РП литературное чтение

Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 (МОУ СОШ № 1)
Свердловская обл, г. Богданович, ул. Ленина 3, 623530, тел.(34376)56745, e-mail: sosh_1@uobgd.ru

Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

г. Богданович

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов,
становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение»
призван ввести ребѐнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приѐмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учѐтом этого направлен на общее и литературное развитие младшего
школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия
младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей,
культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного
(прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе
произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора,
художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом
отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих
формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника
за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч.
предмета «Русский язык» и 80 ч. предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский
язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности
как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося
на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретѐнные младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:








формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное
творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная
сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;
стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно
воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного
творчества (не менее четырѐх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке.
Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в
иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских)
сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чѐм рассказывает. Главная мысль
произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка
(общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л.
Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка
поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий:
друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трѐх-четырѐх доступных
произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л.
Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края.
Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества:
потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой
народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство
воспитания понимания жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трѐх-четырѐх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о
взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научнопознавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения.
Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере
доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.).
Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребѐнку, детей к матери, близким),
проявление любви и заботы о родных людях.
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трѐх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в
каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление,
иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и
самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:





становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:



освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения,
любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;




осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям



Эстетическое воспитание:




проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своѐ отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной
литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:




соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:



осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:




бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:





ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия:
базовые логические действия:







сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;



устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);








проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:








выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:










воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:



планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:











устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику
содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных
условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:



понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности
чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;



владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков
и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объѐму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного
оценивания);















читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы,
потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в
произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в
беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова,
вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учѐтом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге
по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.1.

Наименование
Количество часов
разделов и тем всег контр практи
программы
о
ольн
ческие
ые
работы
работ
ы
Понимание
текста при его
прослушивании
и при
самостоятельно
м чтении вслух

5

Дата
изучен
ия

Виды деятельности

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в
правильной последовательности: анализ
изображѐнных событий, обсуждение сюжета,
составление устного рассказа с опорой на картинки.
Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной
последовательностью, анализ изображѐнных
событий, установление правильной
последовательности событий, объяснение ошибки

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

устный
опрос

https://resh.edu.ru/

художника, внесение изменений в
последовательность картинок, составление устного
рассказа по восстановленной серии картинок.
Совместная работа по составлению небольших
рассказов повествовательного характера (например,
рассказ о случаях из школьной жизни и т. д.);
совместная работа по составлению небольших
рассказов описательного характера (например,
описание как результат совместных наблюдений,
описание модели звукового состава слова и т. д.);
самостоятельная работа: составление короткого
рассказа по опорным словам. Учебный диалог по
результатам совместного составления рассказов,
объяснение уместности или неуместности
использования тех или иных речевых средств,
участие в диалоге, высказывание и обоснование
своей точки зрения; слушание текста, понимание
текста при его прослушивании.
Итого по разделу:
2.1.

2.2.

Различение слова и
предложения.
Работа с
предложением:
выделение слов,
изменение их
порядка,
распространение
предложения.
Различение слова и
обозначаемого им
предмета.
Восприятие слова
как объекта
изучения,
материала для
анализа.

5
1

1

Раздел 2. Слово и предложение
Совместная работа: придумывание предложения с
заданным словом; игровое упражнение «Снежный
ком»: распространение предложений с
добавлением слова по цепочке; игра «Живые
слова» (дети играют роль слов в предложении,
идѐт перестановка слов в предложении, прочтение
получившегося). Моделирование предложения:
определение количества слов в предложении и
обозначение каждого слова полоской.
Самостоятельная работа: определение количества
слов в предложении, обозначение слов полосками.
Работа с моделью предложения: изменение
предложения в соответствии с изменением
модели; игровое упражнение «Придумай
предложение по модели». Игра «Исправь ошибку
в предложении» (корректировка предложений,
содержащих смысловые и грамматические

устный
https://resh.edu.ru/
опрос,
самооценка
с
использован
ием
«Оценочног
о листа»
устный
https://resh.edu.ru/
опрос,
самооценка
с
использован
ием
«Оценочног
о листа»

Наблюдение над
значением слова.
Активизация и
расширение
словарного запаса.
Включение слов
в предложение.
2.4. Осознание
единства звукового
состава слова и его
значения
Итого по разделу:
2.3.

ошибки). Учебный диалог «Что можно сделать с
предметом, а что можно сделать со словом,
называющим этот предмет?», участие в диалоге
помогает первоклассникам начать различать слово
и обозначаемый им предмет.

1

2

устный
https://resh.edu.ru/
опрос,
самооценка
с
использован
ием
«Оценочног
о листа»
https://resh.edu.ru/

5

3.1.

