Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная щкола № 1 Утверждаю Директс/р МОУ СОШ № 1 /Дягилева М.В./ При к ^ /№ ' 54/2 от «28'» августа 2023г. J Ш J s *■<* I Учебные планы среднего общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной щколы № 1 ГО Богданович на 2023-2025 учебный год Пояснительная записка к учебным планам среднего общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 ГО Богданович на 2023- 2025 учебный год Организационные характеристики учебного плана Учебный план среднего общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 ГО Богданович (далее МОУ СОШ №1) является нормативным документом, определяющим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы промежуточной аттестации на уровне среднего общего образования. Учебный план разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 12 августа 2022 г.) и на основе Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года №371 Организация образовательного процесса Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным графиком, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СП 2.4.3648-20 санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Фдерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""), Уставом МОУ СОШ №1. Аудиторная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели; общий объем допустимой аудиторной нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 10, 11 классов не более 7 уроков. Аудиторная нагрузка обучающихся включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям и составляет не более 37 часов в неделю. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты на его выполнение не превышали (в астрономических часах) 3,5 ч. Продолжительность учебного года в 10, 11-х классах - 34 учебные недели без учета государственной итоговой аттестации в 11-х классах и учебных сборов в 10-х классах. Учебный год начинается 1 сентября. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2516 часов. Образовательная деятельность в 10, 11 классах организуется в условиях 6-дневной учебной недели. Учебные занятия проводятся в одну смену. Начало занятий в 8-00, продолжительность урока составляет 40 минут. Целью учебного плана М О У СОШ №1 является создание условий для реализации модели старшей школы, соответствующей требованиям ФГОС СОО и позволяющей получить результат обучения по программам среднего общего образования, достаточный для дальнейшего самоопределения выпускников в современном обществе. Учебный план среднего общего образования направлен на реш ение следующих задач: • обеспечить условия для качественного выполнения требований ФГОС среднего общего образования; • обеспечить выполнение в полном объеме программ углубленного и базового изучения предметов в рамках выбранного профиля обучения в соответствии с выбором обучающихся; • реализовать принцип интеграция урочной и внеурочной деятельности; • обеспечить обучающимся возможность получения глубоких знаний по предметам, развития умений интегрировать знания смежных областей научного познания; • сохранить и укрепить физическое и психологическое здоровье обучающихся; • организовать образовательную деятельность, обеспечивающую качественное современное образование, позволяющее выпускникам занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МОУ СОШ №1. Содержательные особенности учебного плана Принцип построения учебного плана для 10-11 классов основан на идее двухуровнего (базового и профильного) освоения предметного содержания отдельных предметных областей. Изучение отдельных предметов на базовом уровне направлено на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы углубленного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения. Профилизация обеспечивает индивидуальный подход к содержанию обучения старшеклассников и создает условия для их самореализации в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. На основе социального заказа родителей (законных представителей) и обучающихся в МОУ СОШ №1 сформированы учебные планы в рамках гуманитарного и социально- экономического профилей. Учебный план каждого профиля включает: - не менее 13 обязательных учебных предметов: русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности; - не менее 2 учебных предметов для изучения на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области; - курс «Индивидуальный проект»; - курсы по выбору обучающихся. Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественно научные предметы», и «Иностранные языки». В МОУ СОШ №1 гуманитарный профиль предусматривает изучение следующих предметов на углубленном уровне: история, обществознание. Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и другими. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные преимущественно из предметных областей «Общественно-научные предметы», «Математика и информатика». В МОУ СОШ №1 социально экономический профиль предусматривает изучение следующих предметов на углубленном уровне: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика, обществознание. Формируемая части УП СОО разработана в соответствии с результатами опроса родителей и обучающихся. В учебном плане представлены курсы по выбору, которые выполняют три основные функции: • развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; • "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным; • удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Для реализации права выбора обучающимися курсов предлагаются следующие варианты: «Практикум по решению математических задач», «Обучение сочинениям разных жанров», «Основы профориентации. Черчение», «Общая