Нейропсихологические упражнения для занятий с детьми.

17.03.2022

 

Нейропсихологические упражнения для занятий с детьми.

 

Приведу примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые использую в коррекционно-логопедической работе.

1.  Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:

         двуручное рисование

Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

         межполушарная доска.

Межполушарная доска — это развивающая игрушка для тренировки обоих полушарий головного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

         упражнение «Колечко»:

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).

         Нейроскакалка

Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Задаю в качестве дополнительного домашнего задания.

         Упражнение для развития мозга

Необходимо взять тетрадный лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой. Когда работают пальцы обеих рук — активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по-разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному.

2. Кинезиологические упражнения.

В начале каждого урока с обучающимися выполняем кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.

         Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру четкой отработки переключения, а так же для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).

         Игра «Ладушки»

Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком (а такое часто встречаю среди младших школьников), учимся играть сначала в классическом варианте. Затем усложняем задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов.

         Упражнение «Добрая и злая коза»

На левой руке показываем комбинацию пальцев из указательного и мизинца, на правой из указательного и среднего пальцев. Меняем: на левой руке — указательный и средний, на правой указательный и мизинец.

         Упражнение «Ухо – нос-хлопок»

Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Затем хлопок. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Хлопок. Повторить несколько раз.

         Упражнение «Заяц-волк»

Левой рукой показывать «волка» (большой и указательный пальцы), правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

         «Зеркало»

Выполнять его необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Меняются ролями.

         «Попробуй повтори»(Нейропсихологическая игра)

В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.Хочу такой сайт

         «Резиночки»

Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами надевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции: одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».

3. Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими).

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

- На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С левой;

- Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;

- Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой: если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;

- Стукни раз, а может два, по частям скажи слова: разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;

- Мяч кидай, где звук узнай: определить позицию заданного звука в слове;

- Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри: подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове;

- Разноцветные мячи по порядку собери: составить звуковую схему слова;

- С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять: автоматизация звуков, слогов;

- Лови да бросай, слово новое узнай: заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши);

- Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова: образование притяжательных прилагательных (у волка — волчья, у лисы – лисья) и т.д.

4.Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга. Что делать:

         пускать мыльные пузыри;

         загонять шарик от настольного тенниса в «ворота»;

         дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

         сдувать ватку со стола;

        самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть; и тд.

5. Развитие мелкой моторики.

Развитию мелкой моторики рук способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения в игровой форме, стимулирующие процессы мышления, развитие речи, укрепляющие костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму.

6. Су-Джок

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, орехи.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.03.2022

Дата обновления: 23.03.2022

Дата публикации: 17.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».