Формирование
навыка слогового
чтения (ориентация
на букву,
обозначающую
гласный звук).

8

3.2.

Плавное слоговое
чтение и чтение
целыми словами со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному
темпу.

6

3.3.

Осознанное чтение
слов,
словосочетаний,
предложений.
Чтение с
интонациями и
паузами в
соответствии со

6

1

1

Раздел 3. Чтение. Графика.
Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения
читать слоги с изменением буквы гласного;
упражнение: соотнесение прочитанного слога с
картинкой, в названии которой есть этот слог;
упражнение: соотнесение прочитанных слов с
картинками, на которых изображены
соответствующие предметы. Работа в парах:
соединение начала и конца предложения из
нескольких предложенных вариантов; игровое
упражнение «Заверши предложение»,
отрабатывается умение завершать прочитанные
незаконченные предложения с опорой на общий
смысл предложения; подбирать пропущенные в
предложении слова, ориентируясь на смысл
предложения; упражнение: соотносить
прочитанные предложения с нужным рисунком,
который передаѐт содержание предложения;
совместная работа: ответы на вопросы по
прочитанному тексту, отработка умения находить
содержащуюся в тексте информацию; творческая
работа: дорисовывание картинки в соответствии с
прочитанным (отрабатывается умение осознавать
смысл прочитанного предложения/текста)..

устный
https://resh.edu.ru/
опрос,
самооценк
а
с
использов
анием
«Оценочн
ого листа»
устный
https://resh.edu.ru/
опрос,
самооценк
а
с
использов
анием
«Оценочн
ого листа»
Практичес https://resh.edu.ru/
кая
работа,
контрольн
ая работа,
устный
опрос,
самооценк

знаками
препинания.

3.4.

Развитие
осознанности и
выразительности
чтения на
материале
небольших текстов
и стихотворений.

6

3.5.

Знакомство с
орфоэпическим
чтением (при
переходе к чтению
целыми словами).

6

3.6.

Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как средство
самоконтроля при
письме под
диктовку и при
списывании.
Звук и буква. Буква
как знак звука.
Различение звука и
буквы.
Буквы,
обозначающие
гласные звуки.
Буквы,

6

3.7.

3.8.

3

4

1

1

1

ас
использов
анием
«Оценочн
ого листа»
устный
опрос,
самооценк
а
с
использов
анием
«Оценочн
ого листа»
устный
опрос,
самооценк
а
с
использов
анием
«Оценочн
ого листа»
Практичес
кая
работа,
контрольн
ая работа,
устный
опрос,
самооценк
ас
Игровое упражнение «Найди нужную букву»
использов
(отрабатывается умение соотносить звук и
соответствующую ему букву). Совместная работа: анием
объяснение функции букв, обозначающих гласные «Оценочн
ого листа»
звуки в открытом слоге: буквы гласных как
показатель твѐрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков.
Упражнение: дифференцировать буквы,

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

3.9.

3.10
.

3.11
.

3.12
.
3.13
.

3.14

обозначающие
согласные звуки.
Овладение
3
слоговым
принципом русской
графики.
Буквы гласных как 5
показатель
твѐрдости —
мягкости согласных
звуков.

Функции букв,
обозначающих
гласный звук в
открытом слоге:
обозначение
гласного звука и
указание на
твѐрдость или
мягкость
предшествующего
согласного.
Функции букв е, ѐ,
ю, я.
Мягкий знак как
показатель
мягкости предшествующего
согласного звука в
конце слова.
Разные способы
обозначения
буквами звука [й’].
Функция букв ь и

5

1

1

1

1

1

1

7
2

2

обозначающие близкие по акустикоартикуляционным признакам согласные звуки ([с]
— [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л],
[ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и
кинетическое сходство ( о — а, и — у, п — т, л —
м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.).
Дифференцированное задание: группировка слов
в зависимости от способа обозначения звука [й’];
Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?»,
объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ.
Рассказ учителя об истории русского алфавита, о
значении алфавита для систематизации
информации, о важности знания
последовательности букв в русском алфавите.
Игровое упражнение «Повтори фрагмент
алфавита»; игра-соревнование «Повтори
алфавит»; совместное выполнение упражнения
«Запиши слова по алфавиту». Работа в парах:
нахождение ошибок в упорядочивании слов по
алфавиту.

https://resh.edu.ru/

устный
https://resh.edu.ru/
опрос,
самооценк
а
с
использов
анием
«Оценочн
ого листа»
Практичес https://resh.edu.ru/
кая
работа,
контрольн
ая работа,
устный
опрос,
самооценк
ас
использов
анием
«Оценочн https://resh.edu.ru/
ого листа»
https://resh.edu.ru/

устный

https://resh.edu.ru/

ъ.
Знакомство с
1
русским алфавитом
как
последовательность
ю букв
Итого по разделу:
70

опрос
устный
опрос

.
3.15
.

