 59. 60. 61. 62. 63. 0.5 В.П.Астафьев Васюткино озеро В.П.Астафьев Васюткино озеро Практическая работа; 0.25 Практическая работа; 0.25 Практическая работа; Практическая работа; 0 А.П.Платонов Корова РР Устное сочинениерассуждение о роли живой природы в жизни человека 0.5 1 0 1 0.5 0.5 Устный опрос; 1 0 0 1 0 0.25 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; анализ; Развитие речи. Сочинение 0.5 0.5 1 Практическая работа; 64. Человек на войне. Рассказы 1 Ю.Яковлева 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 65. В.П.Катаев Сын полка 0 0 Устный опрос; 0.5 0.5 Письменный 1 В.П.Катаев. Сын полка 66. 1 67. Внеклассное чтение. Дети на 1 войне контроль; 0 А.Алексин "Чудак из 5 "Б" 68. 69. 70. 1 Рассказы о детстве по выбору учеников. 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0.5 Письменный 0 контроль; Тестирование; 0.5 1 А.И.Куприн Г уттаперчевый 1 мальчик 0 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 71. 72. РР Анализ стихотворения по 1 плану 1 К .Булычѐв.Миллион 0.5 0.5 Практическая работа; 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; приключений 73. К.Булычѐв. Миллион приключений 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 74. Внеклассное чтение 1 0 0 Устный опрос; 75. Р.Гамзатов. Песня соловья. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 76. РР Анализ стихотворения 0.5 0.5 Письменный 1 контроль; 77. Г.Х Андерсен Снежная королева 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 78. Г.Х Анднрсен Снежная колорева 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 79. Зарубежная сказочная проза 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; 80. Зарубежная сказочная проза 1 0 0 81. М.Твен Приключения Тома 1 Сойера 0 0 0 0 82. Р. Стивенсон. Остров сокровищ 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; 83. Д.Лондон Белый клак 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 84. Д.Лондон Белый клык 1 0 0 Устный опрос; 85. Внеклассное чтение 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 86. Итоговое сочинение 1 1 0 сочинение; 87. Промежуточная аттестация 1 1 0 Тестирование; 88. Резерв 1 0 0 Устный опрос; 89. Резерв 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 90. Резерв 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 91. Резерв 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 92. Резерв 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 93. Резерв 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 94. Резерв 1 0 0 Устный опрос; 95. Резерв 1 0 0 Устный опрос; 96. Резерв 1 0 0 Устный опрос; 97. Резерв 1 0 0 Устный опрос; 98. Резерв 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 99. Резерв 1 0 0 Устный опрос; 100. Резерв 1 0 0 Устный опрос; 101. Резерв 1 0 0 Устный опрос; 102. Резерв 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 7.75 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 102 ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение», 2019. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ http:/Лit.msolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методико-литературный сайт «Урок литературы» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://litera.edu.ru Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru Всероссийская олимпиада школьников по литературе https://flomaster.club/17438-illjustracija-k-ljubomu-literaturnomu-proizvedeniju.html https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/slyshu_ia_prirody_gholos_k_1115_lietiiu_sietona_tompsona https://урок.рф/library/robert_stivenson_ostrov_sokrovish_1_chast_163452.htmhttps://ppt4web.ru/literatura/m ark-tven-.html Мультфильм «Алиса в Стране Чудес» 1981 года https://www.youtube.com/watch?v=4H5yLScZBgk https://ppt4web.ru/literatura/mark-tven-.html «МЭО. Школа» Занятие 27. По страницам произведений зарубежных писателей Интернет-урок 2. Г. Х. Андерсен: страницы биографии. Добро и зло в сказках Г. Х. Андерсена. Сказка «Снежная королева» https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/160104/lesson/160107 проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный,https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-biografiya-rgamzatova-823177.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-biografiya-rgamzatova-823177.html Про школу - http://www.proshkolu.ru проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный «МЭО. Школа» Занятие 23. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» Интернет-урок 1. В. П. Астафьев. Слово о писателе https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/160082/lesson/160083 РЭШ, http: //www.hrono.ru/proekty/pl atonov/index .html Радиоспектакль Сказка-быль «Кладовая солнца» https://youtu.be/ufWu7pc0q4c http://zoschenko.lit-info.ru/zoschenko/bio/popov-zoschenko/illyustracii.htm «МЭО. Школа» Занятие 14. Рассказы А. П. Чехова Интернет-урок 1. А. П. Чехов: страницы биографии https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/160035/lesson/160036 http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html «МЭО. Школа» Занятие 11. И. С. Тургенев. «Муму» Интернет-урок 1. И. С. Тургенев. Слово о писателе https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/160016/lesson/160017 https://yandex.m/video/preview/?text=фрагмент%20фильма%20ночь%20перед%20рождеством&path=yand ex_search&parent-reqid=1653985458429717-5418898264969522473-vla1-5363-vla-l7-balancer-8080-BAL1983&from_type=vast&filmId= 17382332525104720607 «МЭО. Школа» Занятие 8. А.С. Пушкин Интернет-урок 1. А. С. Пушкин. Слово о поэте https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159999/lesson/160000 https://diletant.media/articles/28174149/ Интернет-урок 1. Сказка как фольклорный жанр. Виды сказок https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159957/lesson/159958 Интернет-урок 1. Сказка как фольклорный жанр. Виды сказок https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159957/lesson/159958 https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/razvitiie_riechi_obuchaiushchikhsia_pri_izuchienii_fol_klora_na_ur okakh_litierat Просветительский проект «Arzamas» «40 загадок обо всем на свете» https://arzamas.academy/materials/1495 РЭШ МЭШ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебно - методический комплекс, тексты произведений. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Технические и электронные средства обучения: компьютер, проектор, колонки. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ИД, компьютер, принтер ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ принтер, компьютер, ИД.