Российская Федерация Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 (МОУ СОШ № 1) Свердловская обл, г. Богданович, ул. Ленина 3, 623530, тел.(34376)56745, e-mail: sosh_1@uobgd.ru Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Г.Богданович ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учѐтом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учѐтом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учѐтом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; — развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определѐнному этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; — развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлѐн на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведѐнных на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учѐба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населѐнного пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные универсальные учебные действия: — сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; — приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); — приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с информацией: — понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы; — соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; — воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, еѐ столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; — соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; — описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своѐ отношение к природным явлениям; — сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия: — сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); — оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; — анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами. Совместная деятельность: — соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; — воспроизводить название своего населѐнного пункта, региона, страны; — приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; — различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); — описывать на основе опорных слов наиболее распространѐнные в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; — применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; — проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счѐт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; — использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; — оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; — соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; — соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; — соблюдать правила безопасного поведения пешехода; — соблюдать правила безопасного поведения в природе; — с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1. Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. 1 0 1 Экскурсия по школе, знакомство с помещениями; Устный опрос; 1.2. Одноклассники, взаимоотношения между ними;ценность дружбы, взаимной помощи. 1 0 1 Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в классе и вшколе»; Устный опрос; 1.3. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. 2 0 1 Беседа по теме «Как содержать рабочее место в порядке»; Устный опрос; 1.4. Россия Москва — столица России. Народы России. 2 0 1 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и другихматериалов (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве»; Устный опрос; 1.5. Первоначальные сведения о родном крае. Названиесвоего населѐнного пункта (города, села), региона. 2 1 1 Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о родном крае, труде людей; Письменный контроль; 1.6. Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. 2 0 1 Рассматривание и описание изделий народных промыслов родногокрая и народов России; Устный опрос; 1.7. Правила поведения в социуме. 1 0 1 Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке»; Устный опрос; 1.8. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилиичленов семьи, их профессии. 2 0 1 Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото,репродукций на тему «Семья»; Устный опрос; 1.9. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.Совместный труд и отдых. 2 0 1 Учебный диалог по теме «Что такое семья»; Устный опрос; 1.10. Домашний адрес. 1 0 1 Рассказы детей по теме «Как наша семья проводит свободноевремя»; Устный опрос; Итого по разделу UCHI.RU UCHI.RU 16 Раздел 2. Человек и природа. 2.1. Природа и предметы, созданные человеком. Природныематериалы. Бережное отношение к пред метам, вещам, уход за ними. 3 1 1 Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать и охранять природу»; Письменный контроль; UCHI.RU 2.2. Неживая и живая природа. 4 0 2 Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в природе»; Устный опрос; UCHI.RU 2.3. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своегокрая. Сезонные изменения в природе. 4 1 2 Экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой»; Практическая работа; UCHI.RU 2.4. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. 3 0 1 Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа»; Устный опрос; 2.5. Растения ближайшего окружения (узнавание,называние, краткое описание). 3 1 2 Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав; Письменный контроль; 2.6. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие икультурные растения. 3 0 2 Работа с иллюстративным материалом: деление растений на двегруппы — дикорастущие и культурные; Устный опрос; 2.7. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. 4 1 2 Практическая работа по теме «Найдите у растений их части»; Письменный контроль; 2.8. Комнатные растения, правила содержания и ухода. 3 1 1 Практическая работа по теме «Учимся ухаживать за растениями уголка природы»; Письменный контроль; 2.9. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,рыбы и др.). 4 0 1 Игра-соревнование по теме «Кто больше назовѐт насекомых (птиц,зверей…)»; Устный опрос; 2.10. Домашние и дикие животные (различия в условияхжизни). 