1.1.

Сказка народная
(фольклорная) и
литературная
(авторская)

6

1

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Слушание чтения учителем фольклорных
произведений (на примере русских народных
сказок: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»,
«Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк» и
литературных (авторских): К. И. Чуковский
«Путаница», «Айболит», «Муха-Цокотуха», С Я
Маршак «Тихая сказка», В. Г. Сутеев «Палочкавыручалочка»). Учебный диалог: обсуждение
вопросов — какова тема сказки, кто еѐ герои, что
произошло (что происходило) в сказке;
Задание на формулирование предложений с
использованием вопросительного слова с учѐтом
фактического содержания текста (где? как? когда?
почему?). Упражнение в самостоятельном чтении
вслух целыми словами с постепенным
увеличением скорости чтения (в соответствии с
индивидуальными возможностями учащегося);
смысловое чтение народных (фольклорных) и
литературных (авторских) сказок. Например,
русские народные сказки: «Лиса и рак», «Лисица
и тетерев», «Журавль и цапля», «Волк и семеро
козлят», «Лиса и заяц», татарская народная сказка
«Два лентяя», ингушская народная сказка «Заяц и
черепаха», литературные (авторские) сказки: К. Д.
Ушинский «Петух и собака», «Лиса и козѐл», В. Г.
Сутеев «Кораблик», В. В. Бианки «Лис и
Мышонок», Е. И. Чарушин «Теремок», А. С.
Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) и
др. (не менее 4 произведений по выбору).

https://resh.edu.ru/

Контрольн https://resh.edu.ru/
ая работа,
устный
опрос,
самооценк
ас
использов
анием
«Оценочн
ого листа»

1.2.

Произведения о
детях и для детей

9

1

1

Работа с текстом произведения: поиск описания
героев сказки, характеристика героя с
использованием примеров из текста.
Воображаемая ситуация: представление, как бы
изменилась сказка, если бы еѐ герои были
другими. Например, лиса — добрая, а волк —
умный. Дифференцированная работа: упражнение
в чтении по ролям;
работа в парах: сравнение литературных
(авторских) и народных (фольклорных) сказок:
сходство и различия тем, героев, событий.
Коллективная работа: восстановление
последовательности событий сказки с опорой на
иллюстрацию (рисунок); пересказ (устно) сказки с
соблюдением последовательности событий с
опорой на иллюстрации (рисунки); учебный
диалог: определение нравственного содержания
прочитанного произведения и ответ на вопрос
«Чему учит сказка?», объяснение смысла
пословиц, которые встречаются в тексте сказки,
отражают еѐ идею или содержание. Творческое
задание: коллективное придумывание
продолжения текста сказки по предложенному
началу (не менее 3 предложений).
Группировка книг с фольклорными (народными) и
литературными (авторскими) сказками, называть
и аргументировать выбор книги, рассказывать о
самостоятельно прочитанной книге, ориентируясь
на обложку, иллюстрации, оглавление.
Дифференцированная работа: работа в парах по
заполнению таблицы, проверка работы под
руководством учителя.
Упражнение в чтении вслух разножанровых
произведений о детях (использовать слоговое,
плавное чтение с переходом на чтение словами
без пропусков и перестановок букв и слогов).
Не менее 6 произведений по выбору, например: К.

Практичес
кая
работа,
контрольн
ая работа,

https://resh.edu.ru/

Д. Ушинский «Играющие собаки», «Худо тому,
кто добра не делает никому», Л. Н. Толстой
«Косточка», В. Г. Сутеев «Чей же гриб?», Е. А.
Пермяк «Самое страшное», «Торопливый ножик»,
В. А. Осеева «Плохо», «Три товарища», А. Л.
Барто «Подари, подари», «Я — лишний», Н. М.
Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев
«Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет». Беседа по
выявлению понимания прочитанного
произведения: ответы на вопросы о впечатлении
от произведения, определение темы (о детях) и
главной мысли произведения, анализ заголовка.
Работа с текстом произведения: читать по частям,
характеризовать героя, отвечать на вопросы к
тексту произведения, подтверждая ответ
примерами из текста. Выразительное чтение по
ролям диалогов героев; учебный диалог:
обсуждение прочитанного произведения,
оценивание поступков героев произведений,
осознание нравственно-этического содержания
произведения, высказывание и аргументация
своего мнения. Составление рассказа о герое по
предложенному алгоритму; упражнение в
формулировании предложений с использованием
вопросительного слова с учѐтом фактического
содержания текста (где? как? когда? почему?).
Задание на восстановление последовательности
событий в прочитанных произведениях; пересказ
(устно) содержания произведения с опорой на
вопросы и на предложенный план; работа в парах:
сравнение предложенных учителем произведений
по указанным критериям и заполнение таблицы.
Проверка работы по готовому образцу; работа по
группам с книгами о детях: рассматривание,
чтение заголовка и автора произведения,
нахождение указанного произведения,
ориентируясь на содержание (оглавление). Выбор

устный
опрос,
самооценк
ас
использов
анием
«Оценочн
ого листа»

1.3.

