РП музыка

Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 (МОУ СОШ № 1)
Свердловская обл, г. Богданович, ул. Ленина 3, 623530, тел.(34376)56745, e-mail: sosh_1@uobgd.ru

Рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

г. Богданович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учѐтом
распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учѐтом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития
обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство»
(Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности
младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать
представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть
представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое
музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений,
фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более
важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе,
другим людям, которые несѐт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим
механизмом для формирования мировоззрения ребѐнка опосредованным недирективным путѐм. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является
отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного
восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий
спектр конкретных приѐмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к

звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада
искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения,
художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный
внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие
ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребѐнка в искусство через разнообразие видов
музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б)
в)
г)
д)
6.

Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
Исследовательские и творческие проекты.
Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального

языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времѐн и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаѐтся в начальной школе с 1 по 4
класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса
школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная
музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в
жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах,
театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведѐнных на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки - мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная
азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество - начинается торжество». Добрый
праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали...». Музыкальные
инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету.».
Обобщающий урок. Урок-концерт.
Основные виды учебной деятельности школьников'
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение
музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков
для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт
индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания
музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных
произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение
образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

11
5

Музыкальные
Музыка осени
инструменты

Итого по разделу

1
1

0
0

0
0

0
0

01
0

16

Раздел 2. Музыка и ты
Сочини
6
Звучащие
12
1
Край,
в котором 1
17
мелодию
картины
ты живѐшь
7

Азбука, азбука
каждому нужна

1

0

0

13

Разыграй
1
песню
Художник , поэт, 1
композитор
Музыкальная
1
азбука

0

0

0

1

0

1

Пришло
Рождество,
начинается
торжество
Музыка утра

0

1

18
8
14

19

1

1

0

0

915

Музыкальные
Родной обычай
инструменты
старины

1

0

10

10

«Садко». Из
1
русского
Музыка вечера
1
былинного сказа 1
Добрый праздник
среди зимы

0

1

0
0

0
0

20
16

ий
«Щелкун
чик» 3
фрагмент а
И.С.Бах
0
Г. В.
0
«Волынка
»Свиридов
«Осень»
Г.В.Пасто
В.Гаврил 0
0
раль
ин
«Вечерня
М.И.Глин
я
ка
ДБ.
0
музыка»
«Патриот
Кабалевс
ическая
кий
песня»
«Доброе
утро»
«Солдату 0
шки,брав
0
ы
М.П.Мус
ребятушк
П.И.Чайк
0
оргский
и»
овский
«Богатыр
«Вальс»,
0
ские
«Полька»
«Приходи
ворота»
ла коляда
на кануне
Рождеств
Э.Григ а» 0
«Утро»
П.И.Чайк
овский
«Утро»
«Утрення
«Шарман
ящик
молитва»
поѐт»
Н.А.Римс
кийВ.Салман
Корсаков
ов
П.И.
«Садко»
«Вечер»
Чайковск
ий

0
0

0
Г.Струве «Моя
Россия»
0

0
0
0
«Коляда ходя,
бродя»

0

0

0

0

0

0
0

0
0

вдохновении
в
внажизни
еѐ
жизни
человека.
восприятие,
человека.
своѐм

Устный
внутреннем
Устный
опрос
Разучивание
Двигательная
состоянии.
исполнение
импровизация опрос
красивой
под музыку.
песни.

http://www.muzhttp://www.muzurok.ru/index.htm
urok.ru/index.htm

Выстраивание
Диалог с
хорового
Слушание
учителем о
унисона.
музыки,
значение
концентрация
красоты и
Диалог
на
еѐ с
вдохновении
в
учителем
о
восприятие,
жизни
значение
своѐм
человека.
красоты и
внутреннем
вдохновении
состоянии.
Разучивание в
жизни
исполнение
человека.
красивой
Диалог с
песни.
учителем о
Диалог с
значение
учителемио
красоты
значение
Разучивание
вдохновении
в
красоты
и
исполнение
жизни
вдохновении в
красивой
человека.
жизни
песни.
человека.
Слушание

Практиче
Устный
Устный
ская
опрос
опрос
работа

http://www.muzhttp://www.muzza
urok.ru/index.htm
http://www.muzza
l.ru/index.htm
l.ru/index.htm

Устный
опрос

http://www.muzurok.ru/index.htm

Устный
опрос
Практиче
ская
Практиче
работа
ская
работа
Практиче

http://www.muzza

ская
работа

Устный
опрос
музыки,
Устный
концентрац
Диалог с ия Практиче
ская
опрос
Двигательная
учителем
на
еѐ
о
работа
импровизация
восприятие,
значение
под
музыку.
красоты
своѐм
и
внутреннем
вдохновении в
состоянии.
жизни
Практиче
Диалог с
человека.
ская
учителем
Устный
Слушаниео
работа
значение
Устный
опрос
Слушание
музыки,
красоты
и
музыки,
концентрация опрос
вдохновении
концентрация
на еѐ

l.ru/index.htm

http://www.muzza
l.ru/index.htm
http://www.muzurok.ru/index.htm

http://www.muzza
l.ru/index.htm

http://www.muzza
l.ru/index.htm
http://www.muzhttp://www.muzza
urok.ru/index.htm
l.ru/index.htm

http://www.muzurok.ru/index.htm

http://www.muzza
http://www.muzza
l.ru/index.htm
l.ru/index.htm

31

Опера- сказка

26 Мамин
Музыкальные
21 праздник
портреты

1

1

0

0
1

1
0

27 Музыкальные
1
«Ничего на свете 1
32 инструменты
лучше нету...»
22
1
Разыграй сказку.
«БабаЯга».Русская
народная сказка

