07.09.2020
Уважаемые родители!
Социально-психологическое тестирование обучающихся проводится на всей территории Российской Федерации
с 2014 года в различных типах образовательных организаций. Это
общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и организации
высшего профессионального образования.
Употребление
несовершеннолетними наркотических и других психоактивных веществ превратилось в
проблему,
представляющую серьезную угрозу для здоровья подрастающего поколения. В ГСУ ГУ
МВД по Свердловской области подведены итоги работы по расследованию
преступлений, совершенных несовершеннолетними в первом квартале 2020 года. Об
этом журналистов проинформировал глава пресс-службы регионального главка
полиции Валерий Горелых.
По его данным, преступность
несовершеннолетних – это совокупность совершаемых преступлений лицами в
возрасте от 14 до 18 лет. Она является составной частью общей преступности, но
имеет свои специфические особенности. Для такого возраста весьма характерны
излишняя категоричность суждений, неуравновешенность, неспособность оценить
ситуацию с учетом всех обстоятельств и т.д. Подростки действуют, как правило, в
соучастии, чаще всего они руководствуются корыстными или хулиганскими
побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, либо чувством
ложного товарищества.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 20 Уголовного кодекса
Российской Федерации, уголовной
ответственности подлежит лицо, достигшие ко времени совершения преступления
шестнадцатилетнего возраста. По отдельным категориям преступлений, относящихся
к подследственности следователей органов внутренних дел, уголовная
ответственность, согласно ч.2 ст. 20 УК РФ, наступает с четырнадцатилетнего
возраста. Например, кража группой лиц по предварительному сговору, с незаконным
проникновением в помещение либо иное хранилище, с причинением значительного
ущерба.
Такая категория преступлений в отчетном периоде составила большую
половину уголовных дел, расследуемых следователями органов предварительного следствия
МВД по Свердловской области, что составляет 57,4 %.
Среди основных причин употребления наркотических
и психоактивных веществ среди несовершеннолетних специалисты называют
молодежную субкультуру, пропагандирующую наркопотребление как элемент моды,
отсутствие занятости в свободное время, веру в миф, что от наркотиков легко
отказаться и так далее.
В целом, анализ годовых показателей свидетельствует о положительной
тенденции к снижению в данном направлении.
Но, несмотря на положительную тенденцию, наблюдаемую в Свердловской области
в последние годы, проблема, связанная с
употреблением несовершеннолетними наркотических и других психоактивных веществ,
остается актуальной.
Законом устанавливается компетенция образовательных организаций по
обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления
наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения
СПТ обучающихся.
Информирование о целях и организации проведения СПТ
За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по
меньшей мере три тревожные тенденции.
Первая – синтетические
наркотики.
Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а
эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают,
что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с
начальной школы. Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, с каждым
годом синтетические наркотики становятся все более и более смертоносными, и
одновременно скрытыми. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить
употребление наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в
необратимую стадию – зависимость.
Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к
тяжелым медицинским и социальным потерям. При отсутствии профилактических
мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных наркоманией.
Вторая тревожная тенденция –
подростковый суицид. Огромный медийный эффект имела тема так называемых «групп
смерти». Это паблики ВКонтакте, в которых подростки следовали за своими
кураторами, что в процессе этой игры приводило их к самоповреждению, либо даже
к совершению суицида. Этот факт показал, что современные подростки имеют
интерес к теме суицида. Этот феномен диагностирует суицидальную наклонность у
многих подростков. Дети не чувствуют себя устойчиво в этом мире. Они не находят
себя среди социальных возможностей.
Третья – подростковая
делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме
подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража
шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и
резонансные эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило
асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто
по уличным законам жить не умеет.
Задача
социально-психологического тестирования – выявить у детей исключительно личностные
(поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных
обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска
возможного вовлечения в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом
ресурсов психологической устойчивости личности.
Социально-психологическое тестирование проводится в образовательных
организациях области в соответствии со
следующими нормативно правовыми актами:
• Федеральный закон от
07.06.2013г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления
наркотических средств и психотропных веществ».
• Приказ Министерства
просвещения РФ от 20. 02. 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения
социально психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных
организациях и профессиональных образовательных организациях».
• Распоряжение Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области.
Следует отметить, что с прошлого 2019/2020 ученого года процедура
проведения социально-психологического тестирования в части использования
инструмента кардинально поменялась. Данный факт, прежде всего, связан с внедрением Единой методики для
выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий,
формирующих психологическую готовность к зависимому поведению.
При тестировании осуществляется
оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения
факторов риска и факторов защиты, с целью организации адресной и системной
работы с обучающимися, направленной на профилактику вовлечения в потребление
наркотических и психоактивных веществ.
Полученные результаты СПТ носят
прогностический, вероятностный характер. Методика не может быть использована ни
при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной
зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания
или алкоголизм), постановки на различные виды учета.
В обобщенном виде они будут
использованы при планировании (корректировки) профилактической работы в
образовательной организации, где учится ребенок.
Основные
принципы проведения социально-психологического тестирования:
• принцип добровольности: в СПТ принимают участие обучающиеся в возрасте от 13
лет при наличии письменных информированных согласий одного из родителей
(законных представителей), обучающиеся в возрасте от 15 лет и старше такое
согласие дают самостоятельно. Достаточно согласия одного из родителей ученика;
• принцип ненаказуемости: результаты СПТ не являются основанием для применения
мер дисциплинарного наказания;
• принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за
помощью к психологу;
• принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования
сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям
(законным представителям), при условии его несовершеннолетия.
Важно!
В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами СПТ проводится конфиденциально и не предполагает
представления персональной информации о его результатах в какие-либо органы и
ведомства.
В целях выполнения данного принципа соблюдается ряд условий:
1. Кодирование персональных
данных в образовательной организации при организации и проведении СПТ.
2. Каждому обучающемуся,
принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код
участника, который делает невозможным персонификацию данных.
3. Список индивидуальных кодов
и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в
учебном заведении у ответственного за тестирование в соответствии с законом «О
персональных данных».
4. Контроль со стороны
администрации образовательной организации за работой с конфиденциальной
информацией.
Тестирование проводится c помощью
автоматизированной системы дистанционного анкетирования в режиме online
через портал анонимного психологического тестирования, то есть обучающиеся не
авторизуются на портале.
Обработка результатов СПТ
проходит без персональных данных.
В целях обеспечения анонимности во время проведения тестирования не
допускается свободное общение и перемещение обучающихся или членов Комиссии по
кабинету.
Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время
отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии,
который, как гарант соблюдения законности и прав обучающихся, будет находится в
каждом кабинете, где проводится СПТ.
В аудитории, где проводится тестирование, допускается присутствие в
качестве наблюдателей родителей обучающихся.
Конфиденциальность при
хранении результатов СПТ обеспечивает администрация образовательной
организации.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.09.2020
Дата обновления: 07.09.2020
Дата публикации: 07.09.2020