Произведения о
родной природе

6

1

книги для самостоятельного чтения по совету
взрослого или с учѐтом рекомендательного
списка. Рассказ о прочитанной книге
(произведении): составление высказывания о
содержании (не менее 2 предложений)
Слушание и чтение поэтических описаний картин
природы (пейзажной лирики); беседа по
выявлению понимания настроения, переданного
автором (радость, грусть, удивление и др.),
определение темы стихотворных произведений
(трѐх-четырѐх по выбору). Работа с текстом
произведения: различение на слух стихотворного
и нестихотворного текста, определение
особенностей стихотворной речи (ритм,
созвучные слова (рифма), нахождение слов и
словосочетаний, которые определяют звуковой
рисунок текста (например, «слышать» в тексте
звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот
ледохода»). Анализ стихотворного текста,
составление интонационного рисунка с опорой на
знаки препинания; выразительное чтение
стихотворений с опорой на интонационный
рисунок; сравнение произведений на одну тему
разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка
примчалась…», А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок),
«Травка зеленеет…», С. Д. Дрожжин «Пройдѐт
зима холодная…», С. А. Есенин «Черѐмуха», И. З.
Суриков «Лето», «Зима», Т. М. Белозѐров
«Подснежники», С. Я. Маршак «Апрель», И. П.
Токмакова «Ручей», «Весна», И. С. СоколовМикитов «Русский лес». Учебный диалог о своих
впечатлениях, эстетическом восприятии
прослушанных произведений и составление
высказывания (не менее 3 предложений).
Рассматривание репродукций картин и
характеристика зрительных образов, переданных в
художественном произведении. Например, И. Э.

Контрольн https://resh.edu.ru/
ая работа,
устный
опрос,
самооценк
ас
использов
анием
«Оценочн
ого листа»

1.4.

Устное народное
творчество — малые
фольклорные жанры

4

1

1.5.

Произведения о
братьях наших
меньших

7

1

1

Грабарь «Март», «Иней. Восход солнца», А. А.
Рылов «Цветистый луг», И. И. Шишкин «Рожь»,
В. Д. Поленов «Золотая осень», И. И. Левитан
«Осень» и др.;
Чтение наизусть стихотворений о родной природе
(не менее 2). Выбор книги по теме «Произведения
о родной природе» с учѐтом рекомендованного
списка; работа с книгами: рассматривание,
самостоятельное чтение, представление
прочитанного произведения;
Составление списка авторов, которые писали о
природе (с помощью учителя)
Упражнение в чтении вслух (использовать
слоговое плавное чтение с переходом на чтение
словами без пропусков и перестановок букв и
слогов), соблюдение норм произношения,
расстановка ударений при выразительном чтении.
Анализ потешек, считалок, загадок: поиск
ключевых слов, помогающих охарактеризовать
жанр произведения и назвать его (не менее шести
произведений. Учебный диалог: объяснение
смысла пословиц, соотнесение их с содержанием
произведения;
разыгрывание в совместной деятельности
небольших диалогов с учѐтом поставленной цели
(организация начала игры, веселить, потешать);
Драматизация потешек; игра «Вспомни и назови»:
определение жанров прослушанных и
прочитанных произведений: потешка, загадка,
сказка, рассказ, стихотворение.
Слушание произведений о животных. Например,
произведения Н. И. Сладкова «Без слов», «На
одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И.
Чарушина «Про Томку», А. Л. Барто «Страшная
птица», «Вам не нужна сорока?»; беседа по
выявлению понимания прослушанного
произведения, ответы на вопросы о впечатлении

Практичес
кая
работа,
контрольн
ая работа,
устный
опрос,
самооценк
ас
использов
анием
«Оценочн
ого листа»