0

28 «Чудесная
1
У каждого свой 1
23 лютня»
33
1
музыкальный
Заключительный
инструмент
урок- концерт

0

Итого по разделу

0

0

1

1

0

0
1

0
0
0

0
1

17

33
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
29 Звучащие
1
ПРОГРАММЕ
Музы не
24 картины
1

0
0

16
0

0

0

молчали...

30 Музыка в цирке
Музыкальные
25
инструменты

1

0
1

0
0

1

ого
«Волк и
0
«Волынка
семеро
» козлят» Ю.
Коваль
«Колыбел 0
С.С.Прок 0
ьные»
офьев
«Петя и
волк»
В.А.Моца 0 0
ртМузыка
из
П.И.Чайк 0
«Соната
фильма
овский
№11
для
«Бремене
«Бабафортепиа
кие
Яга»
но»
музыкант
ы»
0
0
М.Коваль 0
П.И.Чайк
«Семеро
овский
козлят»
«Концерт
№1 для
фортепиа
но»

0

0
0

0

0
0

0
0
0

С.С.Прок 0
0
офьев
«Шествие
А.П.Боро
кузнечик
дин
ов»,
Симфони я
«Дождь
№2 и
радуга»
«Богатыр
ская»

0

М.Дунаев 0
ский
Фортепиа 0
«выходной
нная
марш»
пьеса
П.И.
Чайковск

0

0

0

восприятие,
Устный
Слушание
своѐм
опрос
музыки,
внутреннем
концентрац
состоянии.
ия на еѐ
Практиче
Разучивание
восприятие,
Практиче
ская
исполнение
своѐм
ская
работа
красивой
Двигательная
внутреннем
работа
песни.
импровизация
состоянии.
под музыку.
Двигательная Практиче
Разучивание ская
Устный
импровизация
исполнение
опрос
под музыку. работа
Практиче
красивой
ская
Двигательная
песни.
импровизация работа
под музыку.
Устный
Слушание
Устный
опрос
Слушание
музыки,
Исполнение Практиче
опрос
музыки,
концентрация
красивых
ская
наконцентрация
еѐ
песен.
работа
на еѐ
восприятие,
восприятие,
своѐм
своѐм
внутреннем
внутреннем
состоянии.
состоянии.
Устный
Слушание
Устный
опрос
Слушание
музыки,
опрос
музыки,
концентрация
наконцентрация
еѐ
на еѐ
восприятие,
восприятие,
своѐм
своѐм
внутреннем
внутреннем
состоянии.
состоянии.

http://mosoblcultu
re.ru/

http://mosoblcultu
http://www.muzza
re.ru/
l.ru/index.htm

http://mosoblcultu
http://mosoblcultu

re.ru/
re.ru/
http://www.muzza
l.ru/index.htm

http://mosoblcultu
http://www.muzza
re.ru/
http://mosoblcultu
l.ru/index.htm
re.ru/

http://mosoblcultu
http://www.muzza
re.ru/
l.ru/index.htm

http://mosoblcultu

Двигательная Практиче re.ru/
http://www.muzza
Двигательная ская
импровизация
l.ru/index.htm
работа
импровизация
под
музыку.
под музыку.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
1
И муза вечная со мной!
2
Хоровод муз
3
Повсюду музыка слышна
4
Душа музыки - мелодия
5
Музыка осени
6
Сочини мелодию
7
Азбука каждому нужна
8
Музыкальная азбука
9
Музыкальные инструменты
10 «Садко» из русского былинного сказа
11 Музыкальные инструменты
12 Звучащие картины
13 Разыграй песню
14 «Пришло Рождество, начинается торжество»
15 Родной обычай старины
16 Добрый праздник среди зимы
17 Край, в котором ты живешь
18 Поэт, художник, композитор
19 Музыка утра
20 Музыка вечера
21 Музыкальные портреты
22 Разыграй сказку «Баба Яга»
23 У каждого свой музыкальный инструмент
24 «Музы не молчали…»
25 Музыкальные инструменты
26 Мамин праздник
27 Музыкальные инструменты
28 «Чудесная лютня»
29 Звучащие картины
30 Музыка в цирке
31 Опера-сказка
32 «Ничего на свете лучше нету»
33 Урок-концерт
Общее количество часов по программе

Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Количество часов
Контрольные работы Практические работы
0
0
0
1
0
1
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
1
0
1
0
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
16

Дата изучения

Виды, формы
контроля
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая работа
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. 1 класс:
Учебник Рабочая тетрадь
Музыка.Рабочие программы. 1-4 классы.
Хрестоматия музыкального материала.(mp3)
Пособие для учителя "Уроки музыки. 1-4 классы."
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.muz-urok.ru/index.htm
http://www.muzzal.ru/index.htm
http://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ноутбук, колонки, проектор, экран

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».