физическая подготовка», «Основные вопросы орфографии и пунктуации» (11 класс), «Основные вопросы информатики» (11 класс) Система оценивания курсов по выбору определяется рабочей программой учителя. При этом балльная система оценивания не используется. Основанием для изучения курсов по выбору является заявление родителей (законных представителей) обучающихся. Обязательным элементом учебного плана является выполнение обучающимися индивидуального проекта. Индивидуальный проект - особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Для реализации индивидуального проекта каждому обучающемуся в учебном плане отведено 34 часов. Выполнение индивидуального проекта регламентируется Положением об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МОУ СОШ №1. В связи с тем, что УП СОО выступает одним из ключевых механизмов реализации ООП СОО и направлен на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов, каждый предмет в составе УП СОО несет свою содержательную нагрузку и влияет на общие эффекты освоения обучающимися ООП СОО. В Таблице 1 кратко представлен развивающий и воспитывающий потенциал обязательных предметов УП СОО и курсов по выбору. Таблица 1 Развивающий и воспитывающий потенциал УП СОО П редмет / курс Роль в освоении Программы УУД Роль в освоении Программы воспитания Русский язык Развитие языковой основы Приобщение к культурным образцам мышления и речи. Развитие опыта русского языка как источнику применения изобразительно духовной консолидации народов и выразительных средств языка в этносов многонациональной России. устной и письменной Овладение функциональными коммуникации стилями языка как условия успешной самореализации в обществе Расширение навыков работы с Овладение примерами литературного Литература текстом. наследия России. Овладение приемами интерпретации авторской позиции, Иностранный язык История Обществознание Формирование духовного облика и нравственных ориентиров старшеклассника ключевой идеи текста; аргументации своего отношения к содержанию текста Развитие коммуникативных Расширение поликультурного опыта навыков и толерантности Развитие навыков учебного Понимание значимости России в исследования (извлечение, мировых политических и социально сопоставление и систематизация экономических процессах информации и др.) Развитие глобальных компетенций. Становление общероссийской идентичности и гражданской Развитие навыков саморегуляции и ответственности. Формирование целостного представления о социального самосозидания. духовной и экономической жизни Расширение способов выражения общества География Математика Информатика Физика Химия Биология Физическая культура ОБЖ Индивидуальный проект активной гражданской позиции Обогащение научной картины мира; развитие навыков учебного исследования Развитие логических операций. Становления опыта статистической обработки данных Развитие экологической культуры и роли человека в гео-экологических процессах Саморазвитие. Расширение опыта научного познания мира Развитие ИКТ-компетенций. Осознанный выбор цифровых инструментов в учебной и квазиФормирование основ медиа профессиональной деятельности коммуникаций Обогащение опыта проведения Развитие естественно-научного межпредметных исследований мировоззрения. Осознанный познавательный интерес к комплексу явлений окружающей действительности Развитие навыков саморегуляции, Развитие устойчивого ценностного самоконтроля отношения к ЗОЖ Развитие готовности к Развитие внутренней мотивации к самообразованию на протяжении безопасному поведению в личных и всей жизни общественных интересах Систематизация познавательных, Готовность к осознанному выбору регулятивных и коммуникативных сферы будущей профессиональной деятельности УУД в ходе выполнения проекта Информационно-методическое обеспечение учебного плана При реализации учебного плана использованы учебники и УМК, принадлежащие к завершенной предметной линии и соответствующие ФУП Норма обеспеченности учебными изданиями определена из расчета: - один учебник в печатной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана. Формы промежуточной аттестации Формами промежуточной аттестации являются: - письменная проверка - письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; -устная проверка - устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок Иные формы промежуточной аттестации: - стартовые диагностические работы на начало учебного года; - административные контрольные работы - интегрированные контрольные работы; - тематические проверочные (контрольные) работы; - проекты; - диагностические задания; - самоанализ и самооценка. Стартовая диагностическая работа проводится в начале сентября. Позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении отметки за четверть. Административные контрольные работы проводятся, как правило, по окончании четверти и года и включают проверку сформированности предметных результатов. Практические и творческие работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом. Количество данных работ по каждому предмету определено в рабочей программе учителя. Годовая промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с расписанием, утверждаемым директором школы. Промежуточная аттестация проводится во время учебных занятий в рамках учебного расписания. Расписание проведения контрольных мероприятий доводится до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законны представителей) не позднее, чем за две недели до их начала. В расписании предусматривается не более одного вида контроля в день для каждого ученика, не менее 2-х дней для подготовки к следующему контролю. Итоговое сочинение как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся 11 класса в декабре последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Годовая аттестация проводится на основе результатов полугодовых аттестаций (10-11 классы), и представляет собой результат полугодовой аттестации в случае, если учебный предмет, курс осваивался обучающимся в срок одного полугодия, либо среднее арифметическое результатов полугодовых аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одного полугодия. Округление результата проводится в пользу обучающегося. Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления в пользу обучающегося. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательным учреждением с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления родителей, законных представителей обучающегося. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации в устной форме. Оценка является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика. При вынесении оценки во внимание принимаются все отметки, полученные обучающимися в результате выполнения письменных работ и устных ответов и отраженные в классном журнале. Выражается в отметке, выставленной по пятибалльной системе. Полугодовая отметка выставляются при наличии пяти и более текущих отметок за соответствующий период. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательного учреждения. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Образовательное учреждение создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. Результаты годовой аттестации являются основанием для допуска обучающихся 11 -х классов к государственной (итоговой) аттестации. Решением педагогического совета школы к государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся 11 -х классов, не имеющие академической задолженности и в полном объёме выполнившие учебный план МОУ СОШ №1 (имеющие годовые отметки по всем предметам учебного плана а 10 и 11 класс не ниже удовлетворительных) и получившие зачет при проведении итогового сочинения по литературе. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена. Для последней категории выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Порядок проведения ЕГЭ и порядок проведения государственного выпускного экзамена определяются Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебный план среднего общего образования может корректироваться по окончанию учебного года в связи с публикацией новых нормативных документов, сопровождающих ФГОС СОО. Предметная область Учебный предмет Количест во часов за 2 года 10-й класс (34 учеб. недель) 11-й класс (34 учеб. недели) Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год* Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год* О бязательная часть Русский язык и литература Русский язык 136 2 68 2 68 Литература 204 3 102 3 102 Иностранные языки Иностранный язык 204 3 102 3 102 Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа 136 2 68 2 68 Геометрия 136 2 68 2 68 Вероятность и статистика 68 1 34 1 34 Информатика 68 1 34 1 34 Химия 68 1 34 1 34 Биология 68 1 34 1 34 Физика 136 2 68 2 68 История 272 4 136 4 136 Обществознание 272 4 136 4 136 География 68 1 34 1 34 Физическая культура 136 2 68 2 68 Основы безопасности жизнедеятельности 68 1 34 1 34 Индивидуальный проект 34 1 34 2074 31 1054 30 1020 Практикум по решению математических задач 68 1 34 1 34 Обучение сочинениям разных жанров 68 1 34 1 34 Основы профориентации. Черчение 68 1 34 1 34 Общая физическая подготовка 68 1 34 1 34 Основные вопросы орфографии и пунктуации 34 1 34 Основные вопросы информатики 34 1 34 Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10-11 -х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого 2414 36 1224 Естественно-научные предметы Общественно - научные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Итого Ч асть, формируемая участниками образовательных отношений 35 1190 Предметная область Учебный предмет Количест во часов за 2 года 10-й класс (34 учеб. недель) 11-й класс (34 учеб. недели) Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год* Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год* О бязательная часть Русский язык и литература Русский язык 136 2 68 2 68 Литература 204 3 102 3 102 Иностранные языки Иностранный язык (английский язык) 204 3 102 3 102 Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа 272 4 136 4 136 Геометрия 204 3 102 3 102 Вероятность и статистика 68 1 34 1 34 Информатика 68 1 34 1 34 Химия 68 1 34 1 34 Биология 68 1 34 1 34 Физика 136 2 68 2 68 История 136 2 68 2 68 Обществознание 272 4 136 4 136 География 68 1 34 1 34 Физическая культура 136 2 68 2 68 Основы безопасности жизнедеятельности 68 1 34 1 34 Индивидуальный проект 34 1 34 2142 32 1088 31 1054 Практикум по решению математических задач 68 1 34 1 34 Обучение сочинениям разных жанров 68 1 34 1 34 Основы профориентации. Черчение 68 1 34 1 34 Общая физическая подготовка 68 1 34 1 34 Основные вопросы орфографии и пунктуации 34 1 34 Основные вопросы информатики 34 1 34 Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10-11 -х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого 2482 37 1258 Естественно -научные предметы Общественно - научные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Итого Ч асть, формируемая участниками образовательных отношений 36 1224 План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы Разговоры о важном Россия - мои горизонты (профориентация) Дополнительные главы по химии Основы экологии Количество часов в неделю 10 11 1 1 1 1 Право ИТОГО недельная нагрузка 4 1 1 1 1 1 5