https://resh.edu.ru/

Контрольн https://resh.edu.ru/
ая работа,
устный
опрос,
самооценк
ас
использов

от произведения. Самостоятельное чтение
анием
произведений о животных, различение
«Оценочн
прозаического и стихотворного текстов.
ого листа»
Например, Е. А. Благинина «Котѐнок», «В лесу
смешная птица», «Жук, жук, где твой дом?», Э.
Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов
«Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой
щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова
«Купите собаку», «Разговор синицы и дятла», И.
А. Мазнин «Давайте дружить». Учебный диалог
по обсуждению прочитанного произведения:
определение темы и главной мысли, осознание
нравственно-этического содержания произведения
(любовь и забота о братьях наших меньших,
бережное отношение к природе);
работа с текстом: нахождение в тексте слов,
характеризующих героя (внешность, поступки) в
произведениях разных авторов (трѐх-четырѐх по
выбору). Например, Н. И. Сладков «Лисица и
Ёж», М. М. Пришвин «Ёж», Ю. Н. Могутин
«Убежал», Б В Заходер «Ёжик», Е. И. Чарушин
«Томка», «Томка и корова», «Томкины сны»;
Упражнение на восстановление
последовательности событий в произведении:
чтение по частям, придумывание заголовка к
каждой части, составление плана (под
руководством учителя); пересказ (устно)
содержания произведения с соблюдением
последовательности событий с опорой на
ключевые слова; работа с текстом произведения:
характеристика героев. Задание на сравнение
художественного и научно-познавательного
текстов: сходство и различия, цель создания,
формулировка вопросов к фактическому
содержанию текста. Например, В. Д. Берестов
«Лягушата», В. В. Бианки «Голубые лягушки», М.
С. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. В. Сапгир

1.6.

Произведения о
маме

3

1

1

«Кошка», загадки о животных
Беседа по выявлению понимания
прослушанного/прочитанного произведения,
ответы на вопросы о впечатлении от
произведения, понимание идеи произведения:
любовь к своей семье, родным, Родине — самое
дорогое и важное чувство в жизни человека.
Например, слушание и чтение произведений П. Н.
Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю.
Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н.
Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В.
Митяева «За что я люблю маму», В. Д. Берестова
«Любили тебя без особых причин…», Г. П. Виеру
«Сколько звѐзд на ясном небе!», И. С. СоколоваМикитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по
выбору, не менее 1 автора);
работа с текстом произведения: поиск и анализ
ключевых слов, определяющих главную мысль
произведения, объяснение заголовка, поиск
значения незнакомого слова с использованием
словаря. Учебный диалог: обсуждение значения
выражений «Родина-мать», «Родина любимая —
что мать родная», осознание нравственноэтических понятий, обогащение духовнонравственного опыта учащихся: заботливое
отношение к родным в семье, внимание и любовь
к ним. Выразительное чтение стихотворений с
выделением ключевых слов, с соблюдением норм
произношения;
Рассказ по предложенному плану о своѐм родном
крае, городе, селе, о своих чувствах к месту.
Задания на проверку знания названия страны, в
которой мы живѐм, еѐ столицы;
Работа в парах: заполнение схемы, проверка и
оценка своих результатов. Чтение наизусть с
соблюдением интонационного рисунка
произведения (не менее 2 произведений по

Практичес
кая
работа,
контрольн
ая работа,
устный
опрос,
самооценк
ас
использов
анием
«Оценочн
ого листа»

https://resh.edu.ru/

1.7.

Фольклорные и
авторские
произведения о
чудесах и фантазии

4

1

выбору). Самостоятельное чтение книг,
выбранных по теме «О Родине, о семье» с учѐтом
рекомендованного списка, представление
(рассказ) о прочитанном произведении по
предложенному алгоритму.
Упражнение в чтении стихотворных произведений
о чудесах и превращении, словесной игре и
фантазии (не менее трѐх произведений).
Например, К. И. Чуковский «Путаница», И. П.
Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. М.
Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой
волшебной…», В В Лунин «Я видела чудо», Р. С.
Сеф «Чудо», Б. В. Заходер «Моя вообразилия», Ю.
П. Мориц «Сто фантазий», Ю. Тувим «Чудеса»,
английские народные песни и небылицы в
переводе К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.
Работа с текстом произведения: выделение
ключевых слов, которые определяют
необычность, сказочность событий произведения,
нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение
за ритмом стихотворного текста, составление
интонационного рисунка с опорой на знаки
препинания, объяснение значения слова с
использованием словаря. Беседа на тему «О каком
чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений
от прочитанного произведения в высказывании
(не менее 3 предложений) или в рисунке. Задание
на сравнение произведений на одну тему разных
авторов: прозаическое или стихотворное, жанр
(рассказ, стихотворение, сказка, загадка,
скороговорка, потешка).
Выразительное чтение стихотворений с опорой на
интонационный рисунок. Задание на развитие
творческого воображения: узнай зрительные
образы, представленные в воображаемой ситуации
(например, задание «Кто живѐт в кляксах?»,
«Каких животных ты видишь в проплывающих

Контрольн https://resh.edu.ru/
ая работа,
устный
опрос,
самооценк
ас
использов
анием
«Оценочн
ого листа»

1.8.

Библиографическая
культура (работа с
детской книгой)

облаках?»). Дифференцированная работа:
определение фрагмента для устного словесного
рисования, выделение слов, словосочетаний,
отражающих содержание этого фрагмента.
Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по
определѐнной теме; участие в беседе: обсуждение
важности чтения для развития и обучения,
использование изученных понятий в диалоге;
группировка книг по изученным разделам и
темам; поиск необходимой информации в
словарях и справочниках об авторах изученных
произведений; рассказ о своих любимых книгах
по предложенному алгоритму; рекомендации по
летнему чтению, оформление дневника читателя.

