Ребенок и гаджеты: организация полезного досуга в условиях семьи.

20.05.2022

Ребенок и гаджеты: организация полезного досуга в условиях семьи.

   

Ни для кого не секрет, что в современном мире с каждым годом возраст населения, использующего гаджеты, «молодеет». Если раньше детей старались всячески ограждать от использования мобильных телефонов и компьютеров, то сейчас эти средства наоборот стали одной из важных составляющих жизни общества. Например, уже нет ни одного первоклассника, не использующего смартфон или «умные часы». Это связано, отчасти, с тем, что родителям важно, чтобы ребенок был всегда доступен, чтобы можно было позвонить и проверить, вернулся ли он из школы, успел ли в музыкальную, художественную или спортивную секцию и занимался ли домашним заданием.

 

Еще одна причина повсеместного распространения гаджетов является нежелание родителей делать ребенка «белой вороной» в его классе. Часто можно услышать от мамы или папы слова: «Мы долго сомневались, покупать ли ребенку телефон, но у всех в классе он есть и теперь это неотъемлемый атрибут знакомства между детьми, возможности завести друзей».

 

И действительно, сейчас дети ищут себе друзей по интересам не в реальной жизни, а в мире гаджетов. Они обсуждают любимую музыку, игры, блогеров и много других интересных вещей, о которых можно узнать только в виртуальном пространстве. Гаджеты стали нашими постоянными спутниками – это факт! Но как избежать возникновения зависимости ребенка от гаджетов и получить максимум пользы от использования «электронных друзей»?

 

Прежде всего, следует определиться, что в разном возрасте ребенок использует гаджеты для разных целей. Дошкольники, например, знакомятся с планшетами, компьютерами и телефонами по инициативе родителей. Нередко можно стать свидетелями ситуации, когда мама или папа используют смартфон для отвлечения внимания ребенка, переключения его внимания на игру или попросту как «цифровую няню». Да, безусловно, это эффективно и приносит свои плоды в очередях в поликлинике или дома, когда у мамы с папой куча дел и совершенно нет возможности иным способом успокоить капризничающего малыша. Или все-таки есть?

 

Уважаемые родители дошкольников, постарайтесь как можно дольше оттягивать тот момент, когда гаджет попадет в руки ребенка, ведь именно в дошкольном возрасте дети наиболее подвержены влиянию родительского мнения. Нельзя в 5 лет давать ребенку регулярно играть в телефоне, а в 15 лет с боем забирать телефон из рук подростка. Посудите сами, для ребенка эта ситуация выглядит так: «Мама, но ведь ты не видела ничего плохого в этом устройстве, почему ты вдруг стала так активно протестовать?»

 

К тому же, гаджеты в настоящее время активно используются и самими родителями: для общения, по работе или в качестве проведения досуга, а нередко и просто «убивать время», листая ленту социальных сетей или новостные сайты. А дети видят, что их родители не выпускают из рук телефон (компьютер, планшет, ноутбук, электронную книгу – нужное подчеркнуть), а значит, телефон – это хорошо и правильно, ведь папа с мамой всегда все делают хорошо и правильно в глазах их детей.

 

Малыш не знает, смотрите ли Вы сериалы на своем планшете, обсуждаете с другими родителями вопросы воспитания детей (или даже читаете эту статью!) или заняты рабочими диалогами и готовите какой-нибудь очень важный отчет, ребенок видит только то, что «родители постоянно в гаджетах, значит, это нормально».

 

Поэтому, рекомендации для родителей дошкольников следующие:

 

1. Как можно дольше ищите альтернативу гаджета для ребенка: больше времени проводите в играх, лепите из пластилина, рисуйте, гуляйте, бегайте и прыгайте с малышом;

 

2. Сократите собственное время пребывания в гаджетах в присутствии ребенка.

 

Что касается младшего школьного возраста, к которому относятся дети от 7 до 11 лет, к ним, как уже было сказано, абсолютное ограничение использования гаджетов практически не применимо. Тем не менее, родители способны не только прививать культуру использования гаджетов детям начального звена школьного обучения, но и объяснить правила безопасного использования Интернета.

 

К культуре пользования гаджетами относится:

 

· Предложение определенного контента родителем (если вы хотите, чтобы ребенок изучал окружающий мир и строение планет, углублял свои знания в предметах или осваивал те знания, которые не дадут в школе, то необходимо самостоятельно найти видео и другой интересный материал и посмотреть вместе с ребенком);

 

· Совместное использование гаджетов для поиска новой информации, не относящейся к учебной деятельности или позволяющей углубить школьные знания (как бонус – ребенку прививается интерес к получению новых знаний, повышается мотивация к обучению);

 

· Обсуждение просмотренного ребенком контента, поиск главной мысли/основного смысла/морали того или иного видео, статьи и пр., дискуссия о том, как бы поступил ребенок на месте главного героя и как бы поступил сам родитель;

 

· Поощрение (похвала) использования гаджета для творчества, обучения, изучения полезных фактов (в том случае, когда ребенок самостоятельно находит полезную информацию с помощью гаджета);

 

· Регулярные перерывы на 10-15 минут от использования гаджетов (чем младше ребенок, тем чаще перерывы), в ходе перерывов вы можете вместе с ребенком сделать зарядку, нарисовать то, что ребенок изучил только что (полезно для запоминания) и просто обсудить увиденное. Важно, чтобы в этот момент гаджет лежал в стороне;

