Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 ГО Богданович ДИ1 Пр.№ /Ч о Утверждаю стор МОУ СОШ №1 ______ Дягилева М.В. » n4i{/6/n6L 2024 г. иия, С* Sey' об|Ute0 S> Ко <>аъръ VW го6^ 070' «<3>\i>О5\ 0\ (Г > ф 7^ (1в в! • Т Т {U ГГ Учебный план АООП НОО для общающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) \ * г. Богданович О л , °оЛ/ Л/ 1 ^ °1 О/ С- СГ|/ ? ** *7 о «7 - л - . У Пояснительная записка Учебный план, реализующий федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования 1-4 классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является частью адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1. Учебный план предусматривает обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса или обучения на дому. Нормативно-правовые основания учебного плана 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Учебный план составлен в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ Федеральный закон от 19.12.2023 г №618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 №35847) Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г №1023 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г). Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучении детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства Просвещения России № 36 от 28.02.2023 года Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)». 11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 12. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2016 №02-01-82/2941 «О направлении методических рекомендаций по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК» 13. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ от 15.07.2013 14. Устав МОУ СОШ № 1 Обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется через вариативные формы получения образования и путём организации специального сопровождения: в условиях обучения в общеобразовательном классе или на дому (по медицинским показаниям) по индивидуальному учебному плану. Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся. Учебный план направлен на реализацию основных целей и задач, стоящих перед школой, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение качества образования и реализацию таких программных установок как индивидуализация обучения, развитие личности обучающихся, социализация и профессиональная ориентация. Режим обучения и недельная нагрузка обучающихся Продолжительность учебного года, сроки каникул определяются годовым календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября. Учебный год в 1-4 классах делится на четверти. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - предусмотрено использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - 4 урока по 40 минут каждый); - проведение не более 4 уроков в день (допускается проведение 5-го урока один раз в неделю за счет урока физической культуры); - организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; - обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - продолжительность урока 40 минут; - домашнее задание обучающимся по адаптированным программам в 1 классе не задается; - дополнительные недельные каникулы для 1 класса в середине третьей четверти; - промежуточная аттестация обучающихся 1 класса не проводится (безотметочное обучение). Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры и др. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование двигательной активности обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей. Аудиторная учебная нагрузка обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных классов состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов внеурочной деятельности. Она определена на основе санитарно-гигиенических требований СанПин 2.4.2.2821-10 для обучающихся с ОВЗ, в т.ч. на дому - по индивидуальному плану. Сменность и режим занятий определяются годовым календарным учебным графиком, который утверждается приказом директора школы не позднее 1 сентября. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Учебный план является нормативной основой для составления расписания учебных занятий и тарификации педагогического состава. При формировании и реализации данного учебного плана предусмотрено обеспечение основных направлений региональной политики в сфере образования, в том числе: - реализация адаптированных основных образовательных программ обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе в условиях интегрированных форм образования; - применение электронного обучения, проектных образовательных технологий с учетом медицинских показаний к организации обучения детей данной категории. Использование учебно-методических комплектов При формировании перечня учебников, учебно-методических комплектов школа руководствовалась приказами Минобрнауки России об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Кроме того, при осуществлении образовательной деятельности школа пользуется учебниками, находящимися в библиотеке районного обменного фонда. Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с нарушениями опорно двигательного аппарата (вариант 6.2) в условиях обучения на дому. Учебный план МОУ СОШ №1, реализующий ФАОП НОО для обучающихся с НОДА фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план учитывает сроки освоения АООП НОО с НОДА (вариант 6.2) обучающимися за 5 лет. Для обучения выбран второй вариант федерального учебного плана ФАОП НОО для обучающихся с НОДА, который предполагает возможность введения только 1 часа иностранного языка в неделю, так как двигательные нарушения разной степени выраженности, дефицит познавательных и социальных способностей у обучающихся с НОДА, осложненные речевыми, в том числе дизартрическими нарушениями, нарушениями зрения и (или) слуха затрудняют освоение основ иностранного языка. Иностранный язык может изучаться в игровой форме, как развивающий языковые возможности обучающихся. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть включает в себя обязательные для изучения учебные предметы обязательных предметных областей и определяет максимальный объём учебного времени, отводимого на изучение образовательных программ общего образования. В данной части полностью реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в соответствии с ФГОС, которые обеспечивают единство образовательного пространства Свердловской области и гарантируют овладение выпускниками общеобразовательной организации планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных, обеспечивающих возможность для продолжения дальнейшего образования. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена двумя учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». Основными задачами реализации содержания являются: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир», который является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях и знаний правил дорожного движения. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена предметом «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ). ОРКСЭ реализуется в 4 классе как обязательный предмет в объёме 1 часа в неделю (34 часа в год). Выбор модулей ОРКСЭ («Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры») для изучения обучающимися осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) обучающихся. Отметки за курс не выставляются, по итогам каждой четверти выставляется зачет/незачет и выводится итоговая отметка за учебный год. Изучение предметов эстетического цикла в предметной области «Искусство» направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебные предметы данной предметной области «Музыка» и «Изобразительное искусство» изучается отдельно. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд (технология)». Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Адаптивная физическая культура». Учителя активно внедряют инновационные методики и технологии физического воспитания, повышающие интерес к занятиям физической культуры и формирующие творческую активность, и самостоятельность; используют в полной мере школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, природные ландшафты; учитывают региональные и местные особенности территории (национальные игры, популярные виды спорта), максимально используют возможности светового дня. При реализации данного варианта учебного плана с подготовительного по 4 класс 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется использовать на изучение учебного предмета "Русский язык". Это позволит учитывать трудности в формировании графомоторных навыков, а также формировать альтернативные способы письма в случаях, если формирование этих навыков затруднено или невозможно. С подготовительного по 4 класс 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется использовать на изучение учебного предмета "Математика", что обусловлено низким уровнем готовности к школе, выраженными двигательными расстройствами, медленным и неустойчивым формированием пространственных, плоскостных и первоначальных математических представлений, замедленным темпом усвоения учебного материала. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Подгот. I II III IV Обязательная часть Русский язык и Русский язык 4 4 4 4 4 литературное чтение 4 4 4 4 3 Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык 1 1 1 4 4 4 4 4 Математика и информатика Математика Окружающий мир 1 1 2 2 2 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных Основы 1 культур и светской этики религиозных культур и светской этики 1 1 1 1 1 Искусство Музыка 1 1 1 1 1 Изобразительное искусство Технология Труд (технология) 1 1 1 1 1 Физическая культура Адаптивная 3 3 3 3 3 физическая культура 19 19 21 21 21 Итого: Часть учебного плана, формируемая 2 2 2 2 2 участниками образовательного процесса при 5 дневной неделе Русский язык 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Математика Предельно допустимая аудиторная учебная 21 21 23 23 23 нагрузка при 5-дневной учебной неделе Кол-во учебных недель 33 33 34 34 34 Внеурочная деятельность 10 10 10 10 10 5 5 5 5 5 индивидуальные и групповые занятия по программе коррекционной работы другие направления внеурочной деятельности 5 5 5 5 5 31 31 33 33 33 Всего Всего 20 19 3 20 8 1 5 5 5 15 101 10 5 5 111 168 50 25 25 161