1

Итого по разделу:
40
Резервное время
12
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 132
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

13

устный
опрос,
самооценк
ас
использов
анием
«Оценочн
ого листа»

https://resh.edu.ru/

11

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.

3.

Тема урока

Развитие речи. (8 ч) Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,

Количество часов
всег контр практи
о
ольн
ческие
ые
работы
работ
ы
1

Дата
изучени
я

Виды, формы контроля

Устный опрос

1

Устный опрос

1

Устный опрос

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух
Слово и предложение. (5 ч) Различение слова и предложения. Работа с
предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение
предложения.
Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта
изучения, материала для анализа.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

11.

Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного
запаса. Включение слов в предложение

1

12.

Осознание единства звукового состава слова и его значения

1

13.

Осознание единства звукового состава слова и его значения

1

14.

Фонетика (27 ч)
Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове.

1

15.

1

16.
17.

Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным
звуком.
Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков.
Установление последовательности звуков в слове и количества звуков.

18.

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

1

19.

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели
звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели

1

20.

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели
звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели

1

21.

Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели
звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели

1

22.

Особенность гласных звуков.

1

23.

Особенность согласных звуков.

1

24.

Различение гласных и согласных звуков.

1

25.

Определение места ударения. Различение гласных ударных и безударных.

1

26.

Определение места ударения. Различение гласных ударных и безударных.

1

27.

Ударный слог.

1

1
1

1
1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Практическая работа
Контрольная работа
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка

28.

Ударный слог.

1

29.

Твѐрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция.

1

30.
31.
32.

Твѐрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция.
Различение твѐрдых и мягких согласных звуков.
Дифференциация парных по твѐрдости — мягкости согласных звуков.

1
1
1

33.

Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения
терминов «звонкость», «глухость»).

1

34.

Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения
терминов «звонкость», «глухость»).

1

35.

Слог как минимальная произносительная единица.

1

36.

Слогообразующая функция гласных звуков.

1

37.

Определение количества слогов в слове. Слогообразующая функция гласных
звуков.

1

38.

Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые
однозначные случаи)

1

39.

Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые
однозначные случаи)

1

40.

Деление слов на слоги (простые однозначные случаи)

1

1
1

с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Практическая работа
Контрольная работа
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка

41.

Деление слов на слоги (простые однозначные случаи)

1

42.

Чтение. Графика.(70 ч) Формирование навыка слогового чтения (ориентация
гласный звук). Звук и буква.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). Звук и
буква.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). Звук и
буква.

1

45.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). Звук и
буква.

1

46.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Буква как знак звука.

1

47.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Буква как знак звука.

1

48.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Буква как знак звука.

1

49.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Различение звука и
буквы.

1

50.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Различение звука и
буквы.

1

51.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Различение звука и
буквы.

1

52.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Различение звука и
буквы.

1

53.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Буквы,

1

43.
44.

1
1

1
1

с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Практическая работа
Контрольная работа
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка

обозначающие гласные звуки.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Буквы,
обозначающие гласные звуки.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Буквы,
обозначающие гласные звуки.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

57.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

58.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

59.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

60.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Буквы гласных как показатель твѐрдости — мягкости согласных звуков.

1

61.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Буквы гласных как показатель твѐрдости — мягкости согласных звуков.

1

62.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Буквы гласных как показатель твѐрдости — мягкости согласных звуков.

1

63.

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку и при списывании. Овладение слоговым принципом
русской графики.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку и при списывании. Овладение слоговым принципом
русской графики.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку и при списывании. Овладение слоговым принципом
русской графики.
Орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании. Функции

1

54.
55.
56.

64.

65.

66.

1
1

1

1

1

1
1

с использованием
«Оценочного листа»
Практическая работа
Контрольная работа
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка

67.

68.

69.

букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука
и указание на твѐрдость или мягкость предшествующего согласного.
Орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании. Функции
букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука
и указание на твѐрдость или мягкость предшествующего согласного.
Орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании. Функции
букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука
и указание на твѐрдость или мягкость предшествующего согласного.
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку. Функции букв е, ѐ, ю, я

1

1

1

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку. Функции букв е, ѐ, ю, я
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку. Функции букв е, ѐ, ю, я

1

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Овладение слоговым принципом русской графики.

1

77.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Овладение слоговым принципом русской графики.

1

78.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Овладение слоговым принципом русской графики.

1

70.
71.

72.

73.

74.

75.

76.

1

1

1

1

1

1

с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Практическая работа
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). (6 ч) Восприятие
текста произведений художественной литературы и устного народного
творчества.
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) (6 ч). Реальность и
волшебство в сказке.

