Настольный теннис

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Утверждено

Принято

МОУ СОШ № 1

на заседании педагогического совета

М.В. Дягилева

Протокол № 13 от 05.07.2023

17» июля 2023 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Возраст участников: 11 - 17лет
Срок реализации - 1 год

Составитель:
Черных Сергей Аркадьевич
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

г. Богданович, 2023

Содержание программы
№ п.п.
1

Наименование

Стр.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей

1. 3
3

программы

2

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

5

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

7

1.4.

Планируемые результаты

12

Комплекс

организационно-педагогических

условий,

13

включая формы аттестации

3

2.1.

Условия реализации программы

13

2.2.

Формы контроля и оценочные материалы

15

Список литературы

16

2

1.1. Пояснительная записка

Актуальность
Рабочая программа дополнительного образования по настольному теннису
на этапе начальной подготовки составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля
2023 года)
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от
31 марта 2022 года № 678-р)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации т 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
4. СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»
Актуальность
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых
помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые
правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился
популярностью
ее
в
детской
среде,
доступностью,
широкой
распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и,
естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и
эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на
создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к
познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Занятия
настольным
теннисом
способствуют
развитию
и
совершенствованию у занимающихся основных физических качеств –
выносливости, координации движений,
скоростно-силовых качеств,
формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а
3

также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю,
чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой
и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий,
направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать
свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил,
преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств
и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия
для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять
контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при
неудаче не падать духом.
Формируя
на
основе
вышеперечисленного
у
обучающихся
поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими
техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить
внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области
оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в
связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания
развивается гиподинамия. Решить
проблему, призвана программа
дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на
удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании
функциональности организма.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему
занятости свободного времени детей, формированию физических качеств,
пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической
культуры и спорта.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.
Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень
популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной
спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического
воспитания и всестороннего физического развития.
Отличительной
особенностью
данной
образовательной
программы является упор на изучение новейших тактических действий и
приёмов, и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть
более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения
активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют
объединять мальчиков и девочек в одну группу.
4

Адресат программы
Данная программа составлена для учащихся 11-17 лет (5-11) классов
общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного
образования. Ее основным направлением является комплексный подход к
получению учащимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в
творческом объединении).
Объем общеразвивающей программы - 2 часа в неделю, 68 часов в год
Уровневость –Стартовый уровень
Форма организации детей
индивидуально-игровая, в парах.

на

Форма
проведения
занятий:
комбинированное, соревновательное.

занятии:

групповая,

индивидуальное,

игровая,

практическое,

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств,
овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся
посредством занятий настольным теннисом.
ЗАДАЧИ:
Образоват ельные
 дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
 научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
 обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Разви вающие
 развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;
 развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
 формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга.
Воспит ат ельные
 способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
 воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
 пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности
среди
подростков,
а
также
профилактика
наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.

5

1.3. Содержание общеобразовательной программы
Учебный (тематический) план
2 часа в неделю (68 часов в год)

№
п/п

Наименование темы

1

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности

2
3

Краткий исторический обзор
развития настольного тенниса в
России
Правила игры в настольный
теннис

Количество часов
практи
всего
теория
ка

Формы
контроля

1

1

Предваритель
ный

1

1

оперативный

1

1

оперативный

4

Общая и специальная физическая
подготовка

25

5

Основы техники игры

20

4

16

6

Основы тактики игры

5

2

3

7

Контрольные игры и
соревнования

5

5

2

2

2

2

Констатирую
щий

6

Текущий
коррекционн
ый

8
9

10

Тестирование
Контрольные нормативы по
общей и специальной физической
подготовке
Учебные игры
Итого:

25

6
68

9

Текущий
Текущий
коррекционн
ый
Текущий
коррекционн
ый
Текущий
коррекционн
ый
Текущий

59

6

Содержание учебного (тематического) плана
№ п/п

Содержание занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Изучение правил игры
и техника безопасности.
Гигиена
и
врачебный
контроль.
Изучение элементов стола и ракетки.
Набивание мяча ладонной стороной
ракетки. Хватка ракетки.
Набивание мяча тыльной стороной
ракетки. Открытая и закрытая ракетка.
Набивание мяча поочередно ладонной и
тыльной стороной ракетки.
Изучение хваток. Изучение плоскостей
вращения мяча. Изучение выпадов.
Передвижение игрока приставными
шагами.
Совершенствование выпадов, хваток,
передвижения. Обучение подачи.
Обучение техники подачи прямым
ударом, совершенствование плоскостей
вращения мяча.
Обучение подачи «Маятник». Играподача.
Учебная игра с элементами подач.
Обучение подачи «Веер», техника
подачи «Маятник», соревнования в
группах.
Совершенствование подачи «Маятник»,
«Веер», техника отскока мяча в игре.
Обучение техники «срезка» мяча.
Совершенствование техники срезки в
игре.
Совершенствование техники «срезки»
слева, справа. Игра с применением
срезок.
Учебная игра с ранее изученными
элементами.
Соревнование в подгруппах.
Совершенствование техники движения
ногами, руками в игре, техника подач.
Совершенствование техники постановки
руки в игре, расстояния до стола, высота

1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
7

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

отскока.
Обучение техники «наката» в игре.

