МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казѐнное учреждение "Управление образования городского округа Богданович" Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 К ООП ООО ФГОС МОУ СОШ№1 Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от «27» июня 2022 г. Утверждаю Директор МОУ СОШ № 1 _______________________________ /М.В.Д ягилева/ Приказ № 58/ от «01» июля 2022 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного куса (ID 1674072) «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса основного общего образования на 2022 - 2023 учебный год Составитель: Савченко Ирина Петровна, учитель ОДНКИНР г. Богданович, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждѐн приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учѐтом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей еѐ истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еѐ специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость еѐ фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России.Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Г ражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? — Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; — иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; — понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия — Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; — знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; — понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Тема 3. Язык и история — Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; — иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; — понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; — обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей — Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; — знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; — понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; — иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры — Иметь сформированное представление о понятие «культура»; — осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура — Иметь представление об артефактах культуры; — иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; — понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; — понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура — Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; — знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; — понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; — осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; — знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия — Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; — осознавать связь религии и морали; — понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; — уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование — Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; — иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;— понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; — приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; — понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; — выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; — обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей Знать и понимать смысл термина «семья»; — иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; — осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; — уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями еѐ существования; — понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и еѐ воспитательную роль; — понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи — Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; — осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России — Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; — знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; — осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России — Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; — уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; — знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; — понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи — Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; — понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; — осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; — характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; — выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; — обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура — Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; — уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; — понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; — знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры — Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; — осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;— обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; — доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; — знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности — Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность — Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; — иметь представление о значении и функциях изучения истории; — осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры — Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; — рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; — обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур — Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; — понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; — знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа — Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: — осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие — Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; — называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; — уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; — понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; — демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25. Праздники в культуре народов России — Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; — устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; — различать основные типы праздников; — уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;— анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; — понимать основной смысл семейных праздников: — определять нравственный смысл праздников народов России; — осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России — Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; — понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; — осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; — осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России; — устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; — иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России — Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; — обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; — знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России — Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; — уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; — обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; — знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России — Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; — понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; — воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; — знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные средства; — оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом — Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; — уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; — уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учѐтом их возрастных особенностей); — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие) — Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; — понимать, что такое культурная карта народов России; — описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России — Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования еѐ территориального, политического и экономического единства; — понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № Наименование разделов Количество часов и тем программы изучен контроль практиче ия все п/ с ные го п работы кие работы Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» 1.1 Зачем изучать курс 1 0 0 «Основы духовнонравственной культуры народов России»? Виды деятельности 1.2 Наш дом — Россия слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; Практиче http://artclassic.e формировать представление о необходимости и ская du.ru важности межнационального и межрелигиозного работа; http://schoolсотрудничества, взаимодействия; collection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 1 0 1 Виды, формы контрол я формировать представление об особенностях курса Устный «Основы духовно-нравственной культуры народов опрос; России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с учебником; Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 1.3 Язык и история 1 0 0 1.4 Русский язык — язык 1 общения и язык возможностей 0 1 1.5 Истоки родной культуры 1 0 0 Устный формировать представления о языке как носителе духовнонравственных смыслов культуры; понимать опрос; особенности коммуникативной роли языка; слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам; http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru формировать представление о русском языке как языке Практиче http://artclassic.e ская межнационального общения; du.ru работа; слушать объяснения учителя, стараясь http://schoolвыделить главное; объяснять collection.edu.ru наблюдаемые в практике изучения языка http://www.tradявления; center.ru/komple kt45.htm http://www.openn e t.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru формировать представление о том, что такое культура, Устный http://artclassic.e об общих чертах в культуре разных народов; слушать и опрос; du.ru понимать объяснения учителя по теме урока; выполнять http://schoolзадания на понимание и разграничение понятий по теме; collection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 1.6. Материальная культура 1 0 0 ? Устный формировать представление о традиционных укладах опрос; жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; 1.7. Духовная культура 1 0 0 формировать представление о духовной культуре Устный разных народов; опрос; понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника; 1.8. Культура и религия 1 0 1 формировать представление о понятии «религия», Практиче понимать и уметь объяснять, в чѐм заключается связь ская культуры и религии; работа; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме; http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 1.9. Культура и образование 1 0 1 1.1 Многообразие культур 1 0. России (практическое занятие) 0 1 ? Практиче понимать смысл понятия «образование», уметь ская объяснять важность и необходимость образования для работа; общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме; http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru отбирать материал по нескольким источникам, готовить Практиче http://artclassic.e доклады, работать с научно-популярной литературой; ская du.ru работа; http://schoolслушать выступления одноклассников; collection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 2.1. Семья — хранитель 2 0 0 понимать, что такое семья, формировать представление Устный духовных ценностей о взаимосвязях между типом культуры и опрос; особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи; http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 2.2 Родина семьи начинается с1 0 0 Устный понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа; слушать опрос; объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал; 2.3 Традиции семейного 1 воспитания в России 0 1 Практиче понимать и объяснять, что такое традиция, уметь ская рассказывать о традициях своей семьи, семейных работа; традициях своего народа и других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом; 2.4 Образ семьи в культуре 1 народов России 0 0 знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях; знать и понимать морально-нравственное значение семьи; работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал; Устный опрос; http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 2.5 Труд в истории семьи 1 0 1 понимать, что такое «семейный труд», сознавать и Практиче характеризовать важного общего семейного труда для ская работа; укрепления целостности семьи; слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником; 2.6 Семья в современном 1 мире (практическое занятие) 0 1 Практиче понимать, почему важно изучать и хранить историю ская своей семьи, передавать еѐ следующим поколениям; готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; работа; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников; Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 3.1 Личность — общество — 1 культура 0 0 знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека Устный человеком и какие проявления людей можно назвать опрос; гуманными; работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи); http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.open n et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 3.2 Духовный мир человека. 2 Человек — творец культуры 0 0 Устный понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры; слушать опрос; объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме; 3.3 Личность и духовно- 1 нравственные ценности 0 0 понимать и объяснять, что такое мораль и Устный нравственность, любовь к близким; показывать на опрос; примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником; Тематический блок 4. «Культурное единство 4.1 Историческая память как 1 0 духовнонравственная ценность ’оссии» 0 Устный объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; понимать и объяснять, опрос; что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников; http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 4.2 Литература культуры как язык 1 0 1 4.3 Взаимовлияние культур 1 0 0 Практиче понимать особенности литературы, еѐ отличия от http://artclassic.e других видов художественного творчества; объяснять ская du.ru работа; средства выражения духовного мира человека, его http://schoolморали и нравственности в произведениях литературы; collection.edu.ru слушать объяснения учителя, работать с http://www.tradхудожественной литературой, изучать и анализировать center.ru/komple источники; kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru Устный иметь представление о значении терминов http://artclassic.e «взаимодействие культур», «культурный обмен»; опрос; du.ru понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; http://schoolслушать объяснения учителя, понимать и collection.edu.ru разграничивать понятия, отбирать и сравнивать http://www.tradматериал по нескольким источникам; center.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru уметь объяснять значение основных понятий, Устный отражающих духовно-нравственные ценности; опрос; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение); http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 4.5. Регионы России: культурное многообразие 1 0 1 4.6. Праздники в культуре народов России 1 0 1 4.7. Памятники в культуре народов России 1 0 0 понимать принципы федеративного устройства России, Практиче http://artclassic.e ская объяснять понятие«полиэтничность»; понимать du.ru ценность многообразия культурных укладов народов работа; http://schoolРоссии; уметь рассказывать о культурном своеобразии collection.edu.ru своей малой родины; слушать и анализировать http://www.tradвыступления одноклассников, работать с источниками; center.ru/komplekt 45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru понимать и объяснять, что такое «народный праздник»; Практиче http://artclassic.e уметь рассказывать о праздничных традициях разных ская du.ru народов и своей семьи; понимать и объяснять работа; http://schoolнравственный смысл народного праздника; работать с collection.edu.ru учебником, просматривать и анализировать учебные http://www.tradфильмы; center.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru Устный устанавливать связь между историей памятника и http://artclassic.e историей края; характеризовать памятники истории и опрос; du.ru культуры; http://schoolпонимать нравственный и научный смысл collection.edu.ru краеведческой работы; http://www.tradслушать объяснения учителя, работать с научноcenter.ru/komple популярной литературой, просматривать и kt45.htm анализировать учебные фильмы; http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 4.8. Музыкальная культура народов России 1 0 0 понимать особенности музыки как вида искусства; знать Устный и называть основные темы музыкального творчества опрос; народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; 4.9. Изобразительное искусство народов России 1 0 1 понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; http://artclassic.e du.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru Практиче http://artclassic.e ская du.ru работа; http://schoolcollection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 4.1 Фольклор и литература 0. народов России 1 0 1 понимать, что такое национальная литература; Практиче http://artclassic.e объяснять и показывать на примерах, как произведения ская du.ru фольклора отражают историю народа, его духовноработа; http://schoolнравственные ценности; collection.edu.ru отбирать и сравнивать материал из нескольких http://www.tradисточников, решать текстовые задачи, слушать и center.ru/komple анализировать выступления одноклассников; kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru 4.1 Бытовые традиции 1 1. народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 0 1 4.1 Культурная карта России 1 2. (практическое занятие) 0 1 4.1 Единство страны — залог 1 3. будущего России 0 0 0 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 ЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким Практиче http://artclassic.e источникам, решать текстовые задачи, слушать и ская du.ru анализировать выступления одноклассников, работать с работа; http://schoolнаучно-популярной литературой; collection.edu.ru http://www.tradcenter.ru/komple kt45.htm http://www.openn et.edu.ru www.patriarchia .ru http://orkce.apkp ro.ru Практиче отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать ская выступления одноклассников, работать с работа; научно-популярной литературой; понимать и объяснять значение общих элементов и черт Устный в культуре разных народов России для обоснования еѐ опрос; культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Дата Количество часов п/п изучения Виды, всего формы контрольные практические контроля работы работы 1. Величие многонациональной российской культуры 1 0 0 устный опрос; 2. Величие многонациональной российской культуры 1 0 1 практическая работа;; Человек-творец и носитель культуры. 1 0 0 устный опрос;; Человек-творец и носитель культуры. 1 0 1 практическая работа;; «Береги землю родимую, как мать любимую» 1 0 0 устный опрос;; «Береги землю родимую, как мать любимую» 1 0 1 практическая работа;; Жизнь ратными подвигами полна 1 0 0 1 0 1 практическая работа;; 1 0 0 устный опрос;; 1 0 1 практическая работа;; 1 0 0 1 0 1 практическая работа;; 1 0 0 устный опрос;; 1 0 1 практическая работа;; Бережное отношение к природе 1 0 0 устный опрос;; 16. Бережное отношение к природе 1 0 1 практическая работа;; 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Жизнь ратными подвигами полна В труде - красота человека В труде - красота человека 10. «Плод добрых трудов славен» 11. «Плод добрых трудов славен» 12. 13. Люди труда 14. Люди труда 15. устный опрос;; устный опрос;; 17. 0 0 устный опрос;; 0 1 практическая работа;; 0 0 устный опрос;; 1 0 1 практическая работа;; 1 0 0 устный опрос;; 1 0 1 практическая работа;; 1 0 0 устный опрос;; 1 0 1 практическая работа;; Культурные традиции буддизма. 1 0 0 устный опрос;; Культурные традиции буддизма. 1 0 1 практическая работа;; Семья - хранитель духовных 1 ценностей Семья - хранитель духовных 1 ценностей 19. 1 Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. 18. 20. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама. 21. Культура ислама. 22. 23. Иудаизм и культура. 24. Иудаизм и культура. 25. 26. 27. Забота государства о сохранении духовных ценностей 1 0 0 устный опрос;; 28. Забота государства о сохранении духовных ценностей 1 0 0 устный опрос;; 1 0 0 устный опрос;; 1 0 0 устный опрос;; Что составляет твой духовный 1 мир. 0 1 практическая работа;; Что составляет твой духовный 1 мир. 0 0 устный опрос;; Твоя культура поведения и твои нравственные качества 0 0 устный опрос;; 29. Хранить память предков. 30. Хранить память предков. 31. 32. 33. 1 34. Твоя культура поведения и твои нравственные качества ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 34 1 15 0 практическая работа; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Литература дополнительная: 1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997. 2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999. 3. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.и другие 4. Энциклопедия православной жизни/ (авторы-сост. Г. Камышина, Г. Стромынский). - Т.: Имидж Принт, 2009. 5 Прославление Святителя Иоасафа Белгородского: документы/ сост.: О.Кобец, А.Н. Крупенков. Белгород: Белгор. обл. тип., 2011. б.Храмы Святого Белогорья. - Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2011. вой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «Основы духовнонравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана-Граф, 2013 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 5 годыобучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 2. Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-cr.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com,skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина). 3. Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru,biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru - Православная медиа-библиотека, biblion.narod.ru - Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru."; www.predanie.ru - Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru - Православная библиотека Религиозная литература.Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru 2. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru 3. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru 4. Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru 5. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru 6. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 7. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru 8. Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии - http://www.blagovest.bel.ru 9. Сайт Белгородского института развития образования - www.ipkps.bsu.edu.ru 10. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образователь-ных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru 11. Школьный портал - http://www.portalschool.ru 12. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии» http://www.ict.edu.ru 13. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru 14. Учительская газета - www.ug.ru 15. Сетевой класс Белогорья - http://belclass.net 16. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества - http://www.tradcenter. ru/kompl ekt45.htm 17. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 18. Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru 19. История стран и цивилизаций - http://www.istorya.ru 20. Библиотека античной литературы - http://сyrilLnewma.m 21. Коллекция: мировая художественная культура - http://artclassic.edu.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ компьютер мультимедийный проектор интерактивная доска ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