1

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) (6 ч) Событийная
сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказке.
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) (6 ч). Фольклорная
и литературная (авторская) сказка: сходство и различия.

1

85.

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) (6 ч). Отражение
сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.

1

86.

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) (6 ч).
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные
качества (отношение к природе, людям, предметам)
Произведения о детях и для детей (9 ч).
Понятие «тема произведения» (общее представление).

1

Произведения о детях и для детей (9 ч)
Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? Какие качества
воспитывает?). Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота,
труд
Произведения о детях и для детей (9 ч ) Произведения одной темы, но разных
жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере
произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева).
Произведения о детях и для детей (9 ч) Произведения одной темы, но разных
жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере
произведений Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто).
Произведения о детях и для детей (9 ч )

1

79.
80.
81.

82.

83.

84.

87.

88.

89.

90.

91.

1

1
1

Контрольная работа

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Контрольная работа

1

1

1

1

1

1

1

Практическая работа

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка

92.

93.

94.
95.
96.

97.

98.

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка
(общее представление на примере произведений Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа
и др.).
Произведения о детях и для детей (9 ч) Характеристика героя произведения,
общая оценка поступков. Осознание нравственно-этических понятий: друг,
дружба, забота, труд
Произведения о детях и для детей (9 ч). Характеристика героя произведения,
общая оценка поступков

с использованием
«Оценочного листа»
1

1

Произведения о детях и для детей (9 ч ).. Понимание заголовка произведения,
его соотношения с содержанием произведения и его идеей.
Произведения о детях и для детей (9 ч ) Подбор заголовков к различным
текстам. Нравственно-этическая оценка поступков героев произведения
Произведения о родной природе (6 ч). Восприятие и самостоятельное чтение
поэтических произведений о природе. Тема поэтических произведений: звуки и
краски природы, времена года, человек и природа; Выразительное чтение
поэзии.
Произведения о родной природе (6 ч). Особенности стихотворной речи,
сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление).

1

Произведения о родной природе (6 ч). Тема поэтических произведений: звуки и
краски природы, времена года, человек и природа.

1

1

1
1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Практическая работа
Контрольная работа

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Контрольная работа

Произведения о родной природе (6 ч). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине,
природе родного края.
100. Произведения о родной природе (6 ч). Особенности стихотворной речи,
сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление).
Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении.
101. Произведения о родной природе (6 ч). Иллюстрация к произведению как
отражение эмоционального отклика на произведение. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса
102. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (4 ч).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка,
пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать).

1

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

103. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (4 ч). Особенности

1

Устный опрос, самооценка

99.

1

1

1

разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор.
Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы —
проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных
правил
104. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (4 ч).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка,
пословица, их назначение . Выразительное чтение. Смысл

с использованием
«Оценочного листа»

1

1

Практическая работа

105. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (4 ч).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка,
пословица, их назначение, различение среди других произведений, примеры,
образцы
106. Произведения о братьях наших меньших (7ч). Животные — герои произведений.
Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных —
воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным.
107. Произведения о братьях наших меньших (7ч). Характеристика героя: описание
его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями
произведения.

1

108. Произведения о братьях наших меньших (7ч). Виды текстов: художественный и
научно-познавательный, их сравнение. Осознание нравственно-этических
понятий: любовь и забота о животных

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

109. Произведения о братьях наших меньших (7ч)
Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий:
любовь и забота о животных

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

110. Произведения о братьях наших меньших (7ч). Животные — герои произведений.
Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь,
взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к
герою.
111. Произведения о братьях наших меньших (7ч). Животные — герои произведений.
Авторское отношение к герою.

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

112. Произведения о братьях наших меньших (7ч). Животные — герои произведений.
Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Контрольная работа

1

Контрольная работа

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

1

1

113. Произведения о маме (3 ч). Восприятие и самостоятельное чтение
разножанровых произведений о маме, папе, семье Осознание и описание
нравственных позиций

1

114. Произведения о маме (3 ч). Восприятие и самостоятельное чтение
разножанровых произведений о маме, папе, семье. Осознание нравственноэтических понятий: чувство любви как привязанность, ответственности,
проявление любви и заботы о родных людях

1

115. Произведения о маме (3 ч). Восприятие и самостоятельное чтение
разножанровых произведений о маме, папе, семье (на примере доступных
произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В.
Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру и др.). Осознание нравственноэтических понятий:чувство ответсвенности в семье, любви как привязанность
одного человека к другому родителей к ребѐнку, детей к родителям, близким),
проявление любви и заботы о родных людях
116. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (4 ч). Сочетание в
произведении реалистических событий с необычными, сказочными,
фантастическими

1

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

117. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (4 ч).
Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном
проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира.