 

· Показать ресурсы в сети Интернет, которым Вы сами доверяете. Это может быть Википедия, определенные каналы на Ютубе, множество ресурсов для онлайн-обучения (учи.ру, ЯКласс и пр.), в общем, любые сайты, которые Вы сочтете полезными для обучения и развития детей;

 

Как обеспечить ребенку безопасное использование Интернета:

 

· Прежде всего, объяснить ребенку основные правила конфиденциальности данных: не давать личные данные незнакомым собеседникам в сети Интернет, не выкладывать их в общий доступ и пр. Все те же правила, которые могут применять дети в реальной жизни;

 

· Убедить ребенка рассказывать вам о любых подозрительных личностях, которые пытаются с ним связаться через Интернет, о непристойных или непонятных сообщениях;

 

· Рассказать ребенку о существовании мошенников в сети, о том, с какими видами мошенничества сталкивались вы сами или ваши знакомые, как можно избежать их влияния или что делать, если уже оказался лицом к лицу с виртуальным мошенником;

 

· Можно составить письменное соглашение с ребенком о поведении в Интернете, в котором будет оговорено по пунктам, что может/должен делать родитель относительно времяпрепровождения ребенка в Интернете (например, контролировать время, проведенное в сети) и аналогичные может/должен для ребенка (например, не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи кому-либо в сети).Хочу такой сайт

 

В том числе, для предупреждения возникновения зависимости ребенка от гаджетов, родители могут:

 

· Акцентировать внимание детей на реальной жизни (предложить сыграть в настольные игры, вместе приготовить что-нибудь вкусное, или прогуляться по парку);

 

· Больше спрашивать о том, что происходит в реальной жизни ребенка, использовать открытые вопросы, например: «Что интересного произошло с тобой сегодня?», «Что запомнилось тебе в сегодняшнем дне?», «Что полезного ты узнал?» и т. д.

 

В отличие от дошкольного и младшего школьного возраста, переходный период (11-18 лет) характеризуется бунтарством и сменой авторитетов: вместо взрослых (учителей и родителей) для подростка на первое место встают сверстники. И, конечно, гаджеты выходят на принципиально новый уровень, ведь они позволяют подростку:

 

· Чувствовать себя значимым и популярным (лайки в социальных сетях, тонны переписок и возможность создать некий виртуальный образ себя, не соответствующий реальной картине);

 

· Способность реализовать себя в онлайн-играх (иногда подросткам кажется, что единственное место, где они действительно успешны – это те самые онлайн игры, ведь там можно увидеть результат, рейтинг, определить, в чем именно его, подростка, персонаж лучше);

 

· Возможность общаться с теми людьми, с которыми в реальной жизни вряд ли был бы налажен контакт в силу статуса или неуверенности в себе подростка;

 

· Найти свой собственный пример для подражания и авторитет в лице того или иного блогера, иной популярной личности.

 

На что важно обратить внимание родителям подростков:

 

· Прежде всего, исключить любые гаджеты из системы «поощрение-наказание». Безусловно, легче всего манипулировать поведением подростка, угрожая забрать гаджет в случае неповиновения или обещая купить новый, более современный и улучшенный в случае правильного поведения. Но, в этом случае, для подростка самоценностью будет не хорошее поведение, а гаджет. И как только ребенок получит заветную игрушку, поведение снова изменится на нежелательное. Или, наоборот, забирая у ребенка тот же смартфон, родители лишают его единственной «отдушины» (ведь там вся его жизнь!), чем еще больше повышают ценность гаджета и понижают собственную ценность в глазах подростка (ведь вряд ли вы сами сочтете союзником человека, который забирает у вас то, что вам так дорого);

 

· Помочь ребенку увидеть, в чем он хорош в реальной жизни: может быть, у ребенка прекрасный голос, или он учится играть на гитаре, или обладает талантом актера – все это могут раскрыть в нем только родители;

 

· Воздержитесь от критики в адрес ребенка. Даже если вам кажется (или вы это точно знаете), что он ведет себя глупо и нелепо, промолчите. Это очень важно для подростков, ведь критику они слышат везде: и в школе, и среди друзей. Пусть хотя бы дом станет местом, свободным от критики, лучше переключитесь на то, что именно у вашего ребенка получается лучше всего и предложите свою помощь (ненавязчиво!) в развитии этих умений и качеств;

 

· Уточните, что именно делает ваш ребенок за компьютером, возможно, он хочет стать программистом, или графическим дизайнером, или разработчиком игр. В этом случае лучше пойти навстречу и предложить курсы, которые вам посильны. Это будет еще одна монетка в копилку ваших с ребенком доверительных отношений.

 

Когда родитель и ребенок мыслят в одном направлении и способны сотрудничать, гаджеты не только перестают быть опасными, но и становятся полезными.

 

Все в ваших руках!

     

педагог-психолог Регионального ресурсного центра

 

по психолого-педагогическому сопровождению

 

Черепанова Алина Игоревна

 

г. Екатеринбург

 

https://nashi-deti66.ru/parents/kak-vospityvat-rebenka/rebenok-i-gadzhety-organizatsiya-poleznogo-dosuga-v-usloviyakh-semi/

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.05.2020

Дата обновления: 02.11.2022

Дата публикации: 20.05.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».