Актуальность проведения СПТ

07.09.2020

Уважаемые родители!

Социально-психологическое тестирование обучающихся проводится на всей территории Российской Федерации с 2014 года в различных типах образовательных организаций. Это общеобразовательные организации, профессиональные           образовательные      организации   и             организации высшего профессионального образования.

Употребление несовершеннолетними наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу для здоровья подрастающего поколения. В ГСУ ГУ МВД по Свердловской области подведены итоги работы по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними в первом квартале 2020 года. Об этом журналистов проинформировал глава пресс-службы регионального главка полиции Валерий Горелых.

По его данным, преступность несовершеннолетних – это совокупность совершаемых преступлений лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Она является составной частью общей преступности, но имеет свои специфические особенности. Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т.д. Подростки действуют, как правило, в соучастии, чаще всего они руководствуются корыстными или хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, либо чувством ложного товарищества.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. По отдельным категориям преступлений, относящихся к подследственности следователей органов внутренних дел, уголовная ответственность, согласно ч.2 ст. 20 УК РФ, наступает с четырнадцатилетнего возраста. Например, кража группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище, с причинением значительного ущерба.

Такая категория преступлений в отчетном периоде составила большую половину уголовных дел, расследуемых следователями органов предварительного следствия МВД по Свердловской области, что составляет 57,4 %.

Среди основных причин употребления наркотических и психоактивных веществ среди несовершеннолетних специалисты называют молодежную субкультуру, пропагандирующую наркопотребление как элемент моды, отсутствие занятости в свободное время, веру в миф, что от наркотиков легко отказаться и так далее.

В целом, анализ годовых показателей свидетельствует о положительной тенденции к снижению в данном направлении. Но, несмотря на положительную тенденцию, наблюдаемую в Свердловской области в последние годы, проблема, связанная с употреблением несовершеннолетними наркотических и других психоактивных веществ, остается актуальной.  

Законом устанавливается компетенция образовательных организаций по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения СПТ обучающихся. 

 

Информирование о целях и организации проведения СПТ

 

За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по меньшей мере три тревожные тенденции.

Первая – синтетические наркотики. Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают, что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы. Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, с каждым годом синтетические наркотики становятся все более и более смертоносными, и одновременно скрытыми. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в необратимую стадию – зависимость.  Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям. При отсутствии профилактических мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных наркоманией. 

Вторая тревожная тенденция – подростковый суицид. Огромный медийный эффект имела тема так называемых «групп смерти». Это паблики ВКонтакте, в которых подростки следовали за своими кураторами, что в процессе этой игры приводило их к самоповреждению, либо даже к совершению суицида. Этот факт показал, что современные подростки имеют интерес к теме суицида. Этот феномен диагностирует суицидальную наклонность у многих подростков. Дети не чувствуют себя устойчиво в этом мире. Они не находят себя среди социальных возможностей.

Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и резонансные эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.  

Задача социально-психологического тестирования – выявить у детей исключительно личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. 

Социально-психологическое тестирование проводится в образовательных организациях области в соответствии со следующими нормативно правовыми актами: 

      Федеральный закон от 07.06.2013г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

      Приказ Министерства просвещения РФ от 20. 02. 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».

      Распоряжение Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.

Следует отметить, что с прошлого 2019/2020 ученого года процедура проведения социально-психологического тестирования в части использования инструмента кардинально поменялась. Данный факт, прежде всего, связан с внедрением Единой методики для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению. 

При тестировании осуществляется оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, с целью организации адресной и системной работы с обучающимися, направленной на профилактику вовлечения в потребление наркотических и психоактивных веществ.

Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. Методика не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.

В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) профилактической работы в образовательной организации, где учится ребенок. Хочу такой сайт

Основные принципы проведения социально-психологического тестирования:

      принцип добровольности: в СПТ принимают участие обучающиеся в возрасте от 13 лет при наличии письменных информированных согласий одного из родителей (законных представителей), обучающиеся в возрасте от 15 лет и старше такое согласие дают самостоятельно. Достаточно согласия одного из родителей ученика;

      принцип ненаказуемости: результаты СПТ не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;

      принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу;

      принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия.

Важно!

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами СПТ проводится конфиденциально и не предполагает представления персональной информации о его результатах в какие-либо органы и ведомства. 

В целях выполнения данного принципа соблюдается ряд условий:

1.      Кодирование персональных данных в образовательной организации при организации и проведении СПТ.

2.      Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных.

3.      Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в учебном заведении у ответственного за тестирование в соответствии с законом «О персональных данных».

4.      Контроль со стороны администрации образовательной организации за работой с конфиденциальной информацией.

Тестирование проводится c помощью автоматизированной системы дистанционного анкетирования в режиме online через портал анонимного психологического тестирования, то есть обучающиеся не авторизуются на портале. 

Обработка результатов СПТ проходит без персональных данных. 

В целях обеспечения анонимности во время проведения тестирования не допускается свободное общение и перемещение обучающихся или членов Комиссии по кабинету. 

Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, который, как гарант соблюдения законности и прав обучающихся, будет находится в каждом кабинете, где проводится СПТ.

В аудитории, где проводится тестирование, допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей обучающихся.

Конфиденциальность при хранении результатов СПТ обеспечивает администрация образовательной организации.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.09.2020

Дата обновления: 07.09.2020

Дата публикации: 07.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».