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

118. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (4 ч). Создание
сказок или вымышленных историй: цель, результат

1

119. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (4 ч). Сочетание в
произведении реалистических событий с необычными, сказочными,
фантастическими. Их цель, создание, анализ результатов.

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Контрольная работа

120. Библиографическая культура (работа детской книгой) (1 ч) Представление о
том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление,
иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать
тематический каталог при выборе книг в библиотеке
121. О Родине, героические страницы истории. Тема поэтических произведений:
Родина, природа родного края. Настроение, которое рождает поэтическое

1

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
1

Практическая работа

Контрольная работа

1

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
1

Практическая работа

произведение. Отражение нравственной идеи в произведении. Резервный час
122. О Родине, героические страницы истории. Тема поэтических произведений:
Родина, природа родного края. Резервный час

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

123. О Родине, героические страницы истории. Тема поэтических произведений:
Родина, природа родного края. Отражение нравственной идеи в произведении.
Резервный час

1

124. Творчество великих поэтов и писателей. Герои произведений. Структура
текстов. Осознание нравственно-этических понятий. Резервный час

1

125. Творчество великих поэтов и писателей. Характеристика героя: описание его
внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения.
Авторы, авторское отношение к героям произведения. Резервный час

1

126. Творчество великих поэтов и писателей. Тема произведения, герои
произведений. Отношение к героям произведений. Резервный час

1

127. Творчество великих поэтов и писателей. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений (на примере доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И.
Тютчева, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина,
Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака). Выразительное чтение поэзии.
Роль интонации при выразительном чтении. Резервный час

1

128. Творчество великих поэтов и писателей. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений (на примере доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И.
Тютчева, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина,
Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака). Особенности стихотворной
речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление).
Резервный час
129. По страницам любимых книг. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о природе, Родине, семье (на примере доступных произведений).
Выразительное чтение Резервный час

1

130. По страницам любимых книг. Самостоятельное чтение произведений о природе,
Родине, семье (на примере доступных произведений). Роль интонации, темпа,
тембра при выразительном чтении. Резервный час

1

1

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

1

Практическая работа

Устный опрос, самооценка
с использованием
«Оценочного листа»

131. По страницам любимых книг. Самостоятельное чтение любимых произведений .
Выразительное чтение. Умение интересно рассказать о прочитанном. Резервный
час
132. Творчестве поэтов и писателей ХХ века . Представление о том, что книга —
источник необходимых знаний. Умение использовать тематический каталог при
выборе книг в библиотеке. Умение рассказать о книге. Резервный час
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Контрольная работа

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»

1

132

13

11

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 частях
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 частях
Методические материалы для учителя
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа
России». 1-4 классы
Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
Образовательная онлайн-платформа
https://uchi.ru/

Единое содержание общего образования
https://edsoo.ru/
Музеи России
http://www.museum.ru/
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/
Цифровой сервис «Начинайзер»
https://shop.prosv.ru/nachinajzer-obuchenie-gramote-russkij-yazyk-1-klass-pomoshh-roditelyam21468?utm_source=schoolrussia.prosv.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=school-russia.prosv.ru&utm_referrer=school-russia.prosv.ru
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Звукобуквенная лента
Комплект таблиц для демонстрации техники письма на линейках и в клетку
Комплект таблиц для начальной школы «Русский язык. Предложение»
Набор таблиц «Словарные слова»

Набор цифр, букв и знаков
Набор звуковых схем (раздаточный)
Комплект наглядных пособий «Грамматические разборы»
Модель-аппликация «Набор звуковых схем»
Портреты детских писателей
1. Ханс Кристиан Андерсен
2. Вильгельм Гримм
3. Якоб Гримм
4. Петр Павлович Ершов
5. Иван Андреевич Крылов
6. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
7. Самуил Яковлевич Маршак
8. Сергей Владимирович Михалков
9. Николай Николаевич Носов
10. Константин Георгиевич Паустовский
11. Шарль Перро
12. Александр Сергеевич Пушкин
13. Алексей Николаевич Толстой
14. Константин Дмитриевич Ушинский
15. Корней Иванович Чуковский
Экранно-звуковые пособия:
Видеобукварь. Д.И.Тихомиров. Е.Н.Тихомирова
Видеофильм. Чтение. Обучение по методике Н.А. Зайцева
Видеофильм. Сказка про сказку
Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 – 2 класс
«Весѐлые уроки» Основы грамоты. Учимся читать. З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений : Литературное чтение. («Школа
России»). Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л.
Ф. Климановой и др. Составители: Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. 1 класс
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010
Комплект настольных развивающих игр по литературе
Поговорки – цветочки,
Пословицы – ягодки
Комплекты цветных диапозитивов с методическими комментариями

Расскажи о человеке.
Сочини рассказ
Сказки Пушкина в иллюстрациях И. Билибина
Сказка в произведениях Виктора Васнецова
Лесная кладовая
Логика в картинках


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».