1

Изучение вращения мяча в «накате».
Обучение техники «наката» слева,
справа.
Совершенствование техники «наката»,
применение в игре.
Занятие по совершенствование подач,
срезок, накатов.
Учебная игра по совершенствованию
изученных элементов в игре теннис.
Изучение техники вращения мяча и
движение руки в элементе «подставка».
Применение «подставки» в игре.
Изучение техники выполнения
«подставки» слева.
Изучение техники выполнения
«подставки» справа
Занятия по совершенствованию техники
элемента «подставка» слева, справа.
Совершенствование в группах по
качеству элементов игры.

1
1

Изучение техники элемента «подрезка»,
движение руки, ракетки, ног.
Применение элемента «подрезка» в игре.
Совершенствование элемента
«подрезка» справа, слева в
отрабатывание на столе.
Совершенствование изученных
элементов в игре.
Изучение технического приёма «свеча».
Совершенствование технического
приёма «свеча» в игре.
Занятие с применением изучаемым
приёмом «свеча».
Учебная игра для совершенствования
учебных элементов.
Изучение элемента «топ-спин».
Изучение элементов «топ-спин» справа,
слева.
Совершенствование приёмов «топспина» в игре
Занятия для совершенствование ранее

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

56.
57.
58.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

изученных элементов
Учебная игра, соревнования среди
занимающихся.
Игра накатами справа по диагонали.
Актуальность настольного тенниса.
Игра накатами слева по диагонали.
Движение ракеткой и корпусом
Сочетание наката справа и слева в
правый угол стола.
Выполнение наката справа в правый и
левый углы стола.
Откидка слева со всей левой половины
стола (кол-во ошибок за 3 мин).
Сочетание откидок справа и слева по
всему столу (кол-во ошибок за 3 мин).
Выполнение подачи справа накатом в
правую половину стола (по 10 попыток).
Выполнение подачи справа откидкой в
левую половину стола (по 10 попыток).
Дневник самоконтроля. Ортостатическая
проба. Измерение давления и ЧСС.
Передвижения у стола, работа ног,
выпады. Перемещение центра тяжести
игрока.
Обучение
игру
ударом-толчок.
Набивание мяча на ракетке.
Влияние на организм и роль физической
подготовки. Дыхательные упражнения.
Игровые приёмы в настольном теннисе и
способы их выполнения.
Стили
игры:
нападение,
защита,
комбинированная игра. Учебная игра.
Занятие по совершенствование подач,
срезок, накатов.
Учебная игра по совершенствованию
изученных элементов в игре теннис.
Изучение техники вращения мяча и
движение руки в элементе «подставка».
Применение «подставки» в игре.
Изучение техники выполнения
«подставки» слева.
Изучение техники выполнения
«подставки» справа
Занятия по совершенствованию техники

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

68.

элемента «подставка» слева, справа.
Совершенствование в группах по
качеству элементов игры.

1

Содержание программы
Теоретические сведения – 9 часов
 Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях
 игры в настольный теннис;
 Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
 Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
 настольным теннисом;
 Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
 Сведения о строении и функциях организма человека;
 Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена,
 самоконтроль на занятиях настольным теннисом;
 Правила игры в настольный теннис;
 Действующие правила игры, терминология;
 Перспективы дальнейшего развития правил;
 Влияние правил игры на её развитие.
 Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;
2. Общефизическая подготовка – 12 часов (развитие двигательных
качеств)
 Подвижные игры
 ОРУ
 Бег
 Прыжки
 Метания
3. Специальная физическая подготовка –13 часов
 Упражнения для развития прыжковой ловкости
 Упражнения для развития силы
 Упражнения для развития выносливости
 Упражнения для развития гибкости
 Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -20 часов
 техника хвата теннисной ракетки
 жонглирование теннисным мячом
 передвижения теннисиста
 стойка теннисиста
 основные виды вращения мяча
10




подачи мяча: «маятник», «челнок»
удары по теннисному мячу (удар без вращения – «толчок», удар с нижним
вращением – «подрезка»)
 подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»,
 удары по теннисному мячу:
 удар без вращения – «толчок»
 удар с нижним вращением – «подрезка»
 удар с верхним вращением – «накат»
 удар «топ-спин» - сверхкрученый удар;
Совершенствовать подачи:
 по диагонали;
 «восьмерка»;
 в один угол стола;
 по подставке справа;
 по подрезке справа;
 топ спин справа по подрезке справа;
 топ спин слева по подрезке слева;
 Совершенствовать технику приёма «кручёная свеча»;
 Совершенствовать технику приёма плоский удар.
 подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»,
 удары по теннисному мячу:
 удар без вращения – «толчок»
 удар с нижним вращением – «подрезка»
 удар с верхним вращением – «накат»
 удар «топ-спин» - сверхкрученый удар;
5. Тактика игры – 5 часов
- Подачи мяча в нападении;
- Прием подач ударом;
- Удары атакующие, защитные;
- Удары, отличающиеся по длине полета мяча
- Удары по высоте отскока на стороне соперника
Подачи:
- атакующие, направленные на непосредственный выигрыш очка;
- подготавливающие атаку;
- защитные, не позволяющие противнику атаковать.
Прием подач ударом:
- атакующим;
- подготовительным;
- защитным.
6. Учебная игра – 6 часов
- парные игры
- «игра защитника против атакующего»
11

- «игра атакующего против защитника»
7. Контрольные игры,
нормативы – 7 часов.

соревнования,

тестирование,

контрольные

1.4. Планируемые результаты:
К концу учебного года воспитанники должны:
- Освоить правильную хватку и стойку;
- Овладеть элементами настольного тенниса (накат, подрезка, подача с
верхним вращением);
- Освоить связную игру;
- Овладеть различными способами передвижения у стола.
На
этапе
начальной
подготовки
зачисляются
учащиеся
общеобразовательных
школ, желающие заниматься спортом и имеющие
письменное разрешение врача-педиатра по заявлению родителей. На этом
этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа,
направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной
специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на
учебно-тренировочный этап подготовки.
1. Личностные результаты:
 развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из
спорных ситуаций;
 формирование умений наблюдать за своим самочувствием, его
контролем;
 развитие нравственных и волевых качеств, развития психических
процессов и свойств личности;
 развитие навыков анализировать и объективно оценивать результаты
собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
 формирование умений, направленных на ведение здорового образа
жизни,
 содействие правильному физическому развитию,
 развитие мотивов спортивной тренировки и личностный смысл занятий в
спортивной секции.
2. Метапредметные результаты:
 формирование умений организовывать и проводить со сверстниками
подвижные игры и элементарные соревнования;
 развитие жизненно важные двигательных навыков и умений различными
способами, в различных условиях;
 формирование
способности конструктивно разрешать конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
12

 развитие

умения распределять функции и роли в совместной
деятельности и осуществлять взаимный контроль;
 развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки,
повышения работоспособности и укрепления здоровья.
3. Предметные результаты:
• овладение основными приемами техники и тактики игры;
• приобретение необходимых теоретических знаний;
• повышение специальной, физической, тактической подготовки
школьников по теннису;
• подготовка учащихся к соревнованиям по теннису.

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение
 теннисные столы – 4 шт.
 ракетки для настольного тенниса – 25 шт.
 мячи для настольного тенниса – 100 шт.
 гантели переменной массы – 20 шт.
 мячи набивные – 10 шт.
 перекладина гимнастическая – 3 шт.
 стенка гимнастическая – 4 шт.
 скамейки гимнастические – 4 шт.
Занятия проводятся в спортивном зале. Программа реализуется педагогом
дополнительного образования, имеющим первую квалификационную
категорию, прошедшим дополнительную профессиональную подготовку.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ видео, показ (выполнение) педагогом).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы
такие способы, как:
 наблюдение активности на занятии;
 беседа с обучающимися, родителями;
Оценку образовательных результатов учащихся по программе следует
проводить в виде:
 тестирования;
 упражнения-соревнования, игры-соревнования;
 открытых занятий.
Для проведения итоговой аттестации: по результатам изучения курса
используется: тестирование по ОФП и СФП, а главным критерием оценки
учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность
14

трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки
Развиваемое физическое
качество
1. Быстрота
2. Координация
3. Скоростно-силовые
качества
4. Силовая выносливость
5. Техническое мастерство

Контрольные упражнения (тесты)
юноши
Бег 30 м (не более 5,6 с.)
Прыжки через скакалку за
30 с (не менее 35 раз)
Прыжки в длину с места (не
менее 155 см)
Подтягивание на
перекладине (не менее 5 раз)

девушки
Бег 30 м (не более 5,9 с.)
Прыжки через скакалку за
30 с (не менее 30 раз)
Прыжки в длину с места (не
менее 150 см)
Сгибание и разгибание рук
в упоре лежа (не менее 7
раз)
Обязательная техническая программа

15

Список литературы
Литература для педагога
1. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11)
3. Постановление Правительства Свердловской области №503-ПП от
06.08.2019г.
О
системе
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»
Барчукова Г.В. Настольный теннис для всех., М., ФиС, 2008 г
Правила настольного тенниса. – М. 2012.
- «Теория и методика настольного тенниса» под ред. профессора Г.В.
Барчуковой. М.: «Академия», 2006
- Барчукова Г.В настольный теннис. Правила игры, судейство и
организация соревнований – М.: Физическая культура и Спорт, 2005
- Журавский В.П. Настольный теннис - такая простая и сложная игра. –
Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007
Список дополнительной литературы
- Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра. – М.:
ФиС, 2000.
- Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в
настольном теннисе. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры»,
2001
Литература для обучающихся и родителей
1. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра М.: ФиС, 2010 г.
2. Баргугова Г.В. Игра, доступная всем М.: ФиС, 2010 г.
3. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД.,
2014.
4. Коротков И.М. Подвижные игры. – М.:Физкультура и спорт, 2018.
5. Серова Л.К. Умей владеть ракеткой М.: ФиС, 2019 г.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».