3 0 1 Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (вовремя экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов); Устный опрос; 2.11. Забота о домашних питомцах. 3 0 1 Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; Практическая работа; Итого по разделу UCHI.RU UCHI.RU UCHI.RU 37 Раздел 3. Правила безопасной жизни. 3.1. Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. 1 0 1 Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима дняпервоклассника; Устный опрос; 3.2. Правила безопасности в быту: пользование бытовымиэлектро приборами, газовыми плитами. 2 0 1 Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима дняпервоклассника; Письменный контроль; 3.3. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). 2 0 1 Практическое занятие в кабинете; Тестирование; 3.4. Безопасность в сети Интернет (электронный дневник иэлектронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 2 1 1 Практическое занятие в кабинете; Контрольная работа; 7 30 Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 UCHI.RU ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы Дата изучения Виды, формы контроля 1 Вводный урок. Задаем вопросы. Устный опрос 2 Что такое Родина? Устный опрос 3 Что мы знаем о народах России Устный опрос 4 Что мы знаем о Москве? Устный опрос 5 Что у нас над головой? 1 0 1 Устный опрос 6 Что у нас под ногами? 1 0 1 Устный опрос 7 Что общего у разных растений? 1 0 1 Устный опрос 8 Что растѐт на подоконнике? 1 0 1 Устный опрос 9 Что растѐт на клумбе? 1 0 1 Устный опрос 10 Что это за листья? 1 0 1 Практическая работа 11 Что такое хвоинки? 1 0 1 Практическая работа 12 Кто такие насекомые? 1 0 1 Практическая работа 13 Кто такие рыбы? 1 0 1 Устный опрос 14 Кто такие птицы? 1 0 1 Устный опрос 15 Кто такие звери? 1 0 1 Устный опрос 16 Что окружает нас дома? 1 0 1 Устный опрос 17 Что умеет компьютер? 1 0 1 Устный опрос 18 Что вокруг нас может быть опасным? 1 0 1 Устный опрос 19 На что похоже наша планета? 1 0 1 Устный опрос 20 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Кто и что?» 1 0,75 0,25 Устный опрос 21 Как живѐт семья? 1 0 1 Устный опрос 22 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1 0 1 Устный опрос 23 Откуда в наш дом приходит электричество? 1 0 1 Устный опрос 24 Как путешествует письмо? 1 0 1 Устный опрос, практическая работа 25 Куда текут реки? 1 0 1 Устный опрос 26 Откуда берѐтся снег и лѐд? 1 0 1 Устный опрос 27 Откуда в снежках грязь? 1 0 1 Устный опрос 28 Как живут растения? 1 0 1 Устный опрос 29 Как живут животные? 1 0 1 Устный опрос 30 Как зимой помочь птицам? 1 0 1 Устный опрос 31 Откуда берѐтся и куда девается мусор? 1 0 1 Практическая работа 32 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» 1 0,75 0,25 Устный опрос 33 Презентация проектов «Моя малая Родина», «Моя семья» 1 0 1 Проект 34 Когда учиться интересно? 1 0 1 Устный опрос 35 Когда придет суббота? 1 0 1 Устный опрос 36 Когда приходит лето? 1 0 1 Устный опрос 37 Где живут белые медведи? 1 0 1 Устный опрос 38 Где живут слоны? 1 0 1 Устный опрос 39 Где зимуют птицы? 1 0 1 Устный опрос 40 Когда появилась одежда? 1 0 1 Устный опрос 41 Когда изобрели велосипед? 1 0 1 Устный опрос 42 Когда мы станем взрослыми? 1 0 1 Устный опрос 43 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» 1 0,75 0,25 Устный опрос 44 Почему Солнце светит днѐм, а звѐзды ночью? 1 0 1 Устный опрос 45 Почему Луна бывает разной? 1 0 1 Устный опрос 46 Почему идет дождь и дует ветер? 1 0 1 Устный опрос 47 Почему звенит звонок? 1 0 1 Устный опрос 48 Почему радуга разноцветная? 1 0 1 Устный опрос 49 Почему мы любим кошек и собак? 1 0 1 Устный опрос 50 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 1 0 1 Устный опрос 51 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 1 0 1 Устный опрос 52 Зачем мы спим ночью? 1 0 1 Устный опрос 53 Почему полезно есть овощи и фрукты? 1 0 1 Устный опрос 54 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 1 0 1 Устный опрос 55 Зачем нам телефон и телевизор? 1 0 1 Устный опрос 56 Зачем нам автомобили? 1 0 1 Устный опрос 57 Зачем нам нужны поезда7 1 0 1 Устный опрос 58 Зачем строят корабли? 1 0 1 Устный опрос 59 Зачем строят самолѐты? 1 0 1 Устный опрос 60 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? 1 0 1 Устный опрос 61 Почему на корабле и самолѐте нужно соблюдать правила безопасности? 1 0 1 Устный опрос 62 Зачем люди осваивают космос? 1 0 1 Устный опрос 63 Почему мы часто слышим слово «экология»? 1 0 1 Устный опрос 64 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» 1 0,75 0,25 Устный опрос 65 Презентация проектов «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные». 1 0 1 Проект 66 Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года 1 1 0 Интеллектуальная игра 4 62 Общее количество часов по программе 66 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ О.И.Дмитриева Поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР к УМК "Школа России" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ https://resh.edu.ru/ Инфоурок Учи.Ру УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; А. А. Плешаков Окружающий мир. 1класс. Рабочая тетрадь в 2х частях; А. А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Тесты. ФГОС; Введите свой вариант: А. А. Плешаков, Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Т. Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А. А. Плешакова. 1 класс. Пособие для учителя, М: ВАКО А. А. Плешаков, М. А. Ионова и др. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ учи.ру МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебный плакат "Живая и неживая природа", Мультимедийный компьютер, Учебный плакат "Растения и животные" Мультимедийное оборудование, документ-камера, медиатека, комплекты дидактических и демонстрационных материалов для 1 класса, дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Термометр, Гербарий, Карта мира с изображением животных