УП АООП НОО ЗПР

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
ГО Богданович

Утверждаю
ктор МОУ COLU №1
ягилева М.В.
г 2024 г.

Пр.№

М.П.

J
Учебный план
АООП НОО
для обучающихся с задержкой
психического развития
(вариант 7.1 и вариант 7.2)

5N eve 6 •> /
. ‘Ч N S 'r i 1'1' ■,< > ./»

. ‘<8 о н е ' ^

г. Богданович

Пояснительная записка

Учебный план,
реализующий федеральные адаптированные основные
общеобразовательные программы начального общего образования 1-4 классов для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является частью
адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего
образования
муниципального
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №1. Учебный план предусматривает обучение детей с ОВЗ в
условиях общеобразовательного класса.
Нормативно-правовые основания учебного плана

1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

Учебный план составлен в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
Федеральный закон от 19.12.2023 г №618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015
№35847)
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г №1023 «Об
утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 №26
«Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (вместе с СанПиН 2.4.2.3286-15
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.08.2015 г).
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861 «Об
утверждении Порядка воспитания и обучении детей-инвалидов на дому и в
негосударственных образовательных учреждениях».
О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ
Министерства Просвещения России № 36 от 28.02.2023 года
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119
"О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства
просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников"
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016
№ ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.11.2015
№ 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении
практик по образованию детей с ОВЗ)».
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015
№ 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ».
12. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 06.04.2016 №02-01-82/2941 «О направлении методических
рекомендаций по организации специальных условий получения образования для
детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК»
13. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ
от 15.07.2013
14. Устав МОУ СОШ № 1
Обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам НОО
осуществляется в условиях общеобразовательного класса.
Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей
областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём
учебной нагрузки обучающихся.
Учебный план направлен на реализацию основных целей и задач, стоящих перед
школой, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, повышение качества образования и реализацию
таких программных установок как индивидуализация обучения, развитие личности
обучающихся, социализация и профессиональная ориентация.
Режим обучения и недельная нагрузка обучающихся
Продолжительность учебного года, сроки каникул определяются годовым
календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не
позднее 1 сентября. Учебный год в 1-4 классах делится на четверти. Обучение в 1 классе
осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- предусмотрено использование «ступенчатого» режима обучения в первом
полугодии (в сентябре, октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - 4 урока по 40 минут
каждый);
- проведение не более 4 уроков в день (допускается проведение 5-го урока один раз в
неделю за счет урока физической культуры);
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
- продолжительность урока 40 минут;
- домашнее задание обучающимся по адаптированным программам в 1 классе не
задается;
- дополнительные недельные каникулы для 1 класса в середине третьей четверти;
- промежуточная аттестация обучающихся 1 класса не проводится (безотметочное
обучение).
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется
следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок
проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации,
уроки-игры и др. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и
совершенствование двигательной активности обучающихся. Уроки в нетрадиционной
форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей.
Аудиторная
учебная
нагрузка
обучающихся
с
ОВЗ
в
условиях
общеобразовательных классов состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из
часов внеурочной деятельности. Она определена на основе санитарно-гигиенических

требований СанПин 2.4.2.2821-10 для обучающихся с ОВЗ, в т.ч. на дому - по
индивидуальному плану.
Сменность и режим занятий определяются годовым календарным учебным
графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней в целях
сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Учебный план является нормативной основой для составления расписания учебных
занятий и тарификации педагогического состава.
При формировании и реализации данного учебного плана предусмотрено
обеспечение основных направлений региональной политики в сфере образования, в том
числе:
- реализация адаптированных основных образовательных программ обучения для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе в
условиях интегрированных форм образования;
- применение электронного обучения, проектных образовательных технологий с
учетом медицинских показаний к организации обучения детей данной категории.
Использование учебно-методических комплектов

При формировании перечня учебников, учебно-методических комплектов школа
руководствовалась приказами Минобрнауки России об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования. Кроме того, при осуществлении
образовательной деятельности школа пользуется учебниками, находящимися в
библиотеке районного обменного фонда.
1.
Учебный план, реализующий федеральную адаптированную основную
общеобразовательную программу обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1) в условиях общеобразовательного класса

Учебный план МОУ СОШ №1, реализующий ФАОП НОО для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.1) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных
областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том
числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам. Учебный план учитывает сроки освоения ФАОП НОО (вариант 7.1)
обучающимися за 4 года.
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФОП НОО.
Коррекционно-развивающая область (5 часов) является обязательной частью
внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями. Выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий осуществляется исходя из психофизических
особенностей обучающихся на основании рекомендаций ТО ПМПК. Часы коррекционно­
развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное
время. На индивидуальные коррекционные занятия или занятия в малых группах (до 3
человек) отводится по 20 минут.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное). Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой

частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Реализация данного учебного плана предоставляет возможность получения
Стандарта образования обучающимися, позволяет достигнуть целей образовательных
программ основного образования, удовлетворяет социальному заказу родителей, запросам
и познавательным интересам обучающихся.
2.
Индивидуальный учебный план, реализующий адаптированную
основную общеобразовательную программу обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2) в условиях общеобразовательного класса

Учебный план МОУ СОШ №1, реализующий ФАОП НОО обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно­
развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно­
развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в соответствии с
АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана
не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.,
которая организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно­
развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в
современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для

индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут
проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие педагогические работники ОУ (учитель начальных классов, учитель-логопед,
педагог-психолог, социальный педагог и др.).
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ФАОП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка - 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение
коррекционных занятий.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяется расписанием занятий.
Для развития потенциала обучающихся с ЗПР (в т.ч. обучающихся на дому по
состоянию здоровья), которые в силу особенностей психофизического развития
испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться
с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в
рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, формы образования).
Для первой ступени общего образования обучающихся с ЗПР выбран вариант 1
федерального примерного учебного плана (для образовательных организаций, в которых
обучение ведётся на русском языке).
Сроки освоения ФАОП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет,
с обязательным введением 1 дополнительного класса.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия (а также
на занятия в малых группах) отводится 20 мин.
Реализация данного учебного плана предоставляет возможность получения
Стандарта образования обучающимися, позволяет достигнуть целей образовательных
программ основного образования, удовлетворяет социальному заказу родителей, запросам
и познавательным интересам обучающихся.
Учебный план
по адаптированной основной общеобразовательной программе
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
в условиях общеобразовательного класса
Срок реализации 5 лет

Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
1
дополнит

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ельный
класс
Обязательная часть

Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный
язык
(английский)

Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики

Математика
Окружающий
мир
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Музыка
Изобразительно
е искусство
Труд
(технология)
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)

Искусство
Технология
Физическая
культура
Итого

5

5

5

4

4

4

4

4

4

3

-

-

-

1

1

4

4

4

4

4

2

2

2

2

2

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3

21

21

21

21

21

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Иностранный язык
Русский язык
Итого
Максимально допустимая
недельная нагрузка
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно­
развивающую область):
Коррекционно-развивающая
область

коррекционно-развивающие
занятия
ритмика
Внеурочная деятельность

21

21

2
23

1
1
23

1
1
23

21

23

23

23

23

10
7

10
7

10
7

10
7

10
7

6

6